Платошкин о том, за что Солженицыну хотели дать Ленинскую премию

 

Николай Платошкин, говоря о Солженицыне, всегда подчеркивает такой интересный момент, как возможное вручение Ленинской премии. Дело в том, что действительно у Солженицына был шанс получить Ленинскую премию в СССР.

Как такое было возможно? Тут дело в десталинизации. Напомним, что в 1956 году прошел XX съезд, где, однако, не было такой сильной десталинизации, как позже. Тогда Сталина винили только в некоторых ошибках, но в целом оценивали его политику позитивно.

Действительно, еще в 1957-59 гг. Хрущёв мог иногда позитивно высказываться о роли Сталина в истории СССР, то есть не нужно думать, что именно сразу после XX съезда началась десталинизация в полной мере.

Она началась скорее после XXII съезда, где Хрущёв уже явно иначе оценивал роль Сталина, и прямо обвинял его во многих ошибках, что были допущены в период его правления, уже игнорируя при этом позитивные моменты.

 

Именно после этого началась полноценная кампания десталинизации. С этого момента появлялось все больше антисталинской публицистики, и это закономерно привело к тому, что Солженицын, уже на тот момент ярый противник советской власти, решил активнее продвигать свои произведения.

«Один день Ивана Денисовича» был напечатан в «Новом мире» в 1962 году. Причем тут важно подчеркнуть, что это обсуждалось в Политбюро, и значительная часть руководителей СССР была против того, чтоб этот рассказ издавали, но Хрущёв настоял на том, что это необходимо для последовательной десталинизации.

Именно десталинизация, как отмечает Платошкин, стала причиной издания некоторых рассказов Солженицына. Тогда, в рамках этого процесса, не замечали одной принципиальной вещи: вся критика Солженицына на самом деле била не только по Сталину, а по советскому строю в целом. Это одна из серьёзнейших ошибок того периода.

После издания этого рассказа, Солженицына принимают в Союз писателей СССР, у него появляются сторонники, единомышленники, которые в прессе могли говорить одним образом, учитывая цензуру, а в личном кругу там была именно антисоветская группа.

В 1964 году «Один день Ивана Денисовича» выдвинули на соискание Ленинской премии по инициативе редакции «Нового мира». Однако это предложение в итоге было отклонено, потому что всё-таки нужно понимать, что никаких особых достоинств в рассказе не было, и это по большей части воспринималось как завуалированное политическое высказывание, с которым были согласны далеко не все. В этом плане Хрущёва многие не поддерживали.

Ситуация для Солженицына изменилась сразу, как только Хрущёв ушел со всех руководящих постов, а место занял Брежнев. Брежнев уже не поддерживал десталинизацию, и четко указал, что лучше сталинский период практически не обсуждать, а если обсуждать, то всё-таки с уважением к истории. Поэтому-то Солженицын перешел на самиздат, а затем попытался распространять свои антисоветские книги на западе.