Украинской «трубе» приходит труба
Судьба украинской газотранспортной системы вновь оказалась в центре внимания. Хотя Верховная Рада отложила голосование за законопроект, позволяющий Кабинету Министров оперативно распоряжаться газотранспортной системой страны, это только временная передышка. Дискуссия о судьбе украинской ГТС является отличной иллюстрацией происходящего в украинском политикуме, переполненном взаимным недоверием.
Газотранспортная система Украины — важнейший путь транзита российского газа в Европу. Даже после приватизации «Газпромом» «Белтрансгаза» и запуска NordStream-а украинская труба остается для российской энергетической монополии незаменимой. Отсюда — попытки всячески приуменьшить ее значение, давление на официальный Киев и неуемное стремление установить контроль над украинской ГТС. Напомню, что идея газотранспортного консорциума впервые появилась еще в 2002 году, когда ее продвигали Владимир Путин и тогдашний канцлер Германии Герхард Шредер, сегодня имеющий непосредственное отношение к NordStream.
Сегодня все чаще приходится слышать о том, что вопрос эффективной эксплуатации «трубы» надо было решать 5-7 лет назад. В частности, об этом заявил главный парламентский регионал Александр Ефремов, прикрывая отступление от заявленного ранее стремления принять упомянутый выше законопроект. Действительно, в 2007 году произошли два интересных события. Во-первых, вступил в силу Третий энергетический пакет ЕС, предполагающий ограничение создания вертикально интегрированных компаний в топливно-энергетическом комплексе и разделение функций добычи и поставок газа. Эти правила серьезно беспокоят «Газпром», и его европейские лоббисты не жалеют для проталкивания возможности его коррекции под собственные интересы. Во-вторых, Верховная Рада по инициативе Юлии Тимошенко приняла изменения в Закон «О трубопроводном транспорте», запрещающий приватизацию украинской ГТС. За него проголосовали более 400 народных депутатов, среди которых были и десятки членов фракции Партии регионов. Правда, последующие события (газовые соглашения трехлетней давности, подписанные под патронатом Тимошенко и Путина, и неудачные попытки команды Януковича добиться их пересмотра) поставили под сомнение эффективность принятой тактики.
Стоит вспомнить нервную, близкую к истерике реакцию российской делегации после подписания представителями Украины и ЕС декларации о модернизации отечественной газотранспортной системы в марте 2009 года. Помните, тогда Президент Виктор Ющенко еще даже выдал премьеру Юлии Тимошенко свою ручку, чтобы та могла поставить свой автограф. Однако дальнейшие отношения в этом направлении напоминали ритуальные пляски двух племен — каждое из них энергично пританцовывает по свою сторону границы, при этом ограничиваясь звукошумовыми эффектами.
Украина так и не сумела убедить своих партнеров из ЕС в необходимости инвестировать в модернизацию украинской ГТС, в частности, в обмен на право покупать газ на восточной границе нашей страны.
Россия же тихой сапой продолжает продвигать свои проекты: в декабре 2011-го «Газпром» получил ключевое для прокладки «Южного потока» согласие Турции на работы в ее исключительной экономической зоне Черного моря. Министр иностранных дел Украины Константин Грищенко справедливо назвал «Южный поток» «политическим, а не экономическим проектом». Подтверждение этому тезису появилось в последние дни минувшего года. Шеф «Газпрома» Алексей Миллер публично раскрыл детали газовых переговоров с Украиной, в частности, размер скидки, который рассчитывает получить наша страна. В ответ Владимир Путин поручил начать работы по прокладыванию труб «Южного потока» уже в конце 2012 года. Трудно представить более прямолинейное предложение Украине быстрее найти общий язык с Россией.
Пожалуй, сегодня создание консорциума по эксплуатации украинской «трубы» выглядит наиболее приемлемым вариантом. Конечно, при условии защиты национальных интересов Украины. С этим в нашей стране есть заметные проблемы. Не секрет, что в газовых вопросах рыльце в пушку практически у всех более-менее влиятельных политических группировок, формирующих политическую повестку дня. Особенность же газовых переговоров в том, что они идут за закрытыми дверями, и результаты становятся для общества настоящим откровением. Эти правила дают пространство для маневра российским представителям и связывают по рукам и ногам украинских. К тому же приговор Юлии Тимошенко по газовому делу заметно сдерживает полет мысли и служебное рвение любого чиновника, понимающего, что власть преходяща, а украинская Фемида более не слепа.
Украинская «труба» сегодня является одной из опор национального суверенитета. Поэтому обеспечение ее эффективной эксплуатации — ключевая проблема национальной политики Украины. От того, смогут ли с ней справиться власть имущие, зависит их собственное политическое будущее. Российские переговорщики имеют не только больший финансовый запас прочности, им нет необходимости утрясать свою позицию, она стабильна и последовательна. Их украинским визави приходится маневрировать «между капельками», и ресурс такого хождения не бесконечен. Очевидно, что приоритет сиюминутной выгоды в газовых переговорах поставит под сомнение стратегические перспективы Украины.
Источник новости
Комментарии
Для подавляющего большинства украинцев этот вопрос принципиален.
Комментарий удален модератором
1. "власть" может себя только противопоставить населению
2. население Украины имеет махновский анархический менталитет и не признает "власти", которая хоть в малом обманула народ в своих обещаниях....
Пускай "власть" молится, что мы еще не взяли в руки вилы и топоры - дело за малым.
Напишите в личку, please
Российский газ нужен только большой хим. промышленности, которая в собственности олигархов - вот и усугубляет власть свой хронический гемморой, обслуживая запросы толстосумов.
А населению это "до фени".