Сталин на грани большой войны перед своим уходом. Смена министра обороны РФ в контексте "корейского сценария"

На модерации Отложенный

Вечером 12 мая Россия узнала о назначении Андрея Белоусова министром обороны. Вообще говоря, смена министра обороны в стране - это знаковое событие, за которым, безусловно, стоит изменение стратегического видения ситуации в мире, что и влечёт за собой кардинальную переоценку работы важнейшего силового ведомства. Пожалуй, самый драматический пример, уместный в этой связи, - принятие на себя должности наркома обороны И.В.Сталиным 19 июля 1941г. – вскоре после нападения фашистской Германии на СССР. Ранее наркомом обороны был С.К.Тимошенко, который стал таковым 7 мая 1940г. в результате осмысления итогов советской-финской войны 1939-1940гг. Тимошенко сменил К.Е.Ворошилова, ставшего наркомом 7.11.1925г. вскоре после смерти М.В.Фрунзе.

В контексте 2024 года – ухода на почётное повышение С.К.Шойгу и назначения министром обороны экономиста А.Р.Белоусова я снова напоминаю о так называемом корейском сценарии вооружённого конфликта Восток-Запад в его первом и втором воплощении. В результате первого СССР встал в 1953г. на грань большой войны на Дальнем Востоке. Как обошли эту возможность, которая не очевидна для большинства непосвящённых, и как она связана с современностью второго конфликта, пойдет здесь речь.

Начну как бы издалека. Не воспринимайте это только как "дежа вю" - уже виденное. Это факт, что в историческом прошлом “штатский маршал” Николай Александрович Булганин (1895-1975) дважды возглавлял военное ведомство в СССР. Первый раз назначения произошло 3 марта 1947г., когда Сталин снял с себя полномочия главы министерства Вооруженных сил и сознательно отдал его под начало неармейского человека. Этому решению способствовало, как пишут, стремление не давать взлета властным амбициям в генеральской среде после Великой Отечественной войны. Так это или не совсем так, но второй раз Булганин занял военный пост 15 марта 1953г. вскоре после смерти 5 марта 1953г. Сталина. Конечно, Булганин не был случайным человеком, он являлся зам. наркома обороны Сталина, но помимо того он не тянул лямку военной службы, а в 1938-40, 1941-45гг. возглавлял Госбанк СССР, а до этого служил в охране, в транспортном ЧК, электротехническом тресте, являлся директором завода МЭЛЗ, председателем исполкома Моссовета, председателем СНК РСФСР (1937-38). Участие Булганина в военных советах фронтов Великой Отечественной не добавило ему авторитета в армейской среде, для генералов он оставался штатским человеком.

Таким образом, первым министром обороны СССР стал не армейский “маршал”, а “экономист”. Да, да, должность министра обороны появилась 15 марта 1953г. после ухода с должности военного министра СССР маршала Александра Михайловича Василевского (1895-1977). Почему Сталин перед смертью 25 февраля 1953г. заменил название должности главы военного Ведомства с министра Вооруженных Сил СССР на “военный министр СССР”, намекающую даже на грядущую войну, можно строить предположения. Безусловно то, что приход Василевского в министры 24 марта 1949г. и его уход 15 марта 1953г. связаны с изменением оценки внешнеполитической позиции СССР. Важное место в этой оценке занимала та самая война на Корейском полуострове в 1950-1953гг. - первое воплощение конфликта Восток-Запад.

То, что Советский Союз широко поддерживал северную Корею (КНДР) в этой войне как оружием, боеприпасами, подготовкой армейских кадров, так и прямым участием советских летчиков в боях, не является новостью. Другое дело, что в те годы эта поддержка активно не афишировалось, а участие наших летчиков в военных действиях скрывалось. Тем более в советских газетах не сообщалось и о содержании бесед премьер-министра КНДР Ким Ир Сена со Сталиным 5 марта 1949г. А тогда молодой горячий Ким Ир Сен (1912-1994) приехал в Москву и предложил советскому вождю немного ни мало объединить северную и южную Корею силой.

