Преследование Джулиана Ассанжа лишило защиты честную журналистику

На модерации Отложенный


Не случайно Джулиан Ассанж - активист цифровой прозрачности и журналист, основавший WikiLeaks, чтобы помочь разоблачителям рассказывать нам, чем на самом деле занимаются западные правительства - 10 лет постепенно растворялся в самых тёмных тенях. К нему относятся как к преступнику, словно это он совершил те самые преступления, которые раскрыл WikiLeaks, более 10 лет назад начав публиковать сотни тысяч секретных документов, о которых мы не должны были ничего знать, подробно описывая военные преступления США и Британии в Ираке и Афганистане.

Эти две западные страны больше других убили и терроризировали мирных жителей, не с целью самообороны или продвижения демократии, как они заявляли, а для установления господства в стратегическом и богатом ресурсами регионе. Это чрезвычайно уродливый парадокс: юридическая и физическая судьбы Ассанжа находится в руках двух государств, которые больше других могут потерять, позволив ему выйти на свободу и продолжить публиковать больше правды, которую они хотят скрыть. Назвав его журналистскую работу «шпионажем» (чем США объясняют своё требование об экстрадиции), они полны решимости удержать джинна в бутылке.

Отвлечение внимания от правды.

На прошлой неделе, отменив решение суда низшей инстанции, которое должно было позволить Ассанжу выйти на свободу, английский Верховный суд фактически постановил удерживать Ассанжа за решёткой сколь угодно долго. Он удерживается в предварительном заключении (без формального признания вины по какому-либо преступлению), и в ближайшем будущем продолжит гнить в одиночной камере тюрьмы строгого режима Бельмарш, почти не видя дневного света и нормальных людей, рядом с самыми опасными британскими преступниками. Это английское судебное решение снова отвлекает нас от сути проблемы. В центре внимания оказывается Ассанж и его предполагаемое «преступление», заключающееся в стремлении к прозрачности и ответственности, а не раскрытые им преступления, которые совершены США с целью опустошения целых регионов и разрушения жизней миллионов людей.

Цель этого состоит в прекращении в обществе дебатов, которые инициировал Ассанж своей журналистской работой: о преступлениях западных государств. Вместо них, обществу навязываются дебаты, необходимые его преследователям: можно ли выпустить Ассанжа из тюрьмы. Адвокаты Ассанжа также отвлечены от реальных проблем. Теперь они несколько лет вынуждены будут отвлекаться на бессмысленные поиски юридических формальностей, сражаясь за победу в любом суде, в каком смогут, чтобы предотвратить его экстрадицию в США. Сам процесс практически закончился. Но юридические мелочи продолжают бесконечно обсуждаться, а главная суть дела – должны ли американские и английские чиновники нести ответственность за свои преступления – постоянно замалчивается.

Постоянное замалчивание правды.

И это хуже юридической несправедливости в деле Ассанжа. Пусть его не рубят на куски, но это такое же жестокое преступление против журналистики, как и расчленение саудовскими властями журналиста Washington Post Джамаля Хашогги. Судьба Ассанжа даже более неопределённа, чем судьба Хашогги, когда тот вошёл в саудовское посольство в Стамбуле. Задача чиновников США – сделать так, чтобы Ассанж исчез навсегда. Им безразлично, как это будет исполнено. Если юридический метод окажется успешным, его перевезут в США и посадят на 175 лет в одиночную камеру тюрьмы строго режима, где он, в конце концов, умрёт. Но вероятно он не проживёт так долго. В январе прошлого года британский судья отказал США в экстрадиции Джулиана Ассанжа, сославшись на «риск самоубийства», и медицинские эксперты предупредили, что самоубийство может быть вопросом времени.

Поэтому окружной суд отказал в экстрадиции по гуманным соображениям. Эти соображения на прошлой неделе были отвергнуты Верховным судом, потому что США «предоставили гарантии», что не допустят самоубийства Ассанжа. Адвокаты Ассанжа сказали, что этих заверений «недостаточно, чтобы развеять опасения по поводу его хрупкого психического здоровья и высокого риска самоубийства». Эти опасения должны быть известны Верховному суду. Нет необходимости напоминать о недобросовенности американцев. Это более чем очевидно даже из многочисленных оговорок в их «гарантиях». От этих гарантий чиновники США могут отказаться, если решат, что Ассанж «отказывается сотрудничать».

