Чечня, личные воспоминания.

 

Здравствуйте друзья и просто неравнодушные читатели!

 

    С чего всё начиналось? Сумгаит – 88-й год? А может казахстанские волнения

86-года?

    Как бы то ни было впервые я понял, что предстоит нелёгкая служба зимой 88-го года на стажировке ещё курсантом.

    Так сложилась моя офицерская судьба, что прослужить мне довелось в известном соединении Внутренних войск СССР (затем России) – дивизии имени Дзержинского от лейтенанта до подполковника.

    Хочу описать, стараясь не влезать глубоко в политику, свои воспоминания, солдатский быт, некоторые задачи.

    Начну с начала…

Абхазия. Лето 89 года.

    Только привёз с культпохода из Москвы роту своих солдат, воскресенье…

    Прямо на плацу полка проходит смотр подразделений. Снаряжение магазинов патронами, проверка средств связи, защиты, различной материальной базы… Различные политинформации, политзанятия по поводу: куда мы летим, что мы будем выполнять, какие права-обязанности при выполнении боевых задач у личного состава, стрельбы, смотры, боевая подготовка, само собой обычные наряды.

    Вспоминал потом неоднократно анекдот… «смотрами своих солдат замучают!»

    Только через неделю «встали на крыло» - ИЛ-76, он же «горбатый». Аэропорт под Сухуми – Гульрипши.

Первым делом: как говорят основные фразы?

«Шуши (хулу, муши) бзия, аюза!» - Доброе утро (день, вечер), друг!

В ответ: «Бзия убайт! Аюзцва!» - И тебе так же! Друзья!

Честно говоря, помогало в общении с абхазами.

Патрули, наряды, механизированные группы по разоружению населения.

Первая потеря у соседей – курсанты Высшего Политического Училища МВД СССР – Акопов, как сейчас помню. Увлекшись погоней за вооружённым гражданским – получил пулю в голову.

«Нас первых берут на прицелы,

Нам первые пули войны,

Так что же друзья – офицеры,

Для этого мы рождены!»

Забегая вперёд вспоминаю ещё одного Офицера, выпускника ВПУ. Из сайта про Героев СССР, РФ.

 

«Бабак Олег Яковлевич – заместитель командира роты по политической части 21-й бригады особого назначения Внутренних войск МВД СССР, лейтенант внутренних войск.

 

 Родился 25 февраля 1967 года в селе Виктория ныне Пирятинского района Полтавской области Украины в семье рабочего. Украинец. Окончил 10 классов.

 

 Во Внутренних войсках МВД СССР с августа 1985 года. Член КПСС с 1988 года. В 1989 году окончил Высшее политическое училище МВД СССР. Служил в 21-й бригаде особого назначения внутренних войск МВД СССР (посёлок Софрино Московской области).

 

 С марта 1991 года заместитель командира роты по политической части 21-й бригады особого назначения лейтенант Внутренних войск МВД СССР Олег Бабак в составе подразделений Внутренних войск выполнял задачу по охране общественного порядка в Кубатлинском районе Азербайджана.

 

 7 апреля 1991 года, получив сообщение об убийстве жителя посёлка Юхары-Джибикли, с группой военнослужащих лейтенант Бабак прибыл на место происшествия, где подвергся нападению вооружённого отряда численностью до семидесяти человек.

 

 Будучи окружён боевиками, отважный офицер отстреливался до последнего патрона и погиб. В результате его самоотверженных действий была сохранена жизнь подчинённых и предотвращена расправа над мирными жителями… Похоронен в родном селе.

 

Указом Президента СССР от 17 сентября 1991 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга лейтенанту Внутренних войск МВД СССР Бабаку Олегу Яковлевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 Награждён орденом Ленина.

 

 Приказом министра МВД СССР Герой Советского Союза О.Я. Бабак навечно зачислен в списки личного состава 21-й Софринской бригады особого назначения.

 

В октябре 2010 года в парке у платформы Ашукинская (Московская область) открыт памятник Олегу Бабаку.»

Далее были Коканд (Ферганская область, Узбекистан), Карабах, Грузия (Тбилисские события), Северная Осетия – Ингушетия и Чечня. Всего с десяток «командировок», отдельно стоят события 91, 93 годов в Москве.

    Ждали приказа, сидели в резерве. Надеюсь все понимают, что такое для военных приказ? Убили несколько наших, гранатомётом в Останкино практически отрезало голову солдатику... Из-за неразберихи расстреляли десанты (Тула) наш БТР - несколько солдат и лейтенант с моей роты погибли. Помню как мои солдаты-срочники со слезами на глазах спрашивали - за что нас (солдат) так ненавидят? Лейтенант с тыла - вёз горячее питание в оцепление - очередь прошила машину, ранили в печень...
Бог миловал, был всё время в пункте постоянной дислокации...
Не скоро люди узнают Всю правду. Оболгали по-чёрному майора с 4-го полка, якобы, он пробирался к "защитникам", и его "свои" расстреляли!
И узнаем ли вообще правду?

