Посол России в Ливии: «ЗА КАДДАФИ СТОИТ НАРОД!»

 


Посол  России в Ливии: «ЗА КАДДАФИ СТОИТ НАРОД!»

Раскол Ливии на две части имеет шансы на осуществление, но шансы эти - самые наименьшие.

Уверенность в этом выразил ведущий научный сотрудник Центра арабских исследований Института Востоковедения РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол (1992-1996 гг. – посол РФ в Ливии) Алексей Подцероб 19 июля в Москве в ходе видеомоста Москва – Рим на тему: «Ливийский тупик. Есть ли выход?».

 

«Муамар Каддафи не  является политическим трупом. За ним стоит народ, а ливийская армия продолжает героически сражаться уже несколько месяцев. Армия не повернула штыки и не разбежалась. Конечно, нельзя говорить о том, что в Ливии отсутствует государство. Да, она была объединена, но с 1951 года она существует как независимое государство. В Ливии сильны регионалистские настроения, там всегда существовали противоречия и противостояния берберов и арабов, и тут может получиться второе Сомали. В этом плане мне непонятна политика НАТО. Неужели они заинтересованы в том, чтобы было второе Сомали? Я не уверен, что Триполи будет взорван в случае захвата города повстанцами», - сказал Подцероб.

Также эксперт заявил о том, что существуют два варианта выхода из сложившейся обстановки в Ливии. «Первый - политическое урегулирование: Каддафи не раз заявлял о готовности идти на переговоры в случае прекращения огня, но его оппоненты говорят о подобной возможности лишь в случае полной капитуляции полковника. Второй состоит в следующем: предположим, мятежники ворвутся в Триполи, и на этой территории будут проходить ожесточённые бои. Но при этом варианте дальше там начнётся война всех против всех.

Если будет политическое урегулирование – а я считаю, что это единственный разумный выход – то это окажет демонстрационный эффект на другие страны, прежде всего на Сирию. Если осуществится военное урегулирование – это тоже будет выход, но со знаком «минус». Ливийская оппозиция носит мозаичный характер. Нет фигуры, которая могла бы объединить разнородные силы оппозиции, но есть позиция Национального переходного совета, который говорит о будущем правлении в соответствии с исламскими законами».

Как ранее сообщало ИА REX, редактор геополитического журнала «Limes» Лучо Караччоло призвал констатировать факт того, что Ливии больше не существует. «На этой территории так никогда и не было построено государства. Когда мы говорим о решении ливийской проблемы, мы должны иметь ввиду этот контекст», - заявил итальянский эксперт. Также Караччоло выразил уверенность в том, что «необходимо ослабить Каддафи до такой степени, чтобы он попросил убежища за рубежом». Вместе с тем, эксперт заявил о том, что война в Ливии показала слабость НАТО. «НАТО уже нельзя рассматривать как военный союз», - подчеркнул Караччоло.



http://www.iarex.ru/news/17680.html

ЛИВИИ БОЛЬШЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ?

 МНЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ЭКСПЕРТА

Сегодня в Ливии существует фронт, который контролирует главные терминалы залива Сирт, и этот фронт является стабилизировавшимся. Об этом заявил главный редактор геополитического журнала «Limes» Лучо Караччоло 19 июля в Риме в ходе видеомоста Москва — Рим на тему «Ливийский тупик. Есть ли выход?». «Необходимо констатировать факт - Ливии больше не существует. Она была придумана нами, итальянцами, в 30-е годы, когда три региона были объединены в один. На этой территории так никогда и не было построено государства. Когда мы говорим о решении ливийской проблемы, мы должны иметь ввиду этот контекст. Как мы пришли к этой ситуации? В 2010 году была попытка переворота внутри режима под предводительством министров, и Франция с Англией поддержали их. Население всегда третировалось трипольскими властями и не получало равных доходов. Здесь была попытка государственного переворота и народного восстания. Николя Саркози думал, что Муамар Каддафи быстро уйдёт. Каддафи в последние годы потерял лидерство, в то время как главные кланы борются против Триполитании. Но мне кажется, что сейчас произошли серьёзные изменения: в течение трёх последних месяцев открылся фронт на юге, и мы не знаем, сколько там берберов и насколько они сознают сами себя. Берберистан на юге — горный район в 100 километрах от Ливии, и сможет ли он стать Курдистаном — большой вопрос. Военная обстановка радикально изменится», — уверен специалист.

Также эксперт высказался касательно исхода ситуации в Ливии, которая длится уже несколько месяцев: «Существует три альтернативы: стабилизация фронтов, то есть чёткое разделение Ливии, создание Великой Сомали, что будет означать потерю контроля над территорией в результате продолжающейся гражданской войны между кланами, и компромисс, в рамках которого будет создана крыша федерального толка над Ливией. Необходимо ослабить Каддафи до такой степени, чтобы он попросил убежища за рубежом. Думаю, что сомалийский вариант для нас будет кошмаром».

