Зачем Янукович создаёт информационную контрразведку: мнения

Президент Украины Виктор Янукович предлагает Верховной Раде предусмотреть создание в структуре Службы безопасности Украины подразделения контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности. Об этом говорится в законопроекте № 9494 «О внесении изменений в некоторые законы относительно структуры и порядка учёта кадров СБУ» зарегистрированном в Раде 23 ноября. Как говорится в объяснительной записке к законопроекту, это «должно способствовать концентрации сил и средств, оптимизации управленческой деятельности в решении задач по защите законных интересов государства и прав граждан в информационной сфере от разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, противоправных посягательств организаций, групп и лиц, а также законодательному урегулированию вопроса порядка учета кадров Службы безопасности Украины».
Законопроект предлагает дополнить указанным подразделением перечень функциональных подразделений, которые относятся к центральному управлению СБУ. Кроме того, определяет, что начальник подразделения контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности назначается на должность по представлению председателя СБУ и увольняются с должности президентом. Помимо этого, проект закона вводит утверждение председателем СБУ порядка учета кадров СБУ.
ИА REX: Есть ли необходимость в создании такого подразделения? И не станет ли оно инструментом борьбы с инакомыслием в блогосфере и социальных сетях?
Политконструктор Юрий Юрьев:
Ещё с системы «первых отделов» в СССР существовало курирующее госсекреты управление второго главного управления, и оно не прекращало существовать. Целью была и осталась сохранность гостайн, методами — проверки и надзор, а технологиями, например, физическое разграничение доступа локальных сетей и сети интернет. Но эта технология несколько ущербна. К примеру, если офицер сорвёт пломбы с порта ЭВМ и скопирует данные, это увидят, лишь потом, на этапе их реализации. И уголовное дело по вскрытию и копированию данных СБУ общей базы оперативных учётов граждан офицером СБУ уже было, и давненько. Что же касается штатских граждан, которые могут снять данные и быстро пересечь румынскую границу — так им ныне вообще вольготно, ныне категория секретоносителей зыбка, провоцируя кражи. А кражи ныне в моде, как и сама концепция «приватизации через разгосударствление». Видимо кража данных стала настолько систематической что пришлось расширять права государства, чтобы «приватизация через разгосударствление» не оставила от государства лишь банды с государственной атрибутикой. Слова «контрразведывательная защита» уместны не только потому, что такова традиция КГБ-СБУ, а и потому, что утечка государственных данных является целью операций, которые независимо от принадлежности оперирующих к бандам или бизнес-командам, — воспринимаются как разведывательные операции. А при умышленном уничтожении данных, как операции диверсионные. И так во всех странах мира.
Не вижу ничего особенного в стремлении государства обладать киберполицией и кибервойсками, и здесь официально лидируют США, обладая при самой голосистой демократичности наиболее скрытыми и наиболее многочисленными киберсилами. Украина — достаточно крупное государство, чтобы обладать своими киберсилами, не завися от киберсил США и не делясь с ними данными по своим событиям.
Если МВД давно умеет бороться с преступностью в сфере высоких технологий, и даже хай-тек оргпреступностью, что за зарплату, что за премию от могущих пострадать коммерческих структур, то госбезопасность и армия не могут ныне похвалиться предотвращением ударов по ним. Поэтому в законопроекте Януковича нет ничего удивительного. Хуже было бы, если бы Янукович обошёлся бы без законопроекта и создал бы полностью секретную структуру.
Тогда бы на неё впоследствии вешали всё, что исходит из общества и приписывали бы ей и провокации, и спецоперации и «оборотней в погонах».
А такое подразделение действительно необходимо. Приведу пример, как один аморальный политикан обвинил организации, в которых он почему-то состоит и поныне, в подготовке боевиков и терактов. Подобные заявления пугают людей, снижают их деловую активность, вызывают у них расстройства здоровья, провоцируют эмиграцию и за это нужно отвечать, и даже если по каким-то причинам не нашлось истцов по провокационным заявлениям, то истцом может выступить государство.
