Девятый вал Айвазовский И.К. Время создания 1850 год Размер 221x332 см Техника Холст, масло Коллекция - Государственный Русский музей 1. Мастер добивался эффекта прозрачности воды с помощью лессировки – нанесения тончайших слоёв краски друг на друга.
2. Для древних греков самой опасной была третья по счёту волна, для римлян — десятая. А с точки зрения науки, большие волны возникают бессистемно.
3. Изображения людей небольшие, но детальные. Видны лица, одежда моряков. Каждый занят своим делом, у каждого своя роль в общем сюжете.
4. Грунт белого цвета — основа, которую наносят под масляные краски — помог Айвазовскому создать видимость свечения воды под солнечными лучами.
*************************************
По поверьям мореплавателей и рыбаков, девятый вал — самая сильная и грозная волна во время шторма. Словосочетание вошло в русский язык как синоним опасности и стихии. Именно это явление запечатлел Иван Айвазовский на одной из своих самых известных работ.
В 1840-х годах художник много путешествовал по Европе. Осенью 1844 года корабль, на котором находился Айвазовский, попал в сильный шторм в Бискайском заливе. Европейские газеты даже писали о гибели русского художника, но всё обошлось. Возможно, тогда живописец и увидел настоящий девятый вал. Свой живописный «Девятый вал» художник создал в уже 1850 году в Феодосии, у себя в мастерской. Мастер писал все свои произведения по памяти, а на природе лишь делал небольшие наброски. Он считал невозможным писать природные явления с натуры, из-за того что они постоянно меняются: «Движения живых стихий неуловимы для кисти».
Несмотря на большие размеры — три на два метра — Айвазовский закончил «Девятый вал» всего за 11 дней. Он вообще работал необычайно быстро и много: за всю свою жизнь он создал больше шести тысяч картин. Достоевский сравнивал мариниста с писателем Александром Дюма-старшим, известным своей производительностью. Драматичный сюжет картины характерен для романтизма. Корабль разбился в шторм, остался только обломок мачты, на котором пытаются выжить шестеро моряков. Буря все еще продолжается: на несчастных поднимается самая опасная волна. Но уже наступило утро, выходит солнце, и его яркий тёплый свет даёт надежду на спасение.
Яркие, не совсем реалистичные цвета — тоже черты романтизма. Живописец Иван Крамской писал галеристу Павлу Третьякову:
«Девятый вал» стал вершиной романтического периода творчества Айвазовского. 33-летний художник уже был достаточно известен и в России, и за рубежом, получил несколько золотых медалей и звание академика Императорской академии художеств. Но это полотно сразу стало шедевром.
По успешности «Девятый вал» можно было сравнить только с «Последним днём Помпеи» Карла Брюллова, который во многом повлиял на творчество Айвазовского. Люди так же стояли в очередях, чтобы увидеть картину, иногда по нескольку раз.
«Девятый вал» купил Николай I для русской галереи Эрмитажа. Император вообще очень любил творчество Айвазовского и покровительствовал ему. Художник Кирилл Лемох вспоминал, как Николай однажды сказал: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!».
Картина вошла в первую коллекцию Русского музея, открытого в 1898 году. Со временем она стала визитной карточкой Айвазовского. «Девятый вал» изображали на марках, открытках, а к 200-летию со дня рождения мариниста выпустили памятные серебряные монеты с портретом художника на фоне фрагмента полотна.
https://ar.culture.ru/ru |
|
Комментарии