Караччоло не обошёл стороной и оценку деятельности России в Ливийском вопросе: «Россия демонстрирует очень полезную позицию, сохраняющую контакт, и эта позиция необходима для открытия вариантов посредством переговоров. Позиция России и некоторых других стран имеет большое значение, потому что эта война показала слабость НАТО, и НАТО уже нельзя рассматривать как военный союз».

Напомним, ранее эксперт ИА REX, политолог Лев Вершинин выразил уверенность в том, что совсем скоро в Ливии начнутся реальные переговоры, причём на условиях Кадаффи. «Он, разумеется, сам свою кандидатуру выставлять никуда не будет, а будет „просто“ жить в Триполи, как жил и раньше, один пожилой ливиец из многих, не занимающий никакого поста. Зато солидные посты займут его сыновья, а возможно, и дочь. А также верные соратники, не предавшие под огнём», — заявил политолог. Однако Вершинин предупредил, что пока «не следует радоваться раньше срока», поскольку «американцы очень даже могут обмануть».

Ниже я приведу мнение Вершинина полностью. А пока послушаем других участников видеомоста.

http://www.iarex.ru/news/17688.html

ЭКС-НАЧАЛЬНИК ГЕНШТАБА ВС ИТАЛИИ: «Мы находимся в ситуации сохранения лица»

Первой стороной конфликта, которую надо убедить и на которую необходимо делать акцент – это Национальный переходный совет. Уверенность в этом высказал советник министра иностранных дел Италии, бывший начальник генерального штаба Вооружённых сил Италии, генерал Винченцо Кампорини 19 июля в Риме в ходе видеомоста Москва – Рим на тему: «Ливийский тупик. Есть ли выход?». «Я полагаю, что мы оказались в ситуации, когда никто из сторон не заинтересован в победе. Я не думаю, что жители Керенаики и берберы хотят захватить Триполи – они просто хотят подтвердить существование. Вмешательство Запада уравновесило силы. У Муамара Каддафи было преимущество, и оно было нейтрализовано бомбардировками союзной авиации, но как можно легко понять, это половинчатая война. Война – сочетание всех войск. Каддафи не в состоянии занять Бенгази и подавить сопротивление бенгазийцев с самого начала. Думаю, что и жители Керенаики не желают идти дальше, чтобы пожинать плоды бомбардировок Запада. Что будет в итоге? Думаю, что мы должны говорить о том, в чём мы заинтересованы – я имею ввиду Италию и Россию. Никто не заинтересован в том, чтобы разорвать социальную ткань Ливии. Ещё одна гипотеза – федеративный вариант. Если мы представим себе федеративный вариант, то мы сможем оценить преимущества этого решения, и, в первую очередь, для самих ливийцев», - заверил генерал.

Также специалист подчеркнул, что участие Италии в конфликте «с самого начала было весьма осторожным»: «Конечно же, конфликт в Ливии был инициативой, которую определил Николя Саркози по причинам объективно спорным. Следует напомнить о политической ситуации во Франции. Он увидел здесь возможность укрепиться в Средиземноморье. Саркози заручился поддержкой ООН, и это благоприятствовало осуществлению операции. Италия предоставила свои базы и не осуществляла боевых действий. Совершенно очевидно, что мы находимся в ситуации сохранения лица. Западные страны взяли на себя инициативу остановиться на данной точке. Полагаю, что ситуация в Ливии прояснится в течение нескольких ближайших месяцев».

Как ранее сообщало ИА REX, правительство Италии на две трети урезало финансирование военной операции НАТО в Ливии, а также сократило участие войск и техники. Ранее в НАТО подчёркивали, что Италия является одним из основных вкладчиков и стратегическим партнёром в операции «Единый защитник» в Ливии. Напомним также, что на днях итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони заявил о том, что изначально выступал против вмешательства НАТО в ситуацию в Ливии, однако «подался» давлению со стороны Франции и Великобритании.

http://www.iarex.ru/news/17693.html

ЖЕЛАНИЕ США БЫТЬ ЛИДЕРОМ ЕВРОПЫ НЕ СРАБАТЫВАЕТ

Североатлантическая солидарность и солидарность внутри Евросоюза переживают кризис.

