Европа хотела отказаться от природного газа. Но не смогла

На модерации Отложенный

Европейцы решили не отказываться от газа, несмотