Откуда взялись "парламентарии Тувы" в тайваньском парламенте
На модерации
Отложенный
13 января на Тайване прошли президентские и парламентские выборы. Победу на них предсказуемо одержала правящая Демократическая прогрессивная партия (ДПП). Эта политическая сила, позиционирующая себя как либеральная, находится у власти с 2016 года. При этом ключевым пунктом ее программы является референдум о переименовании конституционного названия Тайваня с "Республика Китай" на "Республика Тайвань" (Тайвань Гонхэго). Собственно говоря, ради этой цели, т.е. формирования "отдельной тайваньской государственности", ДПП и была создана. В связи с этим ряд российских китаеведов посчитали правильным высказать положительное мнение об оппозиционной партии Гоминьдан. Вопрос только в том, что Гоминьдан хоть и выступает за объединение Китая, но под главенством Тайваня. Главное же то, что эта политсила традиционно предъявляет территориальные претензии к России.
С учётом этого факта нашу страну больше должен беспокоить тот факт, что на прошедших выборах в тайваньский парламент избрали депутатов, которые позиционируют себя "представителями" Тувы. Откуда они там взялись?
Согласно собственной Конституции, Тайвань действительно именуется Китайской Республикой. Данное образование было учреждено более столетия тому назад, а именно – в ходе так называемой Синьхайской революции 1911–1912 гг. Эта революция, состоявшая из ряда антиправительственных выступлений, была инспирирована Японией и США. Её результатом стало свержение маньчжурской династии Цин, а также учреждение республики по примеру Соединённых Штатов. Декларировалось, что новое образование будет представлять собой федерацию из пяти формально суверенных государств. Предполагалось, что в состав федеративной республики войдут Хань (центральный и южный Китай), Маньчжурия, Монголия, Тибет и территория мусульман-уйгуров. Все эти земли ранее принадлежали династии Цин на правах полуавтономных образований.
Однако указанные планы перечеркнула гражданская война, которая охватила Китай после Синьхайской революции. Она продолжалась до 1949 года и сопровождалась иностранной (японской) интервенцией. На фоне этой резни Монголия предпочла провозгласить независимость и приступить к формированию суверенного государства. При этом монголы тут же обратились за признанием и поддержкой к Российской империи. В 1912 году Россия признала монгольское государство и оказала ему военную и экономическую помощь.
Одновременно о независимости заявила Тува, которая тогда именовалась Урянхайским краем. Ранее этот регион формально относился к Монголии. Однако его основное население было не монгольским. В основном здесь проживали тюрки (современные тувинцы или урянхайцы). Второй по численности общиной (1/6 от общего состава населения) являлась русская. Монголы составляли незначительное меньшинство. В связи с этим тувинские (урянхайские) нойоны обратились к российскому императору с просьбой о принятии их под свой протекторат.
В 1914 году Тува стала протекторатом Российской империи и была включена в состав Енисейской губернии. Её центром стал основанный русскими посёлок Белоцарск, который сегодня известен как столица Республики Тыва город Кызыл. В 1915 году этот статус современной Тувы признала и Монголия. Что же касается Китая, то в условиях гражданской войны в нём не было законного правительства. Те же группировки, которые захватывали власть, отказывались признавать создавшуюся ситуацию.
Лишь в августе 1945 года Китайская Республика подписала Договор о дружбе и союзе с СССР, по которому признала независимость Монголии, а также российскую (советскую) принадлежность Тувы. Условием признания независимости монгольского государства являлось проведение референдума. Плебисцит прошёл в октябре 1945 года, и на нём более 98% монголов высказались за независимость. На этом основании в январе 1946 года правительство Китайской Республики выступило с заявлением об официальном признании Монголии и установлении с ней дипломатических отношений. Этот акт был подтверждён в 1949 году, когда в Китае завершилась гражданская война и на месте Китайской Республики была учреждена Китайская Народная Республика. Правительство КНР незамедлительно установила дипломатические отношения с Монголией, а также подписало договор с СССР о признании границ. На этом вопрос следовало бы закрыть.
Однако такой поворот не устраивал англосаксов, которые всегда и везде стремились спровоцировать конфликты. В данном случае они воспользовались тем, что правительство КНР не смогло установить власть над всей территорией Китая. На Тайване исключительно благодаря поддержке США сохранился проамериканский режим. Как мы уже написали, этот режим объявил себя законным продолжателем Китайской Республики. И сегодня в Конституции Тайваня записаны претензии на весь Китай, т.е. и его материковую часть.
Опираясь на этот факт, Законодательный юань (парламент) Китайской Республики в феврале 1953 года официально разорвал советско-китайский Договор о дружбе и союзе 1945 году. Кроме того, он отменил признание независимости Монголии, а также российской (советской) принадлежности Тувы. Правда, в 2002 году правительство Тайваня заявило, что "будет считаться со сложившейся ситуацией". Однако это не отменяет тот факт, что юридически Тайбэй продолжает считать монгольские и тувинские земли своими. Чтобы убедиться в этом, следует заглянуть в Конституцию Тайваня.
Статьи 26, 64 и 91 основного закона предусматривают выборы в парламент депутатов от Монголии. В состав последней административно отнесена не только территория современного монгольского государства, но и Тува. Конечно, на практике никакие представители от российского региона или Монголии не избираются. Однако в тайваньском законодательстве предусмотрена квота для так называемых "зарубежных китайцев". Из 113 депутатов Законодательного юаня 34 избираются по так называемым "зарубежным округам". Формально их должны избирать жители материкового Китая, а также Монголии и Тувы. На практике указанных депутатов выбирают жители Тайваня в соответствии со списками, представленными ведущими партиями. В перечень полномочий "зарубежных" парламентариев входит "содействию возвращению" материкового Китая, Монголии и Тувы в состав Китайской Республики. Такие функции, в частности, закреплены в статьях 119, 141 и других.
И последнее. Возвращаясь к вопросу о политических партиях. Правящие на Тайване демократы выступают не просто за переименование их образования, а за отказ от преемственности от Китайской Республики. Это, помимо прочего, предполагает отказ и от территориальных претензий на Туву, Монголию и др. Напротив, именно Гоминьдан, выступая за правопродолжение от Китайской Республики, наиболее рьяно отстаивает территориальные претензии к России.
Комментарии