Советское кино о жизни в СССР

Молодые люди сегодня, зачастую, воспринимают социалистические времена, как чуть ли не рай на земле. И переубедить их трудно: сами они в те затхлые годы не жили. Большая же часть статей в том же Гайд-парке являют собой лживое (и, полагаю, небескорыстное) восхваление совка. Между тем, многое можно понять, если внимательно смотреть те же советские фильмы. Да-да! Те самые ленты, которые снимались под бдительным присмотром парткомов и КГБ. Ведь извращение жизни, которое является сутью социализма, в те годы воспринималось столь естественно, что наивные авторы кинокартин, сами того не осознавая, создали антисоветские документы чудовищной разоблачительной силы.

    Возьмем, например, фильм «Председатель», снятый в 1964-м году режиссёром Алексеем Салтыковым. Фабула его такова: фронтовик Егор Трубников (актер Михаил Ульянов) после демобилизации возглавляет отстающий колхоз. Налаживает там жизнь и выводит хозяйство в передовики. Зрители в 60-е, да и позже, очаровались этим фильмом. Казалось, раскрыт секрет преодоления бедствий колхозной деревни: достаточно лишь, чтобы во главе каждого хозяйства встал честный и преданный делу председатель, каковым в сценарии Нагибина и представлен Егор Трубников.

Но обратите, пожалуйста, внимание на такой эпизод: в селе, где председательствует Трубников, закончились выпускные школьные экзамены. Группа ребят и девчат решила поступать в ВУЗы. И обращается к председателю колхоза за…справкой.

Сегодняшний молодой человек эту сцену просто не поймет. Как? Для чего? Зачем? Между тем, по законодательству, принятому в 1932-м году, колхозники паспортов не имели. С места своего жительства они имели право отлучаться только по разовой справке, выдаваемой председателем колхоза с указанием цели и срока отлучки. Не более, чем на месяц. Задержавшиеся на больший срок, штрафовались на 100 рублей. И подлежали административному (то есть, под конвоем) выдворению в колхозы. Повторная попытка сбежать от радостей советской колхозной жизни каралась лишением свободы на 2 года.

Соответственно, если сельские ребята и девчата желали поступить в ВУЗ, им требовалось разрешение председателя колхоза. Без этой бумажки у них не приняли бы документы и отправили бы обратно – умирать в колхозное гетто.

Эта, фактически, крепостная система просуществовала до 70-х годов. В 1970 году возникла лазейка для беспаспортных, приписанных к земле колхозников. В принятой в этом году "Инструкции о порядке прописки и выписки граждан исполкомами сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся", была сделана внешне незначительная оговорка: "В виде исключения разрешается выдача паспортов жителям сельской местности, работающим на предприятиях и в учреждениях, а также гражданам, которым в связи с характером выполняемой работы необходимы документы, удостоверяющие личность".  Этой оговоркой, «юрьевым днем», стали пользоваться все, особенно молодежь, которая страстно мечтала бежать от нищеты советской колхозной жизни в мало-мальски обеспеченные города.

Но лишь в 1974 году началась поэтапная формальная отмена крепостного права в СССР.  Было утверждено новое "Положение о паспортной системе в СССР" Самое существенное отличие его от предыдущих - это то, что паспорта стали выдавать всем гражданам СССР с 16-летнего возраста, впервые включая и жителей села, колхозников. Полная паспортизация началась, однако, лишь 1 января 1976 года и закончилась 31 декабря 1981 года. За шесть лет паспорта получили 50 миллионов колхозных рабов и их детей. По справедливости, 31 декабря 1981 и должно отмечаться как дата фактического падения крепостного строя в России. В 1861-м начался лишь первый этап процесса освобождения крестьян.    

Фильм «Любимая женщина механика Гаврилова» был снят Петром Тодоровским, в 1980-м году, на экраны вышел в 1981-м. Специально обращаю внимание на даты, поскольку именно на эти годы пришелся «расцвет застоя». Эпохи, когда по утверждению моих гайдпарковских оппонентов, в стране «все было» и прилавки «ломились от товаров».

И что же мы видим в фильме? В ожидании запаздывающего жениха, Рита (актриса Людмила Гурченко), прогуливается в окрестностях ЗАГСа. На улице натыкается на «хвост» очереди из магазина. Пытается выяснить: за чем стоят люди? Никто не знает. Рита, тем не менее, встает в очередь и через какое-то время выходит из магазина помятая и с …эмалированным тазиком с каким-то японским рисунком в руках. Очевидно, совсем ей не нужным.

