Чем меньше, тем лучше! Какой отрасли помогли санкции

На модерации Отложенный

Чем меньше, тем лучше! Какой отрасли помогли санкции!

Из-за западных санкций высвободились мощности для производства кремниевых пластин, необходимых в микроэлектронике. 

В этом году их начнут изготавливать на красноярском предприятии "Германий". 

А в 2024-м здесь же освоят выпуск продукта, способного конкурировать с китайскими аналогами. 

Как развивается отрасль — в материале РИА 

Нет худа без добра Ни одна страна в мире не располагает полностью автономной индустрией микроэлектроники. 

Каждый крупный игрок рынка создает продукцию, по сути, не имеющую аналогов. 

Например, у голландской компании ASML практически монополия на фотолитографические установки. 

А бельгийский завод 3М выпускает 80 процентов охлаждающей жидкости для травления кремниевых пластин. 

Что касается конечных микросхем и процессоров, то лидеров трое — тайваньская TSMC, корейская Samsung Electronics и американская Intel. 

Микрочипы военного назначения Россия делает самостоятельно, однако гражданскую продукцию вынуждена закупать за рубежом. 

Так, компании "Байкал", МЦСТ, Yadro и STC Module проектировали чипы и передавали техническое задание корпорации TSMC. 

Теперь сотрудничество прекратилось. 

Производство микроэлектроники на заводе "Микрон" Пока выручают китайцы. 

Вместе с тем из-за снижения экспорта и нагрузки на предприятия в России открылась возможность выпуска собственных полупроводников. 

В частности, перестроился красноярский "Германий".

"В 1980-х мы специализировались на кремниевом производстве, у нас остались печи для выращивания, а теперь высвободилось оборудование механической обработки", — объясняет инженер-исследователь Дарья Колосова. 

"Пластины для "оборонки" меньше — 100-150 миллиметров, и требования по качеству ниже, чем для продукции гражданского назначения: для нее нужны пластины диаметром 150-200 миллиметров. 

Спрос только увеличивается, через два года вырастет в два-три раза", — считает специалист. 

От идеи до воплощения Локализация производства — долгосрочная и непростая задача. Китаю для этого потребовалось 20 лет, TSMC — 30. 

Профессор кафедры полупроводниковой электроники и физики полупроводников НИТУ МИСиС, доктор технических наук Петр Лагов обращает внимание, что зарубежные компании не продают свои новейшие разработки.

 То, чем делятся, как правило, на два-три поколения отстает от ведущих образцов. "Сейчас открываются огромные перспективы в области точного микроэлектронного машиностроения. 

Его надо постепенно восстанавливать, начиная с относительно простых вещей и вплоть до передовых литографических комплексов, а также оборудования ионного легирования", — говорит он. 

Одно из важнейших направлений — создание высокочистого монокристаллического кремния и качественных полупроводниковых пластин. "Мы умеем хорошо выращивать кремний для солнечной энергетики. 

Если поставят конкретные задачи и выделят финансирование, получим и электронный", — считает руководитель направления ОКБ "Астрон", эксперт Комиссии по научно-технологическому развитию при правительстве России Аркадий Наумов. 

Инженеры "Германия" сейчас подбирают материалы для работы и готовят макетный образец пластины.

"В ближайшие пару недель мы начинаем.

 Будем резать кремниевый слиток, проводить эксперименты, получать и полировать пластину. 

Наша цель — уточнить технические характеристики и отработать процесс", — рассказывает Колосова. 

Сотрудница завода Микрон с контейнером защищающим пластины с микрочипами от внешних воздействий - РИА Новости, 1920, 09.03.2023

Есть трудности — например, не хватает оборудования для финальных измерений и аттестации пластин. 

Однако предприятие не будет привлекать сторонние компании. 

"В основном мы работали с германием, но по физико-химическим свойствам он близок к кремнию, поэтому рассчитываем обойтись собственными силами", — отмечает специалист. 

"Германий" планирует выйти на полную мощность уже через год. 

Промышленный эксперт Леонид Хазанов уверен: этого времени хватит, чтобы закупить аппаратуру для контроля точности и качества продукции. 

"Реанимация и развитие собственной радиоэлектронной индустрии, серьезно пострадавшей в 1990-е, уже идет и будет набирать обороты. 

Конечно, потребуются значительные финансовые вложения. 

Но, как показывает опыт 1930-х, СССР строил заводы, фабрики и комбинаты в условиях жесточайшей экономической блокады. Тем не менее все получилось", — напоминает эксперт. 

Рынки сбыта Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский считает, что внутренний спрос пока невелик и ориентироваться нужно на экспорт.

 "Такие проекты могут быть реализованы только после согласования технических и экономических требований с заказчиками — полупроводниковые пластины не начинают выпускать, если не спланированы поставки производителям микросхем или полупроводниковых приборов", — поясняет он. 

Предприятия, специализирующиеся на производстве полупроводниковых изделий — "Микрон", "НМ-Тех", "Нзпп — Восток" — заказывают пластины в Китае. 

Цена — от 50 до 90 долларов за штуку. "Нам невыгодно продавать ниже 50 долларов, продукция будет стоить в диапазоне 50-70 долларов, предложение вполне конкурентное", — говорит Дарья Колосова.

В то же время надо заслужить доверие покупателей, подчеркивает эксперт. "Конечно, первое время будут покупать небольшие партии по сравнению с товарами китайских поставщиков. 

Но, когда увидят в нас надежного партнера, объемы вырастут", — заключает Колосова. 

Рынок полупроводников — чрезвычайно перспективный. 

Пластины диаметром 150-200 миллиметров используют для создания высокоскоростных микропроцессоров, которые в России пока не собирают. 

Независимое производство не только позволит выпускать собственную технику от чайников до космических спутников, но и откроет возможности для исследований и модернизации в этой области.