Уверенность в этом высказал эксперт Центра стратегических исследований при Римском международном университете Luiss Джермано Доттори 19 июля в Риме в ходе видеомоста Москва – Рим на тему: «Ливийский тупик. Есть ли выход?», передаёт корреспондент ИА REX. «То, что Муамар Каддафи реально может сделать, зависит от длительности конфликта и от того, как этот конфликт закончится: если Каддафи политически выживет, то он решит осуществить свои угрозы, например, создать сеть своих агентов в Европе. Италия в этом случае будет одной из основных целей. Неразумно было для Триполи заявить о разрыве отношений с одним из итальянских концернов. Я слышал, что отношение Запада в Ливии малопонятно. Я бы сделал акцент на слове «непонятное», если бы мы имели тот Запад, который был бы геополитически компактным. Желание США оставаться лидером Европы в случае Барака Обамы не срабатывает. Мы должны анализировать последствия. Если взять Францию, то даже если допустить, что правительство Ливии переживёт режим, Франция была бы этим уже удовлетворена», - заявил специалист.

Помимо этого, Доттори посчитал необходимым подчеркнуть, что Италия была втянута в конфликт в Ливии: «Есть все симптомы и признаки того, что нас втянули. Что касается продолжения операции против режима Каддафи, то было решено поставить крайний срок: 30 сентября. Если ничего нового не случится, 30 сентября Италия прекращает своё участие в операции. Италия сейчас выводит свой авианосец «Гарибальди» из Средиземноморья, который был полностью подчинён командованию НАТО. Решимость страны продолжать операцию не так уж велика. Фундаментальной представляется проблема того, чтобы дать Каддафи возможность уйти с политической арены, но так, чтобы он не потерял лицо. Но мы не можем предложить ему отказаться от поста президента или премьера – он не является ни первым, ни другим. Пока мы не пришли к удовлетворительному решению для него. Что касается перспектив, то мне кажется, что месяц Рамадан, начинающийся с августа, повлияет на ситуацию, потому что в Афганистане месяц поста никогда не совпадал с проведением операций. Но некоторые факты будут наблюдаться в течение месяца».

По мнению журналиста газеты «Unita», эксперта по Ближнему Востоку Умберто де Джованнанджели, как бы ни кончилась ситуация в Ливии – Италия уже проиграла: «С моей точки зрения, стыд Италии состоит не в участии в операции, а в том, что мы зачеркнули все соглашения. Поэтому сын Каддафи заявил о предательстве Италии. Я бы пока не говорил, что мы находимся в тупике. Операция НАТО послужила не тому, чтобы уравновесить стороны. Ответственность падает и на масс-медиа, которые должны были способствовать пробуждению сознательности. В Ливии отсутствуют некоторые фундаментальные элементы: роль армии не такая большая, как в Египте».

Также итальянский специалист призвал не приравнивать события в Ливии к арабским революциям: «Было бы ошибочно представлять события в Ливии как часть событий в арабском мире. Правительства западных стран пошли на поводу у общественного мнения. Будущее федерализма невозможно без разрушения режима Каддафи, и это является не предпосылкой переговоров, а результатом».

Напомним, в течение последнего года уже по нескольким арабским странам прокатилась волна революций. Однако самой затяжной и тяжёлой эксперты называют ситуацию в Ливии. С февраля 2011 года в этой стране не прекращаются военные действия между сторонниками и противниками действующего лидера Ливии Муамара Каддафи. В ситуацию вмешался Североатлантический альянс, а также был введён режим бесполётной зоны над всей территорией Ливии. Специалисты также заявляют, что ситуация, в отличие от других арабских стран, может закончиться непредсказуемо.

http://trueinform.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1220

Так будет Ливия или будет Сомали? 

Мнение Льва Вершинина

«Необходимо констатировать факт – Ливии больше не существует. Она была придумана нами, итальянцами, в 30-е годы, когда три региона были объединены в один. На этой территории так никогда и не было построено государства. Когда мы говорим о решении ливийской проблемы, мы должны иметь ввиду этот контекст. Как мы пришли к этой ситуации? В 2010 году была попытка переворота внутри режима под предводительством министров, и Франция с Англией поддержали их. Население всегда третировалось трипольскими властями и не получало равных доходов. Здесь была попытка государственного переворота и народного восстания. Николя Саркози думал, что Муамар Каддафи быстро уйдёт. Каддафи в последние годы потерял лидерство, в то время как главные кланы борются против Триполитании. Но мне кажется, что сейчас произошли серьёзные изменения: в течение трёх последних месяцев открылся фронт на юге, и мы не знаем, сколько там берберов и насколько они сознают сами себя. Берберистан на юге — горный район в 100 километрах от Ливии, и сможет ли он стать Курдистаном — большой вопрос. Военная обстановка радикально изменится…»

Прозвучавшее  19 июля  в видеомосте РИА Новости  из разряда того, что никак не предполагал услышать, хотя, учитывая анонсированное участие синьора Карачиолло, чего-то можно было ждать, – он известен не только, как блестящий специалист-политолог, но и как "злой мальчик экрана", за 20 лет с немалым трудом и очень большими неприятностями отстоявший для себя право озвучивать все, что душе угодно. Однако, даже имея в виду этот нюанс, такого  все равно предвидеть было невозможно.

