Обновленная Концепция инфобезопасности детей от Правительства: «цифровая грамотность» и «саморегулирование» вместо реальной зачистки грязи в интернете:

На модерации Отложенный


В конце апреля Правительство РФ обновило Концепцию информационной безопасности детей, принятую в 2015 г. (старый НПА утратил силу). Если кто-то ожидал соответствия нового документа Указу президента о защите традиционных ценностей, Конституции России и здравому смыслу, который вопиет о важности защиты молодого поколения от грязи в интернете, знайте – цифротрансформеры в очередной раз вас провели, сделав все в соответствии с их задачами. Вместо реальных действий по информационной защите наших детей «цифровой спецназ» Мишустина предлагает надеяться на «социальную ответственность» бизнеса, а также заведомо перекладывает вину за встречу ребенка с деструктивным контентом на родителей. И еще отмечает (как и в старой версии Концепции), что надо воспитывать в молодых россиянах толерантность, что само по себе противоречит нашим традиционным ценностям, и на всех парах зовет детей в «цифровое, постиндустриальное общество». Родителям же предлагается активнее «взаимодействовать с элементами современного медиарынка». То есть вместо уборки грязи из интернета и соцсетей предлагается учить детей их «безопасному использованию». Полная аналогия с западным обучением детей навыкам всевозможной контрацепции якобы ради защиты их «сексуального здоровья» (на самом деле задача как раз – ранняя сексуализация и растление) - вместо того, чтобы полностью оградить их от этой грязи. Так что «наш» кабмин снова показывает полную профнепригодность в части обеспечения нацбезопасности и суверенитета России. 

В первой части Концепции описываются риски детей в современном информационном обществе. Большинство рисков, заметим, понимаются и осознаются кабмином довольно точно:

«Деструктивное информационное воздействие способствует развитию формирования у детей и подростков неправильного восприятия
традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - традиционные ценности), провоцирующего "психологический слом",
следствием которого могут стать как депрессивное состояние, так и проявление девиантного поведения, повышенной агрессии к окружающим.

В области виртуальной коммуникации дети подвержены рискам стать жертвой компьютерного мошенничества и вымогательства,
вовлечения в сексуальную эксплуатацию, террористическую и экстремистскую деятельность, распространение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, аналогов наркотических средств и психотропных веществ и новых потенциально опасных психотропных веществ посредством игровых активностей, а также в сообщества с нарушением общепринятых норм морали. 

Широкое распространение в цифровой среде получили деструктивные молодежные субкультуры, включая движения, связанные с вооруженным нападением на образовательные организации, популяризацией деятельности криминальных сообществ, продвижением преступных и антиобщественных действий, в том числе агрессивного, насильственного, суицидального, экстремального и экстремистского характера».

А дальше начинаются пространные размышления о том, как можно добиться этой самой информационной безопасности. И здесь вместо жесткой цензуры, досудебных блокировок ресурсов, повышения ответственности администрации соцсетей и мессенджеров, выдается сентенция:

«…обеспечения информационной безопасности детей можно достичь исключительно во взаимодействии с родительским сообществом посредством проведения информационных кампаний, постоянного информирования о существующих возможностях услуги «Родительский контроль».

Опыт показывает, что «Родительский контроль» даже в лучших платных приложениях от спецов по инфобезопасности вроде «Лаборатории Касперского» на самом деле не обеспечивает 100% защиту – в сети полно видеороликов, поясняющих обход любых родительских блокировок даже для «чайников».

В Концепции появились новые принципы обеспечения инфобезопасности - в частности, про ответственность родителей, которых не было в прошлой версии документа:

«- ответственность родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей, включая заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

- приоритетность прав и обязанностей родителей в обеспечении информационной безопасности детей».

Есть тут и продвижение занятия по «цифровой грамотности» детей в школе, которые активно двигают цифросектанты из Правительства (Шадаев, Кравцов) и АП (Кириенко). «Занятия» эти представляют собой своеобразный «цифровой секспросвет», как мы выше уже поясняли: детям рассказывают о рисках и угрозах, а затем предлагают самим подумать, нужен ли им подобный токсичный контент. Этот самый принцип «дать детям все попробовать и самим определиться» активно постулировала жена чиновника АП Сергея Новикова Екатерина Шугаева в ставшей знаменитой полемике с представителями родсообщества в Общественной палате.

«- необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;

- обучение детей вопросам информационной безопасности».

Далее идет тезис, просто старательно скопированный из методичек к ЦУР ООН:

«- создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности».

То есть прямым текстом говорится, что всех детей надо затягивать в цифру, делать так, чтобы в цифре им было очень приятно и весело находиться, причем тут должна восторжествовать толерантность, о которой мы еще поговорим ниже.

«Обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи.

В связи с этим важнейшей задачей является налаживание согласованного взаимодействия семьи, главного института социализации и воспитания детей, с государством и всеми элементами современного медиарынка - производителями и распространителями контента, психолого-педагогическими экспертными сообществами и экспертными сообществами в области художественного образования.

Только тесное сотрудничество всех участников медиаиндустрии позволит построить эффективную систему регулирования потребления информационной продукции, максимально безопасную для психического и физического развития и здоровья подрастающего поколения».

Как, интересно семья может влиять на «современный медиарынок»? Зачем семье взаимодействовать с «участниками медиаиндустрии», когда вся эта индустрия направлена на растление и разврат молодого поколения? Достаточно посмотреть на политику как бы российской соцсети «ВКонтакте», на продвигаемых ей на ВК Фест и прочих шабашах «кумиров» молодежи – пропагандистов наркоты, разврата, насилия, асоциалки и проституции – и все станет понятно.