Журналист, руководитель информационно-аналитического проекта «Русский мир Запорожья» Александр Щепин:
Когда основной целью государства является защита интересов своих граждан, тогда спецподразделение контрразведывательной защиты в сфере информационной безопасности, несомненно, принесёт немало пользы в вопросе защиты общества от вполне реальных киберугроз. Если же государственные механизмы работают, в первую очередь, для удовлетворения интересов олигархических кланов, то тогда существует очень большая вероятность того, что подобное спецподразделение превратится в репрессивную машину по борьбе с инакомыслием и свободой слова в медийном пространстве. К сожалению, нам всем хорошо известны украинские реалии. Особенно оправданны подобные опасения в условиях, когда Украина фактически расколота надвое. Давайте на минуточку представим, что подобное реформированное, сверхмощное подразделение существовало бы во времена президента Ющенко. Я очень хорошо помню, как перед визитом Виктора Андреевича, мой русскоязычный город тщательно зачищали от вывесок и объявлений на русском языке.
Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков:
Сам факт создания такого подразделения и декларируемые цели и функции оного особых тревог вроде бы не должны вызывать. Уже давно и с переменным успехом с хакерами ведут борьбу аналогичные подразделения киберполиции в разных странах.
При этом некоторых руководителей уже успели уволить за плохие результаты в этой нелёгкой работе. Так в США в июле этого года уволен руководитель службы быстрого реагирования на компьютерные угрозы Министерства внутренней безопасности страны Рэнди Викерс после того, как 11 июля хакеры взломали сервер компании, которая является подрядчиком Пентагона. В результате этой атаки они похитили электронные адреса 90 тысяч американских военных. Однако не надо забывать, что Украина является не демократическим государством, а классической олигополией. И у тех, кто сегодня не дружит с властью, есть основания беспокоиться за состояние свободы слова в украинской части рунета.
Конечно, советники Януковича без труда могут убедить его в существовании киберугроз. Ведь под борьбу с кибертеррористами можно выпросить ставки киберофицеров (и даже кибергенералов). Несложно организовать кибератаку с помощью парочки хакеров под прикрытием и под это дело закупить с хорошими откатами якобы «современные средства киберзащиты». В общем поле деятельности перспективное для украинских чиновников. Надо отметить, что в России ФСБ подобной деятельностью обычно напрямую не занимается. Для влияния на интернет-среду есть множество подконтрольных Администрации Президента пиар-агентств, «аналитических центров» и простимулированных топ-блогеров. Совсем недавно Дмитрий Медведев даже подчеркнул, что российское государство не планирует каким-либо образом присутствовать в интернете, за исключением информирования о деятельности госорганов на официальных сайтах.
Напомним, что информация о создании такого подразделения вызвала многочисленные высказывания украинских оппозиционных политиков и правозащитников об очередной попытке удушения свободы слова в интернете. Известный правозащитник Эдуард Багиров удивлен созданием такого подразделения. Что такое контрразведывательная защита в сфере информбезопасности? — спрашивает он. «Похоже на грубое, бесцеремонное вмешательство в медийное пространство, покушение на свободу слова, стремление взять под колпак каждую редакцию».
Комментарии
Правда эти службы могут использоваться для искажения волеизъявления народа на выборах или референдумах. За права надо бороться!
Какой бред . А можно ли считать СБУ, вообще, службой, которая должна охранять вместе с президентом суверенитет граждан страны, если они еще в бытность Ющенко приносили присягу в присутствие посла США? А в самый пиковый момент антигосударственного путча в 2004 все 10-ть генералов на главном Майдане стояли, а офицеры СБУ охраняли бунтовщиков за баксы по всей стране?
Не тем служат эти ребяты, чтобы иметь моральное право вещать, ч кто есть враг для страны, а кто друг.
С армией и того хуже - ее просто нет, не по ком, в общем-то, и ударять.