Реально ли стать успешным фермером в России?

На модерации Отложенный

Семейный бизнес на селе 

Знаю супругов Блохиных как коренных горожан, чья судьба лет двадцать назад резко повернула в другое русло. Есть такое расхожее выражение: «Встретились два одиночества». Виктор и Люба соединили свои разбитые семьи в одну…. У обоих «молодоженов» к тому времени было по двое детей. А для укрепления союза родили еще доченьку Евгению. 

Так и начали жить, заново выстраивая свои отношения. Всемером теснились в малогабаритной четырехкомнатной квартирке. Чтобы как-то свести концы с концами, в лихие годы перестройки занялись торговлей. Блохиных сразу приметили домохозяйки, старушки и городская детвора, так как на уличном раскладе у них были и конфеты, и пряники, и вафли, и халва, и печенье – все до десятка сортов, самое свежее, но главное - по схожей цене. 

Вспоминая эти годы, мы с Любовью Викторовной смеемся от души. Уж очень время было тогда интересное! Мы вместе организовали совет многодетных матерей, его работу возглавила Л.В. Блохина. С помощью ее супруга - предпринимателя - удавалось успешно разрешать проблемы новогодних подарков для неорганизованных детей, добившись, чтобы каждому приемному ребенку также был выделен подарок, который мы персонально вручали прямо дома, у елки.

 Как живут сегодня Блохины, - вопрос, можно сказать, лишний, ибо каждый вечер и утро вижу их на городском рынке, куда они подвозят большущую коробку, заполненную бутылями парного молока. А еще у них всегда можно купить сливки и сметану, творог и сыворотку, ряженку и картошку, грибы и солености, законсервированные в трехлитровые банки. И я, постоянная их покупательница, очень довольна таким ассортиментом, хотя беру в основном молоко, к праздникам заказываю сливки и творожок. Летом на окрошку покупаю сыворотку. 

- Пять лет назад решили мы из Нефтегорска перебраться в соседнюю Семеновку, - рассказывает Виктор Дмитриевич. - Дети подросли. Стало всем нам, с зятьями и снохами, тесно вместе. Купили дом с надворными постройками и решили заняться личным подсобным хозяйством. В селе никто из нас никогда не жил и представление о том, как растить скот, доить корову, выпаивать теленка, заниматься молоком, было чисто теоретическое. До сорока лет мы ведь были потребителями продукции сельского хозяйства.

Сегодня подворье Блохиных - это ферма в миниатюре. Куры и гуси, коровы и телята да еще бык -производитель. Это основной семейный капитал. Дойных коров одних насчитывается около десятка, скоро еще одна отелится. Да семь голов молодняка. Два часа у Виктора Дмитриевича уходит на то, чтобы утром задать корм всему поголовью, налить в корыта воды, почистить стойла. И столько же времени уходит на вечернюю уборку. Любовь Викторовна всегда рядом с супругом. У нее тоже работа ответственная - она в семье первейшая доярка, а еще лекарка, счетовод и экономист. Минувшим летом, когда односельчане стали друг друга пугать неурожаем, договорились со знакомым фермером о поставках фуражного зерна. Заплатили звонкой монетой, по 4,5 тысячи рублей за тонну, радовались, что есть теперь запас на зимовку. А тут случайно старший сын Сергей узнал, что на Алексеевском комбикормовом заводе продают гранулы из отрубей по цене вдвое меньшей, чем они заплатили за фураж. Почти все дети Блохиных работают на местном заводе «Росскат», где по колдоговору его работникам оплачивается одна поездка грузовой машины по хозяйственным нуждам. И этой льготой для родителей они и воспользовались, когда привезли из Алексеевки требуемое количество корма. 

Кроме того, уточняют супруги Блохины, мы не скупимся на премиксы, другие витаминные добавки, так как видим, наши буренки на себя заработают всегда.

 О них хозяйка подворья может говорить только в превосходной степени. Породистый бычок Филька незаменим в их небольшом стаде. Варька - любопытная и непоседливая. Нойка родилась в ноябре и, как этот месяц, капризная, но стойкая. Зорька дает самое душистое молоко, а у Ночки самые высокие надои. До200 литровмолока вывозят ежедневно Блохины на рынок Нефтегорска, и не было еще случая, чтобы кто-то вернул продукцию из-за плохого качества или потому, что скислось. Чистота, говорит Любовь Викторовна, - залог нашего успеха и достатка. 

Транспорт у Блохиных куплен на банковский кредит, с которым они недавно рассчитались. В дальнейшем хотелось бы расширить хозяйство, обзавестись более удобной техникой для продажи продукции, но толково рассказать о льготах и субсидиях для владельцев личных подсобных хозяйств у нас, на местах, как-то не торопятся. Скорее всего, поэтому национальный проект «Развитие АПК» сельчане все еще воспринимают так, будто его программы созданы и работают для кого-то другого, но не для них. А происходит это от недостатка четкой и понятной информации, так как за чередой каждодневных дел и забот жителю села просто нет времени такую информацию отслеживать. Выход видится в организации специальных встреч за круглым столом, консультаций или краткосрочных курсов для владельцев ЛПХ, глав фермерских хозяйств, на которых специалисты управления сельского хозяйства должны доводить до их сведения все, что государство и правительство делает для развития и поддержки ЛПХ, КФХ и семейного бизнеса на селе. 

