Таки чей Крым?
На модерации
Отложенный
Похоже, что конечной точкой маршрута у тех, кто летел из Израиля в Махачкалу, был не Дагестан. Судачат, будто в аэропорту прибывших ждали заказанные загодя автобусы, чтобы отвезти их в Крым. Там-то и будет теперь «новый Израиль»?
Напрасно, видать, глава Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн зазывает израильтян к себе. И евреев там осталось всего ничего, порядка 1700 жителей, и местоположение так себе, и регион в тройке российских аутсайдеров по уровню жизни, а на такой гешефт подпишется не всякий. Куда перспективнее перебраться из Израиля в Крым – даром что в Севастополе воют сирены воздушной тревоги, а западный берег то и дело атакуют украинские дроны. Да и Ялта – чем не Хайфа, только не такая грязная и без арабов, а крымские татары – не в счёт.
Берл Лазар – папа главного симферопольского раввина
Крым по крайней мере дважды мог стать еврейской республикой во времена СССР – в конце 20-х годов и после Великой Отечественной войны. Об этом много написано, в том числе и в нашей газете, и повторяться нет смысла. Куда занятней потолковать о фактах новейшей истории. Многие ли помнят, что в 2011 году заместитель начальника управления международных и общественных связей Федеральной миграционной службы Константин Полторанин, младший сын бывшего министра печати России, сделал резонансное заявление, стоившее ему должности, о том, что в Израиле якобы действует государственная программа, предусматривающая в случае форс-мажора массовое переселение граждан в Крым. Вот ведь какая блажь! Но летом 2015 года бывший спикер Верховного совета Крыма (ныне – Госсовет республики) Леонид Грач обратился к президенту России с открытым письмом, в котором ставил вопрос ребром: готовы ли власти принять на полуострове 40 тыс. переселенцев из Израиля? Реноме Грача не позволяло заподозрить его в подвохе или шутействе – позже он разъяснил, что возможностью массового переселения в Крым израильтян у него интересовался лично лидер израильской Прогрессивной либерально-демократической партии Александр Редько. Фигура неоднозначная, да и партия невелика, но факт есть факт. Сам Грач тогда поддержал эту идею – «учитывая специфику демографических процессов на полуострове», «возвращение этих людей в Крым будет иметь крайне важное значение и положительный международный резонанс». «Большинство евреев, жаждущих вернуться в республику, – высококвалифицированные специалисты, инженеры и представители интеллигенции, которые сегодня Крыму нужны как воздух». Заметьте, речь шла именно о возвращении семей тех крымчан, которые в 70–80-х годах репатриировались в Израиль. В те годы по алие из Крыма выехало порядка сотни тысяч евреев.
Но и это ещё не все занимательные факты. В начале октября 2017 года на праздновании Йом-Кипура иудейской общиной (в которую входят не только евреи, но и караимы с крымчаками) в Симферополе был замечен молодой человек с длинной бородой и в широкополой шляпе, очень похожий на главного раввина России Берла Лазара. Оказалось, это его сын, Йехезкель Лазар. «Рав Йехезкель, вы теперь постоянно будете проживать в Крыму?» – поинтересовался у него корреспондент «Независимой газеты». «Да, – ответил сын Берла Лазара, – я здесь теперь живу с женой и дочерью. Мы будем здесь жить до тех пор, пока все евреи не уедут в Израиль, когда придёт Машиах (мессия – Ред.)». «Когда я в первый раз посетил Крым, я даже не мечтал, что получу это назначение. Но жизнь так сложилась, и я этому очень рад. Местная община долго просила для себя постоянного раввина у главного раввина России Берла Лазара. Как вы знаете, он мой отец. После 2014 года я ещё несколько раз приезжал в Симферополь, и мне и моей супруге очень понравилась местная община и вообще регион. Мы решили, что наша цель не жить хорошо в Израиле или в Америке, а помогать еврейской общине, которая ждёт раввина», – рассказывал Йехезкель Лазар.
Положа руку на сердце, признайтесь, ведь таких совпадений не бывает, правда? Йехезкель Лазар и сегодня возглавляет еврейскую общину Симферополя. В 2017 году она насчитывала порядка 15 тыс. евреев (по оценке рава Йехезкеля). А на сегодня община, можно сказать, утроилась – по неофициальным данным. Официальные данные о численности общины рав с тех пор не озвучивал. До СВО из Симферополя в Израиль можно было слетать на самолёте кружным путём примерно за девять часов – и в Тель-Авив, и в Хайфу.
