Путин уверен, что избираются и губернаторы, и мэры, а Госдума делит граждан на категории

На модерации Отложенный


    На фото встреча Президента РФ с Михаилом Котюковым. Фото сайта kremlin.ru               

    На прошлой неделе президент проявил повышенное внимание к региональной системе управления страной: с одной стороны, продолжил ревизию губернаторского корпуса в преддверии единого дня голосования, а с другой – провел очередную точечную кадровую замену. Было объявлено об уходе прежнего руководителя Красноярского края Александра Усса. На его место из Москвы в Сибирь отправлен экс-замминистра финансов Михаил Котюков. Причем Владимир Путин подчеркнул не только этот профессиональный фактор, но и его происхождение как раз из нужного региона. Но, как всегда, в указе президента о назначении сказано, что временное исполнение обязанностей Котюковым продлится до вступления в должность избранного губернатора. Эта формулировка выглядит так, как будто Кремль оставляет себе свободу маневра на тот случай, если выдвиженец вдруг не сможет победить на выборах.

    Похоже, что Путин действительно уверен, что нынешние губернаторы обретают власть в результате реальных выборов. Или как минимум считает, что такую уверенность он должен подчеркивать. Например, на минувшей неделе президент протестировал главу Псковской области Михаила Ведерникова, который закончил доклад так: «Если доверите и люди поддержат, мы готовы пройти единый день голосования и продолжить эту работу в интересах жителей нашей Псковской области». Президент признал, что в области сложилась эффективная команда, но после пожелания успеха сделал ее лидеру одно замечание: «К людям надо обращаться за поддержкой прежде всего».

    А тот же Ведерников на прошедшей неделе в день местного самоуправления 21 апреля представил проект областного закона об отмене прямых выборов глав всех ее восьми округов. Между тем накануне на заседании президентского Совета по развитию местного самоуправления Путин в очередной раз обмолвился о том, что на этом уровне публичной власти выборность сохраняется. Когда правительство пожаловалось, что мало кто из муниципалов повысил коммунальные тарифы в инвестиционных целях, президент на это ответил, что не видит здесь загадки: «Не хотят они поднимать тарифы, потому что в целом поднятие тарифов и цен – неблагодарное дело, тем более если впереди еще какие-то внутриполитические события, в том числе и выборного характера».

    Что же касается самой муниципальной реформы, то на минувшей неделе стала понятна ее парадигма. Зависший в Госдуме перед вторым чтением соответствующий законопроект, судя по всему, еще повисит. Потому что, похоже, принято решение вести преобразования чисто на практике, чтобы методом проб и ошибок определить годные схемы и инструменты, и только потом провести их правовое оформление. Пока же в дополнение к «школе губернаторов» осенью заработает и «школа мэров». Надо понимать так, что это будет еще одно детище первого замруководителя администрации президента Сергея Кириенко.

    Как раз на прошлой неделе он, а еще и секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак выступили в роли своего рода «аватаров» президента, взяв на себя публично часть функций по проведению инспекций губернаторского корпуса. Турчак специализируется на единороссах: последним в этом ряду стал губернатор Новосибирской области Андрей Травников. До этого генсек ЕР поддержал выдвижение на пост главы Хакасии «боевого» депутата Госдумы Сергея Сокола, а также обещал подставить плечо главе Алтайского края Виктору Томенко. Кириенко же побывал в Орловской области, где у руля сидит губернатор-коммунист Андрей Клычков, который все-таки получил от всероссийского куратора внутренней политики слова поддержки.

    Но в целом эта политика ужесточается по разным направлениям. Скажем, на минувшей неделе Госдума одобрила президентский законопроект о гражданстве РФ, где уже четко проведено разделение россиян на категории. Первая – это граждане по рождению, их власти пока не трогают. Те, кто в граждане принят или ими признан, входят во вторую или даже третью: они могут быть лишены паспортов как за преступления против власти, так и из-за подозрений, что они угрожают нацбезопасности. В общем, Конституция РФ в этой своей части подвергнута очередному обнулению.