Сталин с известным скепсисом отнесся к этой идее и предложил согласовать смелые военные планы с Китаем (Мао Цзедуном). Также вождь посоветовал не начинать войну первыми, а дождаться военной провокации Южной Кореи и нанести масштабный контрудар, в ходе последнего и объединить обе части полуострова.

Весной 1949г. Сталин был озабочен подготовкой к созданию военно-политического блока НАТО в Европе. О будущем НАТО и разрабатываемых планах войны США против СССР докладывали разные источники, что вызывало справедливое беспокойство у советского лидера. В марте 1948г. появляется план «Бройлер», предусматривавший сброс 34 ядерных бомб на 24 города СССР, в декабре 1948 года – «Сиззл» (133 ядерные авиабомбы на 70 советских городов). Своей атомной бомбы у СССР ещё нет. В Ноте от 29 января 1949 г. правительству Норвегии СССР утверждает, что предполагаемое создание НАТО предусматривает создание баз этого блока вблизи советских границ. Норвегии задавали вопрос, — намерена ли она вступить в НАТО, и будет ли это означать создание военных баз на норвежской территории. Как известно, Норвегия вступила в НАТО 4 апреля 1949г. в качестве члена-основателя вместе с одиннадцатью другими странами.

Иногда пишут, что СССР спокойно среагировал на создание НАТО. Аналогичная военная организация Варшавского договора была создана только в 1955г. Но это внешняя сторона дела. СССР продолжал крепить свою оборону. В марте 1949г. Сталин принял предложение Ким Ир Сена об объединении Кореи как важную дополнительную опцию в стратегии противостояния странам западного альянса. Одновременно в марте 1949 г. в структуре ЦК ВКП (б) была создана Внешнеполитическая комиссия входило развитие связей с компартиями, другими левыми организациями зарубежных стран, информирование ЦК о положении в международном коммунистическом движении, развитие пропаганды, ведущейся из СССР на зарубежные страны.

В некотором роде это было возрождение идей Коминтерна, распущенного в 1943г., ( чтобы не ссориться с союзниками по антигитлеровской коалиции). Другим значимым следствием визита Ким Ир Сена стала отставка Булганина с военного поста и назначение министром вооруженных сил СССР боевого маршала А.М. Василевского 15 марта 1949г., причём 12 марта 1949г. Ким Ир Сена принимал ещё Булганин. 17 марта 1949г. подписано соглашение о сотрудничестве СССР и КНДР, подразумевающего военную помощь.

В апреле-мае 1949г. эмиссар Ким Ир Сена по имени Ким Ир побывал в Пекине для консультаций, где заручился поддержкой китайских товарищей (Мао и др.). Вместе с тем Мао Цзедун посоветовал не спешить с атакой, поскольку в Китае еще не кончилась война коммунистов с правительством Чан Кай Ши. Удобное время для объединения Кореи Мао видел в начале 1950г. Вполне логично, что после разгрома войска Гоминдана в октябре 1949г. подготовка к объединению Кореи интенсифицировалась. Главный советский военный советник в КНДР генерал-лейт. Васильев “В докладе о состоянии Корейской Народной армии на 1 марта 1950г.” сделал выводы, оценивающие Народную армию в целом готовую к решению стратегических и оперативно-тактических задач на Корейском полуострове”. К тому же времени Сталин приходит к ошибочному мнению о том, что США не будут вмешиваться в корейские дела, поскольку эта страна не входит в основной периметр их интересов (см. подробнее здесь). На сомнения Мао Цзедуна Сталин 14 мая 1950г. так тому и ответил, что в свете изменившейся международной ситуации я согласен с корейскими предложениями двигаться к объединению. Итак, 25 июня 1950г. началась успешная наступательная операция Корейской Народной армии, план которой, по утверждению южных корейцев, готовился с активным участием советских военных советников.