А напрямки часа два с половиной лёту всего.
«Новый Голливуд» в «советской Калифорнии»
Леонид Грач неспроста нахваливал перспективу переселения (точнее – возвращения) израильских евреев в Крым. За последние годы двухмиллионный полуостров прирос как минимум миллионом новых жителей, но кадровый голод всё ещё даёт о себе знать. Нужны и ИТР, и научная интеллигенция, а уж жителям израильских кибуцев работа в Крыму найдётся и подавно. Между прочим, когда в начале Великой Отечественной войны Иосиф Сталин обещал представителям «Джойнта» (американская еврейская организация, оказывавшая финансовую помощь СССР и ведавшая вопросами заселения Крыма евреями из США) выполнить обязательства, взятые Кремлём в 20-х годах, он указывал, что именно трудолюбивые и неприхотливые евреи могли бы сделать из Крыма процветающую «советскую Калифорнию». Сегодня развитие новых российских территорий – не только Крыма, но и Херсонской и Запорожской областей – могло бы взять резкий старт за счёт еврейского предпринимательства. Евреи традиционно жили в этих краях, эти места для них не чужие. Взгляните, как расцветает Дубай в ОАЭ (да и другие города в Эмиратах) – именно за счёт новых переселенцев. Экспаты вынуждены конкурировать с местными самым серьёзным образом, и они не обременены грузом обязательств. И Сталин это понимал, оттого и поддерживал идею «советской Калифорнии» в Крыму. Недаром он всячески покровительствовал строительству «нового Голливуда» на базе Ялтинской киностудии, и даже отправил за океан перенимать опыт кинорежиссёра Григория Александрова и начальника Главного управления кинопромышленности СССР Бориса Шумяцкого. А несколько десятков тысяч – и даже сотен тысяч – евреев Крым без труда переварит. Едут же на полуостров таджики с узбеками, легализуясь как «коренные жители крымско-татарской национальности». Крымским муфтиям важно поддерживать баланс населения с 8–12% мусульман, а где столько крымских татар-то набрать?
Политолог Александр Кынев, расписывая прелести Биробиджана, куда нипочём не желают перебираться репатрианты из Израиля, отмечает особенности местного колорита: «Когда гуляешь по Биробиджану, обращает на себя внимание обилие табличек на домах типа «Здесь в 1956–1978 годах жил стоматолог Бернштейн». Такое ощущение, что в честь почти каждого относительно заметного жившего в регионе еврея есть табличка, чтобы обоснованность и этническая особенность региона была максимально заметна». А Симферополю таблички без надобности, прославленными именами местных евреев называют улицы – поэта Ильи Сельвинского, подпольщиц Жени Жигалиной и Фанни Шполянской, историка Павла Надинского. С Симферополем тесно связаны судьбы кинорежиссёра Георгия Натансона и актрисы Фаины Раневской, композитора Исаака Дунаевского. В общем, исторический подтекст как бы способствует обратной репатриации. А ещё в Крыму пережидают лихие времена несколько тысяч одесских евреев – они выехали ещё в 2014–2015 годах. Пускать корни, впрочем, они не спешат. Говорят, что вернутся в Южную Пальмиру, как только она последует примеру Крыма и воссоединится с Россией.
Кстати
«У евреев проблемы с финансами! Только в Крыму это возможно!» – пошутил президент России в ответ на обращение главы севастопольской еврейской общины Биньямина Вольфа, как-то посетовавшего, что из-за нехватки средств никак не удаётся достроить городскую синагогу. Дело было четыре года назад. Синагогу вроде бы достраивают, а деньжат общине стали подбрасывать не только российские олигархи еврейского происхождения, но и видные израильтяне. С чего бы вдруг? «Сейчас возникла вторая волна разговоров по освоению Крыма с участием Израиля, который готов вложить в него свои инвестиции и переселить на полуостров граждан, бывших выходцев из Советского Союза, – отмечал политолог Александр Зимовский. – Но главная препона – крымские татары. Представьте, приедут в Крым евреи, для начала озвученные 40 тыс. – вдобавок к 70 тыс. уже проживающих. Русские и украинцы их примут, а вот мусульмане – едва ли. Именно крымские татары активно протестовали против еврейских переселенцев в 1930-е годы». Тем не менее планы переезда израильских евреев в Крым, как следует из всего вышесказанного, явно не пустой звук.
Георгий Филин
Комментарии