Евро-скрепа - тешить национальное самосознание картинками придуманных событий
На модерации
Отложенный
Поляки взбодрили Зеленского картиной, где русские на коленях. Но это вранье
Когда Зеленский в последний раз приезжал в Польшу, чтобы объявить полякам, что "мы теперь одной кровью" и "между нами не будет границ" (только что не сказал - Слава Речи Посполитой!), встречавший его главный среди поляков Дуда показал коллеге картину.
Эта картина хранится в Королевском замке, написал ее Ян Матейко, а называется она - "Стефан Баторий под Псковом". Но главная ее ценность в том, что там русские - почти на коленях.
И показал ее Дуда не случайно. Потому что таким образом решились взбодриться не только сами лидеры Польши и Украины, но эта фотография облетела все западные СМИ - и большинство подписей к ней сопровождались провокационными словами, что настало время на современный манер вспомнить тот эпизод Ливонской войны...
Ну что ж, почему бы не вспомнить....
Только для начала сделаем маленькую ремакру. Картину эту Ян Матейко писал через 300 лет после самого события.
И именно тогда, когда получил специальный "заказ на русофобию".
А начнем с сюжета картины. Валентин Пикуль, который, надо сказать, весьма критически отзывался о действиях Ивана Грозного в той Ливонской войне, назвал полотно «блестящим, но исторически несправедливым».
А ту оборону Пскова писатель охарактеризовал как «самую непорочную страницу народного мужества».
Тогда, в 1581-1582 годах, 50-тысячное войско Речи Посполитой, усиленное несколькими десятками крупных артиллерийских орудий (небывалая редкость и мощь по тем временам) почти полгода простояло под стенами русской крепости, обороняемой 8-10 тысячами человек, включая городское ополчение.
Теряя каждый день несколько десятков человек, а во время штурмов и вылазок обороняющихся — сотни и тысячи, поляки так и не смогли взять город и отступили, вынужденные заключить перемирие.
Сюжет картины, которую показали Зеленскому, - переговоры между враждующими сторонами, которые начались еще во время осады.
Ян Матейко изобразил восседающего на походном троне польского государя Стефана Батория, перед которым склонились представители русской делегации: коленепреклонный владыка Киприан и сгорбившийся Григорий Нащокин.
В центре полотна — выступавший посредником папский легат иезуит Антонио Поссевино. К слову, он единственный, к чьей фигуре почти не возникает вопросов.
Картина сильно пострадала во время Второй мировой войны.
После ее восстанавливали три года буквально по кусочкам.
Начнем с того, что самого Батория ужа давно не было под Псковом.
Понеся тяжелые потери и убедившись, что Псков ему не взять, он еще осенью уехал в Вильно, забрав с собой наемников.
Видимо «свои» — польские и литовские отряды — он ценил меньше.
Уменьшившееся в два раза войско осаждающих уже не то что не рассчитывало взять город, но и рисковало быть изрядно потрепаным.
Полякам было крайне необходимо перемирие, для заключения которого под Псков и прибыл Поссевино.
Хоть формально иезуит был посредником, фактически он представлял интересы Батория и в своей риторике был жесток и надменен.
Что касается других участников этого «исторического сюжета», то владыка Киприан прославился при обороне Полоцка в 1579 году, где и был взят в плен поляками.
Дальнейшая его судьба неизвестна, под Псковом, да еще на коленях, он быть не мог никак А Нащокин с мирными инициативами встречался с Баторием в Литве еще до псковской осады — летом 1580 года.
Переговоры же, завершившие Ливонскую войну 1558—1583 года, проходили в поселении Запольский Ям - это в 150 километрах от Пскова.
И итог Ливонской войны, если в двух словах, - это боевая ничья.
Противники остались при прежних — довоенных — территориях и границах. Но при этом была достигнута важная политическая цель — разгромлен и навсегда перестал существовать Ливонский орден — давний враг Руси, форпост католической экспансии на Восток.
Впрочем, главные столкновения России и Польши были еще впереди.
Речь Посполитая просуществовала два века и в 1795 году была окончательно поделена между Австрией, Пруссией и Россией.
Яну Матейко повезло родиться в Вольном городе Кракове, который по сути тогда был автономной республикой под общим управлением трех вышеозначенных империй.
Но, когда парню было 8 лет, и этой автономии не стало. С
ыну чеха и польки не оставалось ничего другого, как тешить себя воспоминаниями о некогда великом прошлом своей родины, чем он и занимался всю свою жизнь.
И картину «Стефан Баторий под Псковом» писал в 1869-1872 годах - в угоду настроениям тогдашней Европы, которая, как всегда, не жаловала Россию.
Неудивительно, что после презентации этой картины в Париже, собравшей массу восторженных откликов, Матейко был избран почетным членом Института Франции и Берлинской академии искусств.
А позже возглавил и Пражскую академию художеств.
Выстави это «историческое полотно» сегодня где-нибудь в Париже или Лондоне - эффект был таким же, как и тогда.
И никого бы не волновало, что это - "альтернативная история". Вот и Зеленскому предложили немного помечтать.
Ну, а что им всем еще остается? Жить только в мечтах и снах.
Что завтра они проснутся, а украинцы уже - под Псковом...
Принимают переговорщиков - Горбачева и Ельцина... Не тех, говорите, назвал?
Ну, не мешайте же им мечтать!..
Комментарии