 

                                                                Чечня.
    Через год с небольшим началась Чечня и 93-й год показался невинными детскими забавами в песочнице...

    Ещё за полгода уже было предварительное указание Главкомата нашей Дивизии на подготовку к выполнению задач на Северном Кавказе. Ни для кого секрета не составляло, куда именно мы должны будем выдвигаться…

    Последнее «китайское» стопятидесятое предупреждение Верховного Главнокомандующего о добровольном разоружении НВФ, заверение Грачёва о взятии Грозного силами одного полка десантников… Тут же вопли нашего, вернее уже удуговско-яндарбиевского телевидения о вековой несправедливости России и прочий бред.

    Опять полигоны, стрельбы, боевая и политическая (зачёркнуто) –общественно-гуманитарная подготовка. Смотры, построения, проверки, приказы…

Вспоминаю одного нашего офицера, кстати, перевёлся в тыловые подразделения, неуютно ему стало среди всех.

    Его слова - "мне противно воевать в Чечне, я за независимость..." и прочий бред.

Был лозунг краской на технике:
"Россия, может быть, ты и не права, но ты наша Родина!"
    Вспоминаю Валентина Саввича Пикуля, его флотские романы. Когда один из офицеров сказал, что ему противно воевать, что война бесчеловечна. Ему в ответ сказали, а денежное содержание получать не противно?

    И вот вылет.

    Проезд по центральной линейке дивизии, поворот у ГДО (гарнизонный дом офицеров), на входе жена (делопроизводитель) машет рукой.  Аэропорт Чкаловский, дивизия «становится на крыло».

Десятки ИЛ-76, АНы, даже, если не ошибаюсь, «Русланы». Тут же вездесущие телевизионщики со своими телекамерами, отворачиваюсь, не хочу, чтобы показывали меня по телевизору. Через пару месяцев папа приехал сразу после того, как я вернулся по замене из Чечни. Говорил, что проглядел все глаза, смотря на дивизию Дзержинского в новостях, пытаясь меня там увидеть, не увидел, значит, я остался дома (наивный…)

    Летим – грузовой отсек негерметичный, все солдаты сзади в кабине у лётчиков.

    Приземляемся где-то под Волгоградом, ночуем, с утра взлёт и Моздок.

    Тут все, наконец-то понимают, куда попали. Госпиталя, 200-е, штурмовики прямо над головами…

    Формируется колонна, едем. Проходим через «мирные» аулы. Ищерская – Наурская, Червлённое, Толстой-юрт, СТОП!

    Поле, в километре позиции дивизиона «Акаций», далее «Града»…

    Рядом с нами – десантники. Как только мы встали, даже не рассуждая, автоматически! – сразу боевое охранение – караул -  наряд по части – патрули – дозоры - секреты. Многим это не нравилось, но на войне, как на войне.

     В движении? Походное охранение! Стоило только расслабиться и тут же получили «Гудермес». Лето – захват «духами» Гудермеса. Выдвигается наш резерв из-под Хасавюрта – тактическая группа, сформированная наспех, за десяток минут из тыловых подразделений. БЕЗ ОХРАНЕНИЯ! И тут же попала «под раздачу». Более половины всех потерь в Чечне именно там, в Гудермесе. Как интересно спится нашему «полководцу»-командиру полка? Специально поискал в сети, да, служит ещё на более высокой должности, раздаёт интервью.

    Спрашиваем у десантников – почему спите без охранения, без палаток, без кухни? Ну мы же десантники! Блииин! Тяжёлый случай. Не хочу говорить за всё ВДВ и отдельно за морскую пехоту, то как-то не видно было действительно «матёрых» бойцов рядом с нами. Основная рабочая лошадка на войне – пехота, «мабута», «соляра».

    Возвращались с Грозного деморализованные бойцы Майкопской бригады. Помню, среди ночи останавливается у дороги рядом с нашим полевым лагерем машина с гражданскими чеченцами. Что сделают слегка подвыпившие мужики, когда видят рядом с собой военных? Тем более ещё относительно недавно отслужившие в армии? Правильно, идут с бутылкой к солдатам, угощают их от чистого сердца. Но не учли одного, мы все ждали команды на вход в Грозный, всех положили мордой в снег, через пару часов отпустили восвояси (каюсь, по моей команде, не выполнил приказ расстрелять их), пожелав не лазить ночью возле расположения военных.

