Не купить и не продать: у российских экспортеров зерна возникли банковские проблемы

На модерации Отложенный

Импортеры российского зерна готовы заплатить за него, однако банки отказываются проводить такие платежи.

С крайне тяжелой системной проблемой, грозящей обернуться мировым продовольственным кризисом, столкнулись экспортеры российского зерна.

Запад и не только он, а и большинство мировых импортеров российского зерна, готовы покупать российское зерно и рассчитываться за него. Однако банки стран-покупателей не готовы проводить платежи не только в санкционные банки РФ, но и в любые иные российские финансовые институты, даже не находящиеся под санкциями. То есть Россия не может получить валютную выручку.

Союз экспортеров зерна уже обратился с письмом в Банк России, отметив, что «многие иностранные банки не отправляют средства даже в банки, официально не подпавшие под санкции». Возникает кассовый разрыв и нарушение ковенант по оборотам. Экспортеры предлагают внести изменения, допускающие получение валютной выручки на счет экспортера в любой банк с последующим отчетом перед тем банком, в котором стоит контракт на учете, сообщает агентство Interfax.

Аналитики уже предупреждают по этому поводу, что если быстро не найти какого-то решения, то все может обернуться мировым коллапсом и обострением социальных проблем. Особенно в Африке, которая и так регулярно страдает от голода.

Сетевой эксперт Семен Коган ищет выход из этой ситуации: «Банкам проще отказаться от платежей российским контрагентам, чем разбираться, связаны ли получатели с кем-то подсанкционным, не попадают ли под вторичные санкции и т.д. И вообще, сидя за столом трудно быть уверенным, соответствует ли платеж реальной поставке зерна, или же это попытка обхода санкций. А ошибка может дорого обойтись.

С другой стороны, даже если наш ЦБ будет не против, иностранные банки тоже не горят желанием открывать счета российским структурам. Даже тем, кто не под санкциями. Впрочем, здесь может быть шанс найти банки, которые согласятся проводить платежи, в Китае, Турции или в Грузии с Арменией.

Можно попробовать поступить так, как с газом – перевести расчеты в рубли. Европа платить за газ рублями не хочет, а Ближний Восток с Северной Африкой, импортирующие российское зерно, не настолько привередливы. Смогут ли они пойти в этом вопросе против коллективного Запада – большой вопрос. В любом случае, проблема серьезная.

Станут ли решением какие-то хабы или посредники, сказать сложно. Но варианты есть, главное действовать быстро и системно. Разумеется, на индивидуальном уровне, когда речь идет о том, чтобы накормить голодных людей, будут приниматься разные рискованные решения.»