Все гарантии могут быть забыты, если они будут мешать Вашингтону навсегда заставить замолчать Ассанжа.

«Пойманный в клетке».

И если исход битвы за экстрадицию очень важен, то и сам судебный процесс тоже. Он может убить Ассанжа задолго до своего окончания. Об этом в эти выходные сказала его невеста Стелла Морис. Она подтвердила, что во время бесконечных слушаний по экстрадиции в октябре Ассанж перенёс инсульт. Есть признаки, что у него были неврологические проблемы, и сейчас он принимает противоинсультные препараты, чтобы предотвратить рецидив. Ассанж и его друзья считают, что инсульт вызван постоянным двойным напряжением из-за одиночного заключения в Белмарше и судебного процесса, в котором ему практически не разрешают участвовать. Эксперт ООН по пыткам Нильс Мельцер неоднократно предупреждал, что Ассанж подвергается длительным психическим пыткам в течение всех девяти лет, с тех пор как он укрылся от преследований США в лондонском посольстве Эквадора.

Мельцер подчеркнул, что эта форма пыток была разработана нацистами в качестве инструмента эффективного разрушения воли людей. «Инсульт усиливает наши опасения в отношении возможности Ассанжа выжить в течение этой длительной судебной тяжбы. Посмотрите на животных, пойманных в клетке зоопарка. Именно это происходит с Джулианом», - сказала Морис Daily Mail. И это очень похоже на главную цель чиновников США, которые хотят его убить. Что бы ни случилось с Ассанжем, беззаконные спецслужбы США побеждают: они либо бросят его за решётку навсегда, либо убьют его тихо и легально, постоянно отвлекая общественность от разоблачений Ассанжа на его личность.

Политзаключённый.

На самом деле, с каждым поворотом судебного процесса против Ассанжа мы всё дальше уходим от реальности, лежащей в основе этого дела, в сторону отвлекающей пропаганды. Кто сейчас вспомнит первые слушания по экстрадиции, которые прошли почти два года назад, и на которых суду напомнили, что сам договор об экстрадиции, подписанный Британией и США, прямо исключает политические дела, которые США начали против Ассанжа?

Государственная преступность победила, переведя обсуждение в сторону психического здоровья Ассанжа, отвлекая общественность от анализа незаконного политического преследования. Аналогично, концентрация внимания на гарантиях США в отношении благополучия Ассанжа должна скрывать тот факт, что деятельность этого журналиста называется шпионажем в соответствии с поспешно, составленным драконовским и порочным Законом о шпионаже 1917 года. И поскольку Ассанж – политзаключённый, страдающий от государственного политического преследования, юридические документы, очевидно, не смогут его спасти. Это сможет сделать лишь политическая кампания, которая подчеркнёт фиктивный характер предъявленных ему обвинений.

Официальная ложь.

То, что Ассанж дал нам с помощью WikiLeaks, стало ярким лучом света, осветившим широко распространённую официальную ложь. Он показал, что западные правительства, претендующие на высокие моральные принципы, в действительности тайно совершают преступления от нашего имени в отдалённых странах. Он сорвал маску их лицемерия. Он показал, что миллионы, которые протестовали против войны в 2003 году, зная, что США и Британия совершат военные преступления в Ираке, были правы. Но он также подтвердил и нечто худшее: народное сопротивление войне постоянно подавляется.

США и Британия не действуют с осторожностью, они не уважают права человека, и они не стали поступать лучше в Ираке, несмотря на критику и народные протесты. Западная военная машина продолжает свою работу, убивая всех, кто оказывается у ней на пути. Сейчас, когда Ассанжа бросили за решётку и заставили замолчать, западная внешняя политика может вернуться в эпоху нулевой ответственности, которая существовала до разоблачений Ассанжа. Ни один журналист не посмеет теперь брать пример с Ассанжа, если он не хочет всю жизнь провести в тюрьме. Все журналисты должны понимать: то, что сделали с Ассанжем, могут сделать и с вами. На самом деле журналистика уже подорвана скоординированными нападениями на Хашогги и Ассанжа. Но травля Ассанжа наносит ещё больший вред. Она лишает защиты честную журналистику по всему миру.


Источник: The Hounding of Julian Assange Leaves Honest Journalism With No Refuge, Jonathan Cook, Antiwar.com, activistpost.com, December 29, 2021.