Есть конкретный закон – о запрете пропаганды педерастии гражданам России всех возрастов, но при этом сотни сообществ извращенцев продолжают процветать в рунете и соцсетях. Есть конкретная проблема – наличие порнографии в любых поисковиках, в том числе – российских, но ее запрещать власти не собираются. И как можно работать с «медиарынком» родсообществу – просить их убивать наших детей по чуть-чуть?

«- воспитание у детей толерантности;

- повышение родительских компетенций в сфере безопасного поведения детей в информационном пространстве…»

Ну вот и приехали к «воспитанию толерантности», что на западном глобальном новоязе означает полное принятие извращений как варианта нормы, а также обучение родителей неким «компетенциям», чтобы потом с них же спрашивать – а насколько безопасно себя ведут в сети ваши дети? Типичный западный ювенальный подход из серии «ответственного родительства».

«Анализ международного опыта показывает, что в мировой практике присутствуют 3 возможных варианта регулирования информационного
потребления в целях обеспечения безопасности детей - государственное егулирование, саморегулирование медиа и сорегулирование медиа
и государства. В каждой стране сделан выбор в пользу одного из 3 вариантов. Третий вариант имеет значительные преимущества перед первыми двумя вариантами, представляется наиболее эффективным и позволяет добиться желаемого успеха…»

То есть вместо строгого госрегулирование продолжает делаться упор на «сорегулирование медиа и государства». Как рынок, нацеленный на максимальную прибыль, которая как раз и делается на пропаганде грязи и запретов, будет выполнять гостребования в добровольном формате? Никак.

«Для обеспечения информационной безопасности детей наряду с запретом информационной продукции, которая может причинить вред
развитию и здоровью ребенка, и ограничением доступа к ресурсам, содержащим противоправный контент, государству и обществу
необходимо содействовать созданию условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка, его психологическое благополучие и позитивное мировосприятие, а также на постоянной основе проводить мероприятия, направленные на повышение уровня грамотности детей по вопросам информационной безопасности».

Что такое «индивидуализация ребенка» в контексте защиты его от деструктивного контента в сети? И снова говорится о постоянных мероприятиях по «цифровой грамотности»… Хорошо хоть, что наряду с запретами, а не вместо.

Между тем, в старой версии Концепции был важный абзац, который ныне решили исключить. Сейчас поймем, почему:

«Необходимо продолжать работу по совершенствованию механизма блокировки сайтов в сети "Интернет", содержащих запрещённую информацию. В настоящий момент доказала свою высокую эффективность существующая система включения (по решению уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти) пяти видов особо социально опасной информации, доступ к которой безусловно должен быть запрещён, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Теперь же в приоритете не блокировка информации – а «саморегулирование» при участии государства. По сути, это крайне выгодный для цифровых платформ подход, позволяющий им продолжать зарабатывать на грязи, ничего не удаляя, но при этом делать вид, что они жутко «социально ответственны» и со всем борются. Похожим образом работает «Альянс по защите детей в цифровой среде» (ВК, Яндекс, Мейл.ру…), которые якобы объединились для защиты детей. Только в реальности это пчелы против меда, которые плевать хотели на безопасность детей. На контакт с родительской общественностью они не шли и идти не собираются.

«Процесс перехода Российской Федерации к постиндустриальному обществу сопровождается последовательной компьютеризацией общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, иных учреждений для несовершеннолетних, включая
специализированные государственные детские и юношеские библиотеки».

Уже как данность постулируется переход России в дивный новый мир четвертой промышленной революции. То есть как факт – компьютеры и цифра должны быть и будут повсюду. Людей будут повсеместно заменять роботы, в рамках той же концепции ЦУР ООН, которая в двух словах объясняется предельно просто: «меньше народа – меньше эффектов «глобального потепления». Безопасность детей (причем не только психическая, но и физическая) здесь явно является второстепенным моментом, на фоне реализации планов цифротрансформеров. А мы все точно хотим в постиндустриальное общество? Кто-то спросил родителей детей?

Напоследок, приведем один из позитивных моментов Концепции:

«Формированию безопасной информационной среды для детей будет способствовать и поддержка средств массовой информации и массовых
коммуникаций, а также общественных движений и объединений, ассоциаций и движений родительской общественности, ассоциаций
потребителей продукции средств массовой информации, телекоммуникационных услуг, осуществляющих функции наблюдения
(мониторинга) и общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации
о средствах массовой информации и о рекламе, а также производителей отечественной информационной продукции для детей, способствующей формированию у них социально одобряемых ценностно-моральных ориентиров, нравственной и правовой культуры, гражданственности и патриотизма в соответствии с традиционными ценностями».

Если бы государство реально начало поддерживать (через правительственные/президентские гранты, например) независимое родительское движение, общественников и экспертов, освещать их позицию по мерам защиты детей от расчеловечивания – вот тогда положение дел реально начало бы меняться. Во всяком случае, информированность граждан точно стала бы намного выше, как и их вовлеченность в общественную жизнь. Ну а что касается реальных блокировок грязи – они нужны были еще вчера, как и реальная ответственность для соцсетей и поисковиков за невыполнение действующего законодательства. Также давно пора признать антидемографическим и экстремистским контент вроде сообществ радикального феминизма, чайлдфри, антинатализма, пропагандирующую маньяков и серийных убийц «крипипасту» и проч. Над этим списком идет активная работа среди экспертов, которая, надеемся, даст свои результаты.

Пока же цифросектанты в Правительстве явно сигнализируют нам, что спасение утопающих в грязи детей – дело рук их родителей (или даже самих детей), и в куда меньшей степени – государства. Этот подход надо в корне менять.