Горбачёв, глубокий провинциал, в сознании своём оставшийся навеки ставропольским комбайнёром

На модерации Отложенный

Горбачев был скорее всего лично недурной человек: любил жену и хотел как лучше. Не его вина, что по кругозору, по способу восприятия реальности он был и навсегда остался колхозником. Комбайнёром.

Но вместо того, чтобы воздать комбайнёру комбайнёрово, прихотливая фортуна вознесла его на первое место у руля великой страны.

Говорят, что, когда выбирали Генсека, он был лучший из претендентов. Это свидетельствует о глубоком вырождении советской элиты. Государством стал править человек с кругозором и сознанием колхозника. За ним не стояло никакой традиции, в первую очередь – традиции правления. Да, он отучился в главном вузе страны и даже получил второе, сельскохозяйственное, образование. Это поохвально, но само по себе ничего не значит. Государственному деятелю высшего ранга нужны какие-то иные знания, чем те, что сообщаются на лекциях и семинарах, а потом торопливо запихиваются в черепную коробку накануне экзаменов. Даже, скорее всего, не знания нужны, а стиль мышления.

В любом деле, а особенно в делах правления есть масса не сформулированных, даже не проявленных знаний.

Геополитика, история – это не науки, вроде химии или автомеханики. Это коллективный опыт человечества и его правителей. Не случайно наследников престола готовили с детства. Не просто учили в смысле знаний, а они находились в определённой атмосфере и впитывали её. Английские аристократические школы XIX века не давали особо глубоких знаний, но они воспитывали людей, призванных господствовать и управлять. Британия тогда владела большой частью мира.

Колхозник Горбачёв не понимал, что происходит, не понимал и не мог понять, что такое Запад, к чему могут привести его реформы. Эти вопросы находились вне круга его понятий, выходили за пределы его кругозора.

Ощущение своего предела – необычайно полезное (и редкое!) свойство. Руководительница нашего хозяйства на протяжении жизни возглавляла несколько успешных сельхозпредприятий. Ей не раз предлагали пойти на повышение: в областную администрацию, в Минсельхоз. Она неизменно отказывалась: «Это не мой уровень, мой – это хозяйство». И всегда со смехом добавляла: «Я колхозница».

А вот колхозник Горбачёв рулил шесть лет великой державой. После чего она перестала быть великой.
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/109899/43811/-