Костромич доказал, что бизнес на селе может быть успешным 

Бизнес на селе вполне может быть успешным. Это доказал Судиславец Сергей Котиков. Местный фермер превратил заброшенную деревню в преуспевающее хозяйство. А свежая телятина из "Родников" теперь на столе не только судиславцев, но и костромичей. 

35 километровот райцентра и ещё 5 в лесную глушь. Название деревни Копорье сохранилось разве что на карте. Для судиславцев привычней "Родники", в честь фермерского хозяйства. Все местное население деревни – коровы и быки. Демография на уровне – с начала года 16 новорожденных. На походе ещё 40. Пока больше мальчиков. 

С пеленок на мороз. Это не программа закаливания. А всего лишь канадская технология. Её фермер с 13 летним стажем Сергей Котиков перенял, когда работал в совхозе. К уличному режиму рогатых новатор добавил ещё свободу. Никаких ограждений и загонов. Это сооружение их единственная крыша над головой, но оно чаще пустует. Чужаков здесь нет – коров охраняет лес и непроезжая дорога. 

Просторы у буренок внушительные. Здесь спальня. Через200 метров– обеденный стол, но без деликатесов – обычная зерносмесь. Ещё в полукилометре – пруды. Туда свободные коровы ходят на водопой. Утопать в снегу не приходится. Дорожки для коров регулярно расчищает бульдозер. Животные на жизнь не жалуются. 

Слава о "Родниках" уже дошла и до Костромы. За мясом сюда едут и судиславцы, и жители областного центра. Поголовье приходится увеличивать. Сегодня это уже 170 коров. Фермер с одним помощником пока справляются.

 За видимым благополучием – тяжелый труд, два 20-летних трактора и ещё более древняя заготовительная техника. Кредиты фермеру пока не по силам. Поэтому в ближайших планах Котикова – взять в аренду ещё120 гектаровземли под корма. И скооперироваться с парой таких же частников для заготовки сена. Будет корм – будет мясо, а значит и новая техника.

Вот где горизонт! 24-летний менеджер-горожанин создал фермерское хозяйство в глубинке

Несмотря на то, что фермерское хозяйство «Шевелев А.С.» организовано всего лишь около года назад, в Конышевском районе оно сегодня на слуху. И хотя Александру Шевелеву начинать пришлось, считай, с нуля, уже не только четко определились основные направления этого многоотраслевого хозяйства, но и результаты есть.

 Создано хозяйство в границах колхоза «Россия», некогда слывшего крепким.

В нем, кроме растениеводства, было две с половиной тысячи голов крупного рогатого скота, овцеводство. Но к моменту прихода сюда А. Шевелева о животноводстве напоминали разве что полуразрушенные коровники и телятники. У них, считай, не было даже крыш, а местами и стен. Два таких строения фермер за короткое время восстановил. Потом закупил сто телок. Многие из них к настоящему времени уже отелились. 

В фермерском хозяйстве1000 гектаровземли. Это 127 долей. Часть из земельных участков арендуется, но большинство — куплено. С приобретения земли, собственно, и начинали, потому как без нее развивать животноводство немыслимо. Что лишний раз подтверждает и печальный опыт одного из сельхозпредприятий на территории того же Конышевского района. Содержа скот лишь на покупных кормах, оно разорилось вчистую. А в планах молодого фермера — довести поголовье коров пока что до 300, а овец — до трех тысяч (сейчас их около 700).

На первых порах зерно для приготовления концкормов ему приходилось покупать. Но в ближайшей перспективе, по расчетам Александра, животноводческая отрасль хозяйства будет полностью обеспечена зерном собственного производства. Прошлой осенью было посеяно200 гектаровозимых. А сейчас в хозяйстве самая горячая пора - весенняя страда. По плану ранние яровые зерновые должны разместиться на 500 гектарах.

 В общем, там, где еще недавно была разруха, жизнь налаживается. И у местных жителей, которые в связи с банкротством хозяйства оказались не у дел, снова появились и работа, и стабильный заработок. 

В представлении многих поднять такое большое дело под силу лишь умудренному жизнью и опытом аграрию. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что Александр Сергеевич — горожанин, что от роду ему всего двадцать четыре года и что до этого с сельским хозяйством он и связан-то никогда не был. Поэтому при первой нашей встрече, увидев довольно высокого, подтянутого, коротко стриженого молодого человека в спортивного покроя свитерке и джинсах, я даже усомнился, с главой ли фермерского хозяйства разговариваю. Думал, вот сейчас подойдет хозяин, и... Видимо, поняв мои мимолетные сомнения, Александр чуть заметно усмехнулся. 

