Кто мешает Герасимову достичь триумфа в зоне СВО? История о ворах и биатлонах

На модерации Отложенный

Ещё задолго до СВО в России представили новую концепцию ведения боевых действий, которая должна была в полной мере проявить себя в феврале 2022 года, но не проявила. Кто помешал Герасимову достичь триумфа в зоне СВО в самом начале конфликта? Рассказываем печальную историю о ворах и биатлонах.

В 2013 году начальник Генштаба ВС России Валерий Герасимов представил новую концепцию ведения боевых действий в современном мире. Генерал тогда заявил, что в XXI веке старые подходы уже не работают, потому что границы войны размываются.

В советскую эпоху всё было просто и понятно. Враг объявляет тебе войну, после чего начинаются полноценные боевые действия с танками, самолётами и артиллерией. Сегодня же западные страны огромную ставку делают на невоенные методы захвата территории - то, что мы теперь называем гибридной войной. С помощью мощной пропаганды, чемодана денег и целой сети иноагентов-НКО США устраивают цветную революцию, ставят во главе чужого государства карманный режим и управляют им, как марионеткой. Именно так произошло с Украиной во время госпереворота 2014 года и с целым рядом ближневосточных и африканских стран в ходе так называемой арабской весны. В этом случае вооружённые силы подключаются уже на финальной стадии, чтобы закрепить успех. Их вводят под видом миротворцев или участников какой-нибудь антитеррористической коалиции, как это произошло в Сирии.

Герасимов же предлагал обратный подход - сначала сломить противника быстрой военно-полицейской операцией, осуществляемой малыми группами, а потом закрепить успех "мягкой силой". Было решено сделать ставку на небольшую, но профессиональную армию. Выросла ценность бригад и батальонных тактических групп - сравнительно малые подразделения, которые при этом оснащены артиллерией, зенитными комплексами и бронетехникой. Эта тактика полностью оправдалась в ходе СВО. Относительно небольшие группы, действуя слаженно, координируя работу с авиацией и артиллерией, берут сегодня самые неприступные украинские города-крепости.

Ещё один важный пункт плана - это развитие возможностей наносить удары в глубину территории противника и одновременно развивать средства ПВО. Как показала история, в этом Герасимов тоже не прогадал. Своевременно принятые меры позволяют армии России сегодня наносить массированные удары по врагу и дотягиваться до любой точки на территории Украины, а хорошая система ПВО отражает атаки даже современных натовских ракет. К примеру, недавно ВСУ выпустили по Крымскому мосту 12 ракет ATACMS. Все они были перехвачены на подлёте.

Но, к сожалению, в концепции Герасимова сработало не всё.

Где мы провалились

В плане начальника Генштаба было два важных пункта, которые тоже, как показала практика, были верными, но которые тем не менее не реализовали в полной мере.

Первый пункт - это ставка на территориальную оборону. Эта идея возникла у русских стратегов в результате анализа сирийского конфликта. Сирийская армия столкнулась с тем же, с чем сталкиваемся сегодня мы на Украине. Там группы террористов захватывали город и окапывались в нём, превращая населённый пункт в крепость. Войскам САР приходилось осаждать город и утюжить его ракетами. Бои получались долгими и кровопролитными, а от города в итоге ничего не оставалось. Чтобы избежать такой ситуации в случае нападения на Россию и захвата уже русских городов было решено развить систему территориальной обороны. При вторжении врага местные жители быстро собирают ополчение и обороняют город, пока войска не придут на помощь. Их задачей является не пустить противника в населённый пункт и не дать ему там закрепиться. И если бы так действовали во время вторжения ВСУ в Курскую область, ситуация там сейчас была бы совершенно другой, а враг не смог бы захватить за один присест 28 сёл. На Украине же тероборону создали сразу, и она показала себя довольно эффективным военным инструментом.

Справедливости ради стоит признать, что некоторые аргументы противников народных ополчений были верными, что, опять же, показал украинский конфликт. Передача оружия гражданскому населению сопряжена с риском мародёрства и хаотичной стрельбы по своим.

