Мошенники вышли на совершенно новый уровень.

На модерации Отложенный

Моя знакомая – назовем её Оля, – работает в небольшой организации, в которой на одного из сотрудников заведено уголовное дело в связи с предполагаемым финансовым мошенничеством. Оля человек очень аккуратный и исполнительный. И когда ей, как обычно, написал в телегу начальник. И предупредил, что ей позвонит такой-то и такой-то человек, куратор по кадрам от ФСБ, и задаст вопросы. То у Оли не возникло особых подозрений. Она решила, что всех сотрудников подряд опрашивают в связи с уголовным делом. То есть, подозрения слегка зашевелились, но в этой организации не принято просто так названивать начальнику.

И пока Оля думала, стоит ли это делать, "куратор" ей перезвонил, и начал задавать вопросы. И тут Оля поплыла – "куратор" знал о ней всё. Знал марку её машины. Знал то, что она регулярно даёт кому-то ею порулить. Знал фио её бывшего мужа. Знал, когда и куда она летала на самолете. Знал адрес её работы и адрес ближайшего банка.

"Куратор" рассказал Оле, что завтра начальник привезёт всем – и ей тоже, повестки на допрос в ФСБ. Что, когда она в последний раз была в банке месяца полтора назад (а она действительно была), её данные скопировали. Теперь через её банковский счет, якобы, переводят огромные деньги на Украину. И что на её имя оформлен банковский кредит на 2,3 млн рублей. На сутки это можно сдержать, но Оля должна сбегать в банк и написать заявление. Он регулярно переключал Олю на других "сотрудников ФСБ". Он спрашивал её, кого из сотрудников отдела кадров или бухгалтерии Оля может подозревать в сговоре с мошенниками. Он прислал ей на телефон сфабрикованное "платёжное поручение" на 2,3 млн рублей от Олиного имени и ряд других документов.



После двухчасовой обработки по телефону, Оля побежала с работы в банк, чтобы написать заявление о приостановке кредита. Когда она уже была у порога банка, "куратор" объяснил Оле, что банк участвует в мошенничестве. Поэтому нужно не писать заявление, а оформить встречный кредит и оплатить его в ближайшем банкомате. Только тут Оля очнулась от морока, и поняла, что имеет дело с мошенниками. Она всё-таки позвонила начальнику и задала единственный вопрос – "Вы мне сегодня что-то пересылали в телеграме?". Начальник сказал, что нет, и что, видимо, его взломали. Возможно, его действительно взломали, потому что на следующий день он собрал подчинённых и предупредил, что никому ничего не рассылал (Оле было неудобно спрашивать подробности).

Знаете, что самое интересное? Оли нет в соцсетях. Она не публичный человек. И собрать о ней информацию не так уж легко. Я посоветовала Оле на всякий случай сменить все пароли, особенно – на Госуслугах.

В общем, мошенники далеко вышли за уровень "мама, я подрался, мне разбили губу, вышли срочно денег, а то меня посадят", они больше не спрашивают напрямую номер карты, CVV и коды, пришедшие на телефон. Они теперь готовятся долго и тщательно. Собирают информацию. Формируют липовые документы. Видимо, во всём этом участвует не один человек, а целая группа.

Расскажите об этом как можно большему количеству людей. И помните, что следователи никогда не ведут допросы по телефону. Только лично. И что, если вам сообщают о проблемах с вашим счётом – нужно вешать трубку и перезванивать в банк.