К разочарованию коммунистических лидеров США оперативно среагировали на военную операцию, названной на трибунах ООН вторжением. Военные силы США и других стран под флагом ООН вскоре пришли на помощь южнокорейской армии, вытеснили северокорейцев с захваченных территорий и перешли 38-ю параллель. Китай был вынужден послать армии своих добровольцев на помощь Ким Ир Сену, СССР прислал летчиков во главе с трижды Героем Кожедубом. Война затягивалась и издержки её тяготили основных экторов - Китай и США.

Наконец, мэйджоры ситуации СССР и США дали согласие на переговоры о перемирии, начавшиеся 10 июля 1951г. Как и следовало ожидать, первым камнем преткновения на них стала демаркационная линия. Китай предлагал провести ее по старой границе на 38 параллели, США настаивала на линии разграничения с учетом текущей военной ситуации. При этом подразумевалась не линия настоящих позиций (траншей), а так называемые удобные позиции, с которых сторонам было бы удобно оказывать сопротивление друг другу. Логика была потрясающая. Поскольку в результате перемирия авиация и флот под флагом ООН уходят с поля боя, северокорейцы должны будут сдвинуть где-то свои позиции (и границу) на север, отказавшись от своего рода форы перед слабенькими южными корейцами. Неудивительно, что такие переговоры зашли в тупик.

Переговоры периодически возобновлялись, но они мало мешали войне, военные действия продолжались ещё 2 года. Стороны пытались улучшать свои позиции на фронте, видя в них будущие государственные границы. В ноябре 1952г. в США на выборах победу над демократом Трумэном одержал республиканец Эйзенхауэр, от которого избиратели ждали скорого решения корейского вопроса. Генерал Эйзенхауэр, герой второй мировой войны, в отличие от нынешнего лидера мнений Трампа не хотел любого мира. Он даже был готов расширить военные действия в Корее, если коммунисты не пойдут на условия США. При этом подразумевалось выполнение условия ООН (США) при предстоящем обмене пленных - изъявления свободной воли “красных” пленных при решении, где им жить после освобождения. КНР в этом вопрос упиралась, рассчитывая на измор в войне американцев и помощь СССР. "Шеф" в Москве в этом вопросе скорее их поддерживал, чем резонил. Конца не было видно. Следовательно, назревали решительные меры США? И ответ на них СССР? Не отсюда ли происходит преобразование А.М. Василевского в военного министра CCCР 25 февраля 1953г.?

Неожиданно 5 марта 1953г. умирает Сталин. Без него Президиум ЦК КПСС принимает решение в пользу окончания войны в Корее с целью снятия опасной напряженности в отношениях с США. На посту министра обороны боевой маршал Василевский ввиду смены стратегического видения больше не нужен, 15 марта 1953г. его сменяет “экономист” Булганин. В тот же день Маленков перед Верховным Советом заявляет, что не существует ни одного спорного вопроса, который нельзя решить мирным путем на основе взаимопонимания заинтересованных сторон. 20 апреля 1953г. происходит первый обмен пленными. Захотело вернуться на родину в КНДР и КНР 82500ч., не вернулось 50000ч. 27 июля 1953г. заключается, наконец, и перемирие. О демаркационной линии договариваются, она не совсем совпадает с границей, проведенной по линейке 38 широты на 25.06.1950г..

В качестве краткого многозначного заключения. Если настоящая История с её объединительными мотивами моделирует во втором воплощении конфликта Восток-Запад - в плане продолжительности вооруженного противостояния в бывшем СССР - временные рамки корейской войны (25.06.1950-2.07.1953 37 месяцев), то СВО отведены небесной волей и ресурсами 2022-2025гг. Однако ход жизни не может быть неизменным. Не об этом ли говорит назначения экономиста во главе важного министерства “чуть раньше детерминированного моделью срока”?

Друг Истории