    До сих пор запах согревшей солярки и в сочетании со снегом перебрасывает меня в Чечню.

    Далее – совхоз «Родина» у аэропорта «Северный», затем больничный комплекс  и школа рядом с площадью «Минутка».

    Первые потери. Может быть выскажу непопулярную мычль, в первую очередь, среди своего же брата- военного. Большая часть потерь в войнах и боевых действиях по своей или вышестоящей глупости, неосторожности…

    Попытаюсь вспомнить всех поимённо.

    Первый 200-й. Танк с экипажем из трёх человек, плюс три наших солдатика в охранение на линии боевого соприкосновения. Приказ – окопаться, защиту не снимать, бдить! Куда там! Костёр – сухой паёк (отдельная песня) – штыки в землю – бронежилеты долой…

    Подъезжает духовский уазик с миномётом, пристрелка-вилка и прямое попадание в костёр – три тяжёлых, три 200-х. Отвозил сам под Орск – Оренбургская область. Тяжело мне было смотреть в глаза родителям, говорить, как героически погиб их сын.

    Ездил так же на Алтай (Яровое-Славгород), Кировская область – Нолинск с теми же печальными миссиями.

    Помню ещё морпехов, как запускали «Змея Горыныча», удлинённый заряд разминирования - запустили прямо на нашу группу старших офицеров из Главка.

    Несогласованность, нет организации взаимодействия.

    А в целом по потерям за первую войну… По моему подразделению. За все "командировки", т.е. за два года безвылазного выполнения СБЗ батальон потерял 3-х солдат (в полку 29, в дивизии около 200...). За вторую – 2002 год (лично мой) – только три потери… Которые можно было избежать. Превышение скорости на горной дороге – машина опрокинулась в пропасть, водитель переломан, офицер погиб. На одном и том же месте у Гирзельского моста (граница Дагестана и Чечни), останавливалась БМП, сперва проверяли сапёры, затем «забили» на это муторное дело, подрыв фугаса, убит механик-водитель.

    Вспоминаю ещё как приезжали родители солдат, умоляли вернуть им их детей из района боевых действий. В первую войну не очень-то спрашивали желание солдат повоевать. Сами же солдаты наотрез отказывались уезжать. Только один уехал…

    Вот эта история:

     УАЗик (уже смешно) и приказ командира – доставить солдата с матерью до «цивилизации», т.е. до Знаменского, но я не доехал всё-таки (и правильно сделал!), остановился у станицы Червлённой (кстати – бОльшая часть Чечни – станицы, в т.ч. и станица Грозная –старое название, чисто русские места).

За спиной у меня солдат с матерью, двое солдат с автоматами в сопровождение.. Окружают машину с десяток "духов" в центре села...
Терять нечего, иду с протянутой рукой навстречу.
"Салам!".
"Салам!".
Что, как, зачем? Разговор двух не мальчиков уже. Смотрю, знакомый белорусский акцент у ихнего старшего. И он начинает ко мне присматриваться внимательнее...
Я: "Ты откуда родом?"
Он: "Беларусь!"
...
Однокашник по Бобруйскому автотранспортному техникуму, распределение в Грозный, женитьба на местной (не часто такое бывает!).
Постояли с полчаса, поговорили, дал сигнал своим на пропуск обратно и до ближайших блок-постов провели обратно, а солдата с матерью они с утра посадили на маршрутку в сторону Моздока...
Как там мой земляк-белорус?
    Были и иные встречи с земляками, увы.

    Рассказывал друг, сам он тернопольский, матёрый «западэнець», но офицер нашей дивизии. Встретил на волне в эфире земляка. Было дело перед операцией. Договорились о встрече на «нейтралке». Вышел наш Степан, весь чистый, бритый, подтянутый, в недраном камуфляже. И выполз наёмничек-«дикий гусь», драные кроссовки, обноски. Степан – переходи  к нам, отмажу, помогу, спасу. А тот на полном серьёзе убеждает перейти к бандитам Степана… Разошлись. Через пару часов, после работы нашей артиллерии, нашёл рваные знакомые кроссовки в кустах Степан…

    Ещё в большинстве частных домов  были: внутренний двор с фонтанчиком, капитальные гаражи на несколько машин, хозпостройки, подвал-убежище, плюс само-собой зиндан для рабов. Сам видел сохранившиеся цепи с ошейниками.

    Прошёл в Чечне через многое, хватит ещё не на одну статью. Меня ещё называли миротворцем. Как я в полку – потерь нет, всё спокойно. Как-то так получилось, что не довелось мне бегать в атаку, участвовать в «Чистилищах» по Невзоровски.