Неизвестная современность. Табачный ренессанс

На модерации Отложенный

В году примерно 2010-м встретил я в ЖЖ очень правильное рассуждение: современники часто не осознают, какие именно вещи определят характерные черты «физиономии» их собственной эпохи.


Причём, это «не осознают» очень разное. Часто люди фиксируют какие-то конкретные штучные проявления некоего нового «большого тренда», но существование самого «тренда» для них неочевидно (это, кстати, совершенно нормально). И есть масса людей, чей образ жизни и «настройки оптики» таковы, что позволяют не заметить даже то, что вроде бы «вошло в жизнь каждого человека». Некоторые современники событий, например, до такой степени проигнорировали реалии поздней Перестройки, что уверяют: «ничего этого не было, ни кооперативов, ни митингов, ни неформалов, ни видеосалонов, просто была какая-то очередная кампанейщина в советской прессе, а я её не читал».


Такие штуки надо учитывать, никогда не преувеличивая влияние «исторических поворотов» и «больших трендов» на личный опыт, образ жизни и, главное, картину мира частного человека. Поэтому «портрет эпохи», честно сложенный из «наиболее характерных и выразительных черт», современниками нередко опознаётся как карикатура или вовсе клевета.


Недавно бродя по городу, понял, что если снимать в 2072 году фильм о Москве 2022-го года, то, для воссоздания колорита эпохи, декорации нужно насытить табачными лавками. Раньше для меня, как для человека некурящего, это было неочевидно. Эти вывески я наснимал вблизи метро Бауманская (их там больше, не все попали в кадр), там концентрация таких модных заведений повышенная, место бойкое, студенческое, но встречаются они где угодно. Один магазинчик видел на безлюдном шоссе, на электронном табло, закреплённом над входом, сменялись слова «табак», «вейп» и «жижа».





Мне как-то попался на глаза коммент 2018 года одного оптимиста, который с некоторым пафосом писал, что, конечно, молодёжь будущего не будет курить, потому что будет заниматься спортом, увлекаться IT и майнингом, любить себя и радоваться жизни.

Это было написано в год, когда даже невнимательный я заметил, что электронные сигареты стали привычной деталью общественного пейзажа.


С табакокурением, похоже (я же ничего о нём толком не знаю) случился тот же фокус, что за пару-тройку десятилетий до того с кофепитием. Есть «просто потребление» (люди пьют кофе, крепкий или некрепкий, предпочитают хороший, если могут себе позволить, но главное, им нужен кофе) и в параллель этому «простому потреблению» возникает игровое пространство, где есть 100500 вкусов и видов, где различают какие-то доппио и лунго.


В наблюдаем мной мире «обычные курильщики», покупающие сигареты на кассе супермаркетов, и участники гурманского карнавала табачных лавок – это какие-то малопересекающиеся общности.


В отделе, где я работаю, продвинутый молодой человек один, он прекрасно подходит под описание, данное комментатором в 2018 году: спорт, самокат, шорты, татуировки, куча гаджетов, набор представлений и прочее, включая радость жизни в пределах возможного.


О, это очень оснащённый молодой человек. Обычные сигареты он тоже курит, иногда я слышу, как он их «стреляет» у коллег. Но главное не это. У него есть «вейпы», несколько. У него есть трубка, она, видимо, чем-то примечательна, любоваться на неё приходят его единомышленники из соседних отделов. У него есть ярко-синий шёлковый кисет (с махоркой?) и он лихо крутит самокрутки из специальной бумаги; бумага для самокруток бывает разной, это предмет обсуждения среди тех, кто в теме. Для самокруток есть специальные машинки, у коллеги их две, одну купил, другую подарили (эксклюзивную), но, с его слов, «машинкой не круто». Все эти трубки, «парогенераторы», «цигарки» причудливо тасуются, вкусы и ощущения обсуждаются, по ходу рабочего процесса, теми, кому есть, что сказать. В общем, игра и, похоже, небезынтересная для участников.


Помечу, себе для памяти: есть у времени, в котором живу, и такая примета – табачная лавка. Чуть позже поделюсь ещё парой подобных «открытий».