Неудобный роман, неудобная правда

На модерации Отложенный

О книге Натальи Иртениной «Багряные ризы»

Автор: Дмитрий Володихин

А давайте-ка – не замечать!

Ну зачем?

Ведь всё так хорошо, всё так благополучно, на текущий момент народ един, и, стало быть, непобедим. Можем же мы заплатить за это капелькой духовной слепоты, частичкой невнимания к истории? Выполем с клумбы нашей памяти несколько цветов, растущих не в лад с остальным, и наша память сомкнёт ряды, всё там станет единообразно, прочно и монолитно. К чему нам трещинки? Забыли кое-что, никак в ряды и колонны не встраивающееся, и хорошо, пускай оно уйдёт, пускай всем станет комфортно.

С этой точки зрения, ну кому он нужен, этот неудобный, некомфортный, неконформный роман, напоминающий о том, что текущий момент велит забыть? Да лучше бы он совсем не появлялся на свет! Люди прочитают, начнут интересоваться, полезут узнавать, как было на самом деле – и ага, никакого монолита, сплошные вопросы и недоумения. Ну что ж она рушит-то, эта Иртенина, со своей книжкой «Багряные ризы» всё общественное благолепие?! Что она стирает весь тот лоск, который, казалось бы, окончательно навели?! Правду она говорит? Да не нужна правда! С правдой одни проблемы. Она такая колючая, такая угловатая, она рвёт все заготовленные для тиши, глади и всеобщей благодати шаблоны!

Вот что ты лезешь с истиной в люди, Наталья Иртенина? Мало тебя ругали за неё? Еще получишь!

Да как ты смела!!

У нас ведь в стране красный ренессанс плывёт, дымя трубами по водам казенного охранительства. У нас всё должно быть, просто обязано быть хорошо в истории советского периода. Там было что? Энтузиазм масс. Там было что? Правильная мобилизационная идеология. Там правили кто? Мудрые вожди. А казнили там кого? Врагов народа и предателей! Летят самолёты – салют физкультурниками! Кудрявая, что ж ты не рада?

Так стоило ли на весь роман да еще с опорой на документы, с тщательным (будь она проклята!) подбором исторического материала рассказывать, как советская власть с первого же года своего существования мучила, терзала, убивала Церковь и христианство? Стоило ли делать так, что голоса новомучеников звенят медным горном над русской (ох, извините, советской) землёй, тысячекратно перекрывая фабричные гудки? Ну, убила их советская власть, а потом еще убивала, еще, еще и еще. Сотни, тысячи архиереев, священников, крепко верующих мирян. А что такого? Время было такое, время социальных преобразований, время трансформации ничтожного в великое.

Лес рубят, знаете ли, щепки летят! 

1918-й год, знаете ли! Ваш этот Иисус Христос не ко времени.

Так к чему подавать в подробностях фигуры нелояльных советской власти людей? Ах, Церковь их канонизировала? Так это было несвоевременным шагом. Вот этот ее, из романа Иртениной, так называемый новомученик Иоанн Восторгов, какому-то своему Богу лояльный, а не революционному правительству, и этот, лучше бы его забыть совсем, Константин Богородский, и еще этот, да лучше бы его не было, Неофит Любимов, — да, их, конечно, немного расстреляли.

Но негромко и спокойно! Так надо было. Так чего ради подавать их в романе как титанов духа? Вообще у читателя может создаться впечатление, что этих всех странных людей советская власть убила, но духовно они всё равно ее победили. А как это может быть? Не может такого быть. Их нет. Их убили. Они в земле. Почему их слова и проповеди восстают из гроба? Почему современная писательница даёт им новую жизнь – как свидетелям какого-то высшего небесного суда над преступниками и кровопийцами? Они мертвы!!! Мертвы же они,  мертвы!  Нет такого суда, нет, нет, нет и не будет! И вся свидетели мертвы, а потому молчат. 

Так для какой надобности потребовалось заставить их говорить, обвиняя и проповедуя именем Бога?

Как можно обличать нравственных уродов (ох, извините, вождей пролетариата), говоря так, как будто при советской власти был голод, разруха, уголовщине дали место у власти, в столицах царили хаос и братоубийство, а благороднейшие, истинно благороднейшие люди втаптывали христианскую веру в грязь?!

Нельзя так говорить! Это, конечно, правда. Да, может быть, и втаптывали. Но она, эта правда ненужная, раскалывает всех тех, кто честно объединился в наше время на платформе частичного забвения судьбы собственного народа. Поэтому нельзя высказывать правду, нельзя будить воспоминания, нельзя делать то, что Наталья Иртенина делает в своем романе «Багряные ризы».

Откуда в Иртениной такая непримиримость?! К чему?!

Надо молчать и лгать. Это полезно.

Потому что если брать по большому счету, о чем этот трижды никому не нужный, жалкий, никчемный романишко? Да он о том, что Бог есть над нами над всеми. И кто-то служит Ему, кто-то помнит о Нем, кто-то считает, что именно в Боге – Истина. Если надо – ценой здоровья своего, общественного положения и самой жизни служит Богу. Под дулом револьвера – всё равно служит Богу. А всё остальное, видите ли, ниже, пошлее, да просто не столь важно. Смешно! А как же величайшие стройки коммунизма? А как же культурная революция, ликбез, профсоюзы и кооперация? Вот что по-настоящему важно. Человек должен служить власти, которая ведёт и преобразует общество, как ей надо. Понятно? И, стало быть, какой роман нам нужен на нынешнем этапе? А простой роман. Где Бога нет, и всё как надо. Про стальные руки-крылья и покой границ. Про Мухтара. И про Днепрогэс. И про тов. Сталина… впрочем, об этом рано, но уже скоро, скоро, всё к тому идёт.

А эта ваша Иртенина… претендует на то, что открыла новую нишу в русской литературе – художественное повествование о гонениях на Церковь… Что мы с товарищами можем ей сказать, честно и от души? А ну-ка молчать! Молчать и не выдрючиваться! А ну-ка в строй! Дадим отбойный молоток и научим родину любить! А слова Бог и Церковь писать с маленькой буквы.

Молчать!

Ну что же ты всё не молчишь, такая неудобная…