Нынешние молодые адепты КПРФ, думаю, решили бы, что Тодоровский снял «комедию абсурда»: как можно занять очередь за неизвестно каким товаром? И для чего давиться в очереди? Отчего не купить в другом магазине?

Между тем,  малолетки, это и вас ждет, если ваша любимая КПРФ когда-нибудь победит.

Дело в том, что в 1980-81 годах в Советском Союзе (за исключением Москвы и Петербурга) был недостаток товаров. Особенно не хватало сколько-нибудь качественных товаров (потому, что в основном советские товары были дерьмом). Либо же товаров, пользующихся повышенным спросом, типа сегодняшних ай-падов. Эти качественные и редкие товары именовались «дефицитом». В торговле «дефицит» появлялся редко и нерегулярно. И зачастую, в одном магазине он был в продаже, а в соседнем, - аналогичном по профилю, - отсутствовал. Поэтому разумный совок старался приобрести любой «дефицитный» товар, до которого мог дотянуться. Вне зависимости от того, нужен он ему, или нет. С целью дальнейшей перепродажи или обмена на иной «дефицит».   

«Выйти замуж за капитана», фильм вышел в 1986 году. Понятно, что сценарий Валентин Черных написал годом-двумя ранее. Это я к тому, что фильм не «горбачевский». Итак, сюжет: капитан-пограничник Блинов (актер Виктор Проскурин) знакомится с журналистской Еленой (Вера Глаголева). Во время командировки в передовой колхоз, Елена делает шокирующие снимки: богатый урожай яблок в этом хозяйстве скармливают свиньям (вместо того, чтобы везти в магазины).  В погоню за влюбленными пускается «колхозная мафия», чтобы отобрать пленку. Пограничник и журналистка счастливо уходят от погони, но «щастья» нет: Елена уничтожает пленку по требованию своего бывшего возлюбленного – журналиста центральной газеты.

Фильм пользовался большим успехом (его посмотрели 14 миллионов зрителей). Обитатели совка поняли, почему в магазинах нет фруктов: козлы-колхозники кормят ими свиней.

И от этой ленты закипают мозги человека, не жившего в СССР. Казалось бы: зачем уничтожать фрукты? Ну большой у вас урожай, рынки затоварены – отвезите в Якутию, туда, где яблоки не растут; продайте со скидкой. Современники даже вообразить не могут, какой экономически извращенной системой был СССР. Давайте встанем на позиции «козлов-колхозников». Фрукты и овощи хозяйства соответствующего профиля сдавали заготовительным или оптовым торговым предприятиям в соответствии с планом. Если колхоз выращивал (и сдавал) плодовощторгам в 2-3 раза яблок больше, это не значит, что крестьяне по окончанию страды всем колхозом улетали в Таиланд. Потому, что существовал лимит превышения фонда заработной платы – обычно 20 процентов. То есть, хоть в 8 раз произведи больше продукцию, чем запланировано, все равно получишь к обычной зарплате 20 процентов премии.

Конечно, сам колхоз эти в 8 раз большие суммы за реализацию получил бы, но этот успех, тешил, разве, самолюбие экономистов хозяйства. Ведь на дополнительные деньги крестьяне не могли даже трактор лишний купить. Все: горючее, сельхозтехника, лимиты строительных работ выделялись в соответствии с планом, из централизованных фондов. Вне зависимости, экономически рентабельно хозяйство, или в долгах, как шелках.

Не говорю о том, что были и проблемы, как вывезти сверхплановый урожай из хозяйства. Ведь государственные автопредприятия также имели план перевозок и не были заинтересованы в его перевыполнении на много. У них так же был лимит зарплаты.

Схожая ситуация была и у администраций овощных баз. Куда девать сверхплановые фрукты? Отправить на Север? И что за это получить? 25 рублей премии на Новый год? Благодаря такой «эффективной» системе экономики миллионы тонн продовольствия в СССР или уничтожались сознательно, либо же бросались гнить, пропадать на полях и в овощехранилищах.

Когда сейчас говорят, что СССР пал жертвой какого-то капиталистического заговора, то не хотят видеть очевидного: это была выморочная, человеконенавистническая система, построенная вопреки всякой логики и законам общества. Чему свидетельством являются и советские фильмы.