Согласитесь, что мои сомнения понять можно. В его-то возрасте многие молодые люди еще рассчитывают на помощь и поддержку папы с мамой, а иные недоросли лет до 30 ходят с наушниками, слушая попсу, беззаботно потягивают пиво из банок и хвалятся друг перед другом «навороченными» мобильными телефонами и крутыми компьютерными играми. А тут парень такое взвалил на себя! Поэтому первые мои вопросы были отнюдь не о буднях и становлении фермерского хозяйства, а о том, как же Александр, коренной горожанин, оказался здесь, в сельской глубинке; что побудило его заняться фермерством; не скучает ли, в конце концов, он по благам городской цивилизации, к которым с детства привык.

 - Нет, не скучаю, - скупо улыбнувшись, ответил Александр. - Скучать некогда— работы много. Ухожу из дома затемно и возвращаюсь домой иной раз тоже затемно. Тем не менее, сельская жизнь мне больше по душе. Нет суеты, которая утомляет в городе.

 Не рискни Александр попробовать свои силы в сельском хозяйстве, он продолжал бы весьма благополучно жить в городе. Отец у него, Сергей Яковлевич, предприниматель, занимается оптовой торговлей. Сын, когда подрос, пошел по стопам отца. Закончив вуз, стал менеджером по продажам. Дело ладилось. Какзалось бы, чего же еще-то? 

- Можно было остаться на том же месте и спокойно работать, - кивнул Александр, как бы отвечая на мой невысказанный вопрос. 

Мысль о том, чтобы, заработав деньги в городе, попробовать себя в сельском бизнесе, заронил коллега Александра, хорошо знающий сельскую глубинку. Он рассказал, что в Конышевском районе появились свободные земли. Вообще-то до недавних пор они обрабатывались агрофирмой, которой управляет одна курская инвестиционная компания. Но не так давно она отказалась от обработки части полей. Так почему бы не воспользоваться моментом и не обратиться в администрацию района с просьбой помочь в организации фермерского хозяйства?

 Понятно, такие решения с бухты-барахты не принимаются . Александр десять раз все взвесил. С отцом они не раз говорили о том, возможен ли в принципе успешный сельский бизнес. Вникали в проблемы сельского хозяйства, взвешивали все плюсы и минусы. Безусловно, работа в аграрном секторе связана с риском. Но в конце концов где его нет? Этот бизнес, по убеждению Александра, может и должен быть выгодным, если правильно подойти к делу. Например, некоторые хозяйства сетуют на то, что закупочные цены на молоко довольно низкие. Но кто сказал, что молоку только один путь - на маслозавод, который скупится на настоящую цену? Можно ведь распорядиться продукцией иначе, если подойти к делу с умом. Точно так же и с зерном. Зачем ждать, пока кто-то даст за него достойную цену? Грамотные хозяева получают свою прибыль, откармливая скот и в конечном итоге реализуя мясо, которое всегда в цене. 

Отец поддержал сына.

 В селе Рыжково приход молодого фермера восприняли по-разному. Одни с надеждой, что у земли наконец-то появится настоящий хозяин, другие с недоверием, дескать, побудет горожанин здесь месяца три и уедет. Ведь опыта в сельском хозяйстве у него, считай, никакого, да и очень уж молод. Вот одумается и, что называется, повернет оглобли назад. Тем более, что житье у него в Курске было неплохое, есть работа. Да и молодая жена в городе пока что проживает и видится он с ней только в редкий выходной день... Третьи намекали на то, что предпринимателя привлекает главным образом земля, цены на которую растут и в будущем на ее продаже можно нажиться. 

Вот такие были пересуды. Но скоро и завзятые скептики смогли убедиться, что молодой фермер, похоже, решил обосноваться в сельской глубинке всерьез. И это укрепляет в людях надежду: раз уж такой головастый парень уверен в успехе своего дела, значит, у сельского хозяйства, несмотря на все трудности и проблемы, действительно есть перспективы. 

А пока ближайшие планы у Александра такие. В будущем году он планирует восстановить комплекс на 250 голов КРС, подготовить помещения для расширения поголовья овец. 

Чего-чего, а деловой смекалки, расчета Александру не занимать. А вот нехватку специальных сельскохозяйственных знаний он ощущает очень явственно. И решил, что будет поступать на заочное отделение Курской сельхозакадемии, чтобы получить специальность агронома.

 В общем, он весь в заботах. И не скрывает, что к вечеру сильно устает. Но зато так приятно видеть, как растет, крепнет его дело. Сельский уклад жизни ему по душе. Ну а что касается перспектив, то надежды у него связаны не только с собственным расчетом. Главное, что государство повернулось лицом к селу. Селянам, в том числе и фермерам, вполне доступны кредиты, чем молодой фермер уже воспользовался, чтобы приобрести четыре трактора. Реализуется немало целевых областных и общегосударственных программ по развитию АПК, предусматривающих субсидирование расходов хозяйств на развитие. Александр рассчитывает на свое участие в них. 

- Надо глядеть вперед, - говорит он.

 Трудно загадывать сейчас, как сложатся дела в фермерском хозяйстве «Шевелев А.С.» Скептиков на этот счет и сейчас хватает. Но, видя, с каким молодым задором, с какой непоколебимой верой в успех взялся Александр за дело, хочется верить, что его надежды сбудутся.

Сергей Цветков.

Конышевский район.

http://boris-mojaev.narod.ru/index.files/fermeri.htm