Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора Цоя

На модерации Отложенный

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора Цоя

О том, что известный музыкант и исполнитель, лидер группы «Кино» Виктор Цой был еще и художником, сегодня знают если не все, то многие из тех, кого вообще интересует его творчество. Однако в большинстве своем, представление о Цое – художнике складывается по его небольшим рисункам-юморескам, которые уже давно разошлись по Интернету.

Тем интереснее стало знакомство с более серьезными художественными работами лидера «Кино», которые показали на выставке-байопике «Виктор Цой. Путь героя» в столичном «Манеже».

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояФото: Сергей Милов

Однако прежде чем рассказать о картинах Цоя, отметим, что в отличие от своей музыкальной деятельности, которая, по сути, никогда не была оформлена официально, в других сферах мастером он бы вполне легальным: учился на художника-оформителя в Ленинградском художественном училище им. В.А. Серова, а также получил специальность резчика по дереву в СПТУ-61.

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояЗачетная книжка Виктора Цоя - учащегося Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова. Фото: Сергей Милов

В тоже время, как отметили организаторы выставки, Цой «никогда не стремился к получению статуса художника, не пытался попасть в Союз художников, чтобы получить мастерскую или талоны на краску».

«Его стремление созидать – во всех возможных формах – было естественным порывом, который существовал вопреки обстоятельствам», – подчеркнули организаторы экспозиции.

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояИмпортные акриловые фломастеры Виктора Цоя. Фото: Сергей Милов

И вот, на фоне большого количества юмористических зарисовок, в художественном творчестве Цоя выделяется несколько работ, объединенных одной темой – жизнь как путь.

Впервые тема дороги появилась в его творчестве в 1988 году на картинах «Колхозница» и «Фантом». При этом на второй из них изображен либо сам Виктор, либо призрак. А за окном, как и в других полотнах на эту тему, – абстрактный пейзаж.

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояВиктор Цой, "Фантом" (1988 г.), бумага, смешанная техника. Фото: Сергей Милов

Чуть позже Цой создает полотно «Мегаполис», в котором хотя и нет темы конкретного водителя, но снова есть тема дороги. Эту картину Виктор написал по мотивам популярного в 1980-х документального фильма «Коянискацци».

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояВиктор Цой, "Мегаполис" (1990 г.), холст, акрил. Фото: Сергей Милов

Ну а уже в конце 1989-го Цой создает две версии «Дороги»: одну из них на холсте, а вот другую, и это очень оригинально, на обычной кухонной клеенке.

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояВиктор Цой, "Дорога" (1990 г.), холст, акрил. Фото: Сергей Милов

Считается, что на обеих картинах Цой поместил в водительское кресло самого себя. Во многом пророчески, если вспомнить как он погибнул спустя всего несколько месяцев после этого.

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояВиктор Цой, "Дорога" (1989 г.), целлофан, акрил. Фото: Сергей Милов

Кстати, создание оригинальных работ на практически любом материале, было для Цоя делом довольно простым. Так, к примеру, чуть ранее – в 1988-м, буквально из ничего, на обычном целлофане Виктор создал еще две интересные работы, также во многом связынные с темой пути, – «Улица» и «Лабиринт».

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояВиктор Цой, "Улица" (1988 г.), целлофан, акрил. Фото: Сергей Милов

И где-то там, в этом лабиринте, вероятно, заблудился сам Виктор. По крайней мере, созданный им образ очень похож на него самого.

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояВиктор Цой, "Лабиринт" (1988 г.), целлофан, акрил. Фото: Сергей МиловЖизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояВиктор Цой, "Лабиринт" (1988 г.) (фрагмент), целлофан, акрил. Фото: Сергей Милов

Интересным является и тот факт, что средства для работы, в частности акриловые краски и фломастеры, Виктор привозил из зарубежных поездок, т.к. достать их тогда в СССР было практически невозможно…

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояИмпортные акриловые краски Виктора Цоя. Фото: Сергей Милов

И все-таки, возвращаясь к теме дороги/пути, нельзя не заметить определенной любви к ней со стороны Цоя. Как утверждают организаторы выставки, даже последней написанной Виктором работой стала именно «Дорога».

Жизнь – это путь: в Москве показали серьезные картины Виктора ЦояФото Виктора Цоя за рулем автомобиля. Черным фломастером Виктор обвел композицию своей будущей работы "Дорога". Фото: Сергей Милов

Куда шел и ехал в своих работах по этой дороге Цой, сказать сейчас трудно, возможно в вечность, т.к. в этом плане на его полотнах не видно конкретики, но всегда присутствует загадочная абстракция. И если это, хотя бы в какой-то мере именно так, то это очень близко христианству, которое настаивает, что наша теперешняя, земная жизнь – совсем не конец, а такая же дорога. Жизнь как путь в вечность.