Мои претензии к "цивилизованному миру" были бы сняты наполовину, откажись этот самый "цивилизованный мир" от поганенького лицемерия и начни все называть своими именами. Грубо говоря, прекрати эти волчины позорные, желая сожрать лося, разъяснять ему и остальным жвачным, что это вполне морально, а бодаться нельзя, и скажи откровенно: жрать хотим, а зубы имеем, и вот потому. Все равно сожрут, но, по крайней мере, все будет по-честному, без подленьких улыбочек. Как когда-то, при старом добром феодализме, когда за жертвой все-таки признавалось право драться за жизнь, не подвергаясь при этом шельмованию.

Так вот, с этой точки зрения синьор Карачиолло прав, как Судьба. Да, да, да, – и еще раз огромное-преогромное ДА. Не было совсем еще (по историческим меркам) недавно никакой Ливии. Были Киренаика с Бенгазийским эмиратом, Триполитания с ее вольными городами и кочевой Феззан, не очень друг дружку любившие, жестоко воевавшие (в одной из войн с бенгазийскими сенусситами погиб, кстати, Абу-Меньяр аль-Каддафи, а в другой войне с ними же – его сын Мухаммед) и вовсе не стремившиеся жить вместе. Да, повторяю, не было единой Ливии, и она, в самом деле, придумана (удобства ради) итальянцами, а создана (опять-таки, удобства ради) англичанами. Как не было никогда единой Нигерии, единого Камеруна, единого Конго, единого Кыргызстана, и так далее, и тому подобное. И в самом деле, против правды не попрешь, лоскутное одеяло, именуемое политической картой нынешнего мира, на 50, коли не больше процентов скроено и сметано на живую нитку портными, которых менее всего волновало то, что шьют по живому.

Еще раз: нет в мире ни одного, – ни единого, – государства, возникшего без боли и крови. Но. В одних случаях процесс шел силой вещей, естественно и неостановимо, замирая на тех рубежах, которые не умещались в определенную свыше форму. Как бы ни дрались валлийцы или шотландцы, стяги Ллевеллина и Уоллеса, в конечном итоге, легли к ногами англичан, и как бы ни бились  бретонцы, над Ренном и Канном, в конце концов, взвились знамена с лилией, и Шамиль положил саблю к ногам Барятинского, и Барселона открыла ворота Оливаресу, – и, и, и…

Однако, с другой стороны, Бельгия так и не стала французской, Франция английской, а северный Иран – российским. Потому что не уместилось в форму, и других объяснений не ждите. А то, что уместилось, наоборот, понемногу слиплось, ибо процесс "подтягивания" к центру был, повторяю, естественен.

И, – совсем иначе, второй вариант. Идея короля-пиявки Леопольда, автора т.н. "Свободного Государства Конго", активно внедрявшаяся на всем протяжении 20 века. Когда государства создавались волевым решением, в один момент и ради некоей "высшей выгоды". Без всякой оглядки на людей, которым там предстояло жить. Ради чужих ("разделяй и властвуй") интересов или вообще неких отвлеченных ("подтянуть до") принципов, не слушая немногих умных людей типа Иосифа Виссарионовича, в одну упряжку запрягали христиан и мусульман, оседлых и кочевников, мирные племена и военные племена, совершенно не учитывая ни их отношения между собой, ни готовность их жить вместе. Рубили топором и сшивали суровыми нитками без дезинфекции. А когда кто-то пытался вырваться, топали ногой и загоняли пытавшихся обратно в костер. Если только, – в редчайших, почти единичных, как с Бангладеш, случаях, – не приходили к выводу, что желание какого-то народа вырваться из барака можно использовать в своих целях.

Отсюда – внутренние войны. Жестокие, кровопролитные. С редчайшими (как в случае с Каддафи), но, увы, без толку попытками создать из племен единую нацию. Отсюда – геноциды и исходы целых этносов. Что в Азии (пакистанские махаджиры), что в Африке (игбо и  баньямуленге), что в сытенькой Европе (судетские немцы и косовские сербы), что... впрочем, тут остановлюсь. И – полное табу на слово "кошка" по отношению к кошке. Невесть кем созданные уродцы имеют флаги, гимны, парламенты, конституции, они признаны ООН, – а значит ку-ку. Рыбка задом не плывет. По крайней мере, так считалось раньше. А вот теперь, если верить синьору Карачиолло, который (нагуглите его статьи, они того стоят), как правило, озвучивает намеченный в западной геополитике дискурс на пять-шесть лет раньше, чем это позволено, – оказывается, если очень нужно, все-таки плывет. Типа, чисто по Булгакову, кто подвесил ниточку, тот вправе и оборвать ее.

В общем, если вдуматься, наступают интересные времена. Очень скоро ливий, которые "не получились", будет много больше, чем можно себе представить. Не знаю, к добру или к худу, но к тому идет.

Лев Вершинин