Бабушки и коктейль Молотова: кто и как заставляет пенсионеров поджигать военкоматы?
На модерации
Отложенный
Ирина Лебухова
С середины года посыпались массовые сообщения о том, что россияне старшего возраста поджигают военкоматы. И практически в каждом случае действовали они по наводке кураторов, связывавшихся с «исполнителями» по телефону.
Главный внештатный педагог-психолог по Дальневосточному федеральному округу, гендиректор КГАНОУ «Психология» Ольга Олифер в беседе с «Новыми Известями» рассказала, почему пожилые граждане верят звонившим и идут на явное преступление.
«Невозможно сказать однозначно, что срабатывает в голове человека, но можно с уверенностью заявить о применении здесь определенным манипулятивных техник. К примеру, в случае с „переводом денег на безопасные счета“ — это с одной стороны результат недостаточного понимания цифрового мира вокруг нас, а с другой — результат откровенных манипулятивных воздействий на эмоции. А первая базовая эмоция — это страх. Мы, человечество, выжили благодаря страху. Еще три базовые эмоции: злость, грусть, радость. Видите, три из четырех — совсем невеселые», — объяснила эксперт.
Мошенники давят на «кнопку» страха: если вы сейчас это не сделаете, произойдет нечто ужасное. Ольга Олифер подчеркивает, что дело также в том, что в пожилом возрасте люди становятся менее критичными. И этому есть естественное объяснение:
«Это нормально. Любой психолог, который работает в геронтологии, знает, что у нас притупляется критичность мышления, поскольку человек находится в последнем периоде жизни, и если бы у него эти эмоции не притуплялись, мы бы сошли с ума от ужаса грядущего небытия. Ввиду снижения критичности мышления все манипуляции на пожилых действуют сильнее. Особенно на одиноких — причем это не обязательно человек, живущий один. Часто одинокими старики бывают и в семье, где от них отмахиваются. Дома они слышат „не мешай“, „отстань“, „не вмешивайся“, а тут звонит кто-то с приятным голосом и рассказывает, что будет, если не совершить определенных действий», — добавила Ольга Олифер.
В нынешних реалиях — где в итоге пенсионеры берут коктейли Молотова и пытаются сжечь военкоматы — мошенники пользуются текущей ситуацией, являющейся стрессовой для всех, а для пожилых — тем более, отмечает психолог:
«Нет, наши бабушки и дедушки не подверглись массовому сумасшествию, чтобы практически одновременно взять бутылки с зажигательной смесью и пойти что-то сжечь. Мошенники пользуются тем, что пожилые наивны, как дети, но действовать-то все еще могут, как взрослые. Хоть уже во многом не являются взрослыми. Нельзя забывать о том, что процент деменции растет во всем мире, в том числе и у нас. Нельзя сказать точно, был ли тот или иной человек, поддавшийся влиянию аферистов, в своей разуме».
Эксперт подчеркивает, что пока человек находится в трудоспособном возрасте, для него предполагаются обязательные бесплатные медосмотры, которые включают в том числе и консультацию психолога.
Специалист может, по крайней мере, выявить первичные признаки заболевания. Но россияне, выходя на пенсию, лишаются такой возможности:
«У нас существует очень много тестов для детей: от нуля до трех лет, от трех до пяти, при приеме в школу и т. д. Однако у нас все еще мало знаний о том, как мы можем тестировать психологическое состояние наших пожилых родственников. И в этом большая психологическая проблема. Да, у нас есть геронтологическая психология, есть прекрасные геронтологи, но, очевидно, этого недостаточно. Нужно популяризировать. Население Земли стареет, и нам надо понимать, как с пожилыми взаимодействовать и — самое главное — замечать первые признаки. Например, деменцию или болезнь Альцгеймера невозможно откатить назад, но ее можно „заморозить“ на этапе обнаружения. То есть, чем раньше мы распознаем неладное, тем лучше. Что касается поджогов — я не считаю, что пожилые граждане „накручены телевизором“. Их можно накрутить чем угодно. Наша задача — быть более чуткими и внимательными к бабушкам и дедушкам, и тогда беду можно будет предотвратить», — подытожила Ольга Олифер.
Буквально накануне появилось очередное сообщение — в Санкт-Петербурге 75-летняя горожанка подожгла микроавтобус, припаркованный рядом с военкоматом на набережной реки Фонтанки, 90. На опубликованном в Сети видео запечатлено, как женщина вынимает из сумки бутылку, обливает капот машины и поджигает. В момент, когда ее задерживали силовики, самым страшным для не было не это, а то, что у нее отбирают мобильный телефон. В момент задержания женщина продолжала получать указания от куратора.
Летом в Москве объектами поджогов стали двери Бутырского и Кузьминского военкоматов. По подозрению в совершении поджогов силовики задержали 70-летнего пенсионера с коробком спичек и пятью бутылками горючего и 62-летнюю пенсионерку. За день до ЧП пожилому москвичу позвонил неизвестный, говоривший с украинским акцентом, и попросил во время поджога включить камеру на телефоне. В Саратовской области у Вольского военкомата задержали 68-летнюю пенсионерку из Москвы, которая после разговора с «сынком» направлялась совершать поджог с тремя бутылками бензина. Тогда же в Хабаровске пенсионерка подожгла библиотеку вместо пункта отбора контрактников.
Это лишь некоторые случаи, но с каждым днем таких происшествий становится все больше.
Комментарии