Именно с этими проблемами столкнулись украинцы, когда русские войска подошли к Киеву в 2022 году. Мифические "чеченцы", которых, по словам Зеленского, украинские солдаты убивали в Киеве, на самом деле были гражданскими, которые в панике пытались уехать из столицы и которых тероборонщики, тоже находящиеся в состоянии паники, принимали за русских диверсантов и расстреливали. Но чтобы такого избежать, достаточно грамотного управления теробороной и жёсткой дисциплины.

Второй пункт, который Россия провалила, - это роботизация армии. Американцы используют военные беспилотники ещё с 90-х годов и, как показывают конфликты на Ближнем Востоке, весьма успешно. Россия же до последнего тянула с внедрением беспилотных систем, полагаясь на "дедовские методы". Лишь в 2018-2020 годах в этой сфере началось какое-то шевеление, но оснащение армии всё равно осуществлялось медленно.

Причина проста - коррупция и воровство. У этого провала даже есть конкретная фамилия. Сегодня источники из числа офицеров сообщают, что бывший замминистра обороны Павел Попов, который отвечал за инновационное направление, сорвал оснащение армии беспилотниками. Сейчас генерал находится на скамье подсудимых, правда судят его не за это, а за то, что, по версии следствия, он потратил деньги, выделенные на развитие парка "Патриот", чтобы построить себе дачу.

Уже в 2020 году, когда вспыхнула война между Арменией и Азербайджаном, стало понятно, насколько важную роль играют беспилотники. Тогда турецкие дроны, предоставленные Азербайджану, с лёгкостью обходили устаревшие советские ЗРК Армении.

А уже СВО показала, что беспилотники - это чуть ли не главный инструмент в арсенале военных. Они осуществляют разведку, наводят артиллерию, уничтожают живую силу противника и технику, подавляют систему ПВО и даже доставляют боеприпасы. А недавно в России рассказали о разработке большого коптера, задача которого - эвакуировать раненых бойцов с поля боя.

Сегодня в нашей стране производится много беспилотных систем. Это и знаменитые "Ланцеты", которые прекрасно показали себя против натовской бронетехники и зенитно-ракетных комплексов. И "Герани", которые участвуют при массированных обстрелах. Но если бы этим направлением начали заниматься вовремя, то, возможно, спецоперация закончилась бы раньше.

Вместо этого Россия начала кичиться мощью своей армии: проводить военные парады, танковые биатлоны, рассказывать о неуязвимых "суперхранилищах", якобы способных выдержать ядерный удар, но на деле - взлетающих на воздух от попадания одного единственного украинского дрона. Этим Москва создала иллюзию собственного тотального превосходства над противником и расслабилась.

Почему СВО пошла не по плану?

Армия России, следуя концепции военно-полицейских операций малыми силами, в 2022 году собрала экспедиционный корпус и бросила его на Украину. Эта тактика сработала бы, если бы оправдался первоначальный расчёт - напугать киевскую элиту и заставить её письменно отказаться от Крыма и Донбасса. Но вмешались американцы с британцами, убедили Зеленского, что тот обязательно победит с помощью западного оружия, и конфликт продолжился. Теперь это уже была не "полицейская" операция, а самые настоящие боевые действия, больше походившие на муторную окопную войну времён Первой мировой, чем на стремительные танковые прорывы времён Второй мировой.

Армии пришлось адаптироваться к меняющейся обстановке. Подтягивать резервы и менять тактику боевых действий. Это видно по текущему наступлению русских войск в Донбассе. Больше нет никаких стремительных прорывов. Военные, наоборот, двигаются медленно, чтобы не оторваться от логистики. Лобовые атаки сменила тактика обхода с трёх сторон и взятие противника в полукотёл. А с городами-крепостями теперь разбираются ФАБами.

Сильной стороной русской армии всегда было умение адаптироваться к меняющейся обстановке. Но в то же время её врагами всегда были коррупция и кумовство. И если бы в своё время генералы занимались развитием армии, а не строительством дач, то сегодня украинский конфликт мог бы идти совершенно иначе.

Царьград