Старинный патефон – как начиналась музыка

На модерации Отложенный


За многовековую историю науки и техники ученые не раз применяли свои знания и фантазию для изобретения различных устройств, воспроизводящих звук. Вспоминаются весёлые шарманки, удивительные мелодии шкатулок и табакерок, необыкновенные часы с музыкальным боем.
Но настоящая революция произошла в 1877 году, когда американцу Томасу Алве Эдисону удалось создать прибор для механической записи и воспроизведения звука, который назвали фонографом. 


Хотя наверняка не многие знают, что это было за устройство.  Несмотря на все свои недостатки, он получил распространение. Например, Эдисон лично отправил один из экземпляров фонографа Льву Толстому. И теперь благодаря этому мы может слышать, как звучал голос великого писателя. Впрочем, Эдисон был не одинок в своем изобретении. 

Несколько лет спустя, в 1888, немец Эмиль Берлинер изобрел граммофон. Фонографы просуществовали вплоть до 30-х годов ХХ века. А граммофону было суждено претерпеть изменения и получить новое имя – патефон,происходившее от названия французской фирмы-производителя «Патэ». В отличие от граммофона, у патефона рупор был маленьким и встраивался в корпус. Аппарат, сконструированный таким образом, получался малогабаритным и был скомпонован в виде переносного чемоданчика с замочком и ручкой.

Патефоны были довольно хрупкими приборами, требовали аккуратности в использовании. В качестве привода применялся пружинный двигатель. Заводить его надо было с осторожностью, чтобы не повредить пружину, так как заменить её на другую из-за дефицита было проблематично. Одного завода хватало на прослушивание пластинки длительностью около 5 минут. Уровень громкости не регулировался и составлял около 80-100 дБ. Звучание было хриплым, часто искажалось, некоторые слова невозможно было разобрать. Качество воспроизведения зависело от остроты иглы. Как правило, использовалась многоразовая сапфировая игла, которая служила значительно дольше стальной.

Отныне звуковоспроизводящее устройство становится полностью мобильным и удобным для транспортировки, но что особенно важно – оно становится доступным самому широкому кругу потребителей!

Пластинки для патефона тиражируются и продаются повсеместно, они производятся во многих странах мира, их уже начинают коллекционировать!

Патефон слушать теперь можно абсолютно везде – дома, на уличных посиделках, даже в окопах солдаты получают возможность разнообразить свой досуг, прокручивая патефонные пластинки.

Диск патефона приводится во вращение посредством механизма, связанного с пружиной. Чтобы завести патефон, необходимо покрутить ручку и тем самым сжать пружину.

Регулятор позволял менять скорость вращения пластинки, но неудобство патефона заключалось в том, что одного завода хватало всего лишь на проигрыш одной стороны грампластинки – на 3 минуты, далее приходилось вновь вращать заводную ручку.

Звук из мембраны звукоснимателя тоже, как и у граммофона, попадал в трубу, только труба эта была встроенной в сам ящик, что и обеспечивало компактность устройства.



Патефоны постоянно совершенствовались, создавались суперкомпактные модели, и хотя их компактность шла вразрез с улучшением качества их звучания, такие модели были особенно популярны на фронте во время Великой Отечественной Войны, до сих пор в некоторых семьях можно встретить бережно хранимый трофейный патефон!

Что говорить, век патефонов давно закончился, хотя он и длился очень долго, в СССР патефоны выпускают до шестидесятых годов прошлого века и это вполне понятно, ведь в те годы во многих деревнях еще не было электричества, пользовались популярностью патефоны и на деревенских вечеринках и на полевых станах.

Однако патефон нельзя было назвать надежным устройством. Так, первые модели патефонов не были снабжены защитой от сильного сжатия пружины, отчего часто выходили из строя, а ремонт становился проблемой.

Впоследствии в механизмах патефонов предусмотрели защиту от разрыва пружин, однако если владелец забывал дать пружине в патефоне полностью ослабнуть, то во время длительного хранения пружина вновь приходила в негодность, она не могла обеспечивать необходимое время вращения диска, на котором размещалась пластинка.

Как мы уже сказали, время механических звуковоспроизводящих устройств безвозвратно ушло, однако сегодня патефон и граммофон это уже не пережитки прошлого, а ценный антиквариат и те люди, у кого уцелели дома патефоны, сегодня бережно их хранят.

Старинные патефоны сегодня можно купить на барахолке и в антикварных магазинах, во многих городах, там же можно приобрести и грампластинки к ним.
Патефоны в СССР выпускались несколькими заводами. Среди них ордена Ленина завод «Молот» в Вятских Полянах, «Коломенский патефонный завод», ленинградские заводы «Грампласттреста» и «Северный пресс».
В Боковском музее  хранится патефон, изготовленный ленинградской артелью «Граммофон» в 30-50 годы ХХ века. Его потертый чемоданчик, тронутые ржавчиной металлические детали свидетельствуют о нелегкой, но насыщенной событиями судьбе. 

Патефон сегодня интересен не только как антуражный и редкий старинный предмет, но и как необходимый атрибут в коллекционировании старых и старинных грампластинок, а это хобби нынче затягивает в себя все новых членов!

Вы удивитесь тому, что некоторые старинные грамзаписи могут стоить гораздо дороже самого воспроизводящего их, устройства, но это так!

Купить патефон стремятся и меломаны, для которых очень важно слышать исполнителя так, как его слышали слушатели скажем, лет сто назад. Конечно, есть цифровая запись, где нет никаких шумов, потрескиваний, но если вы когда-нибудь слышали звук, издаваемый патефоном, то поймете, о чем мы говорим.
Действительно, история этого аппарата весьма примечательна и увлекательна. Он является без преувеличения душой своего времени. Стоит заслышать где-то неповторимый звук патефона – и внутри встают образы до- и послевоенного времени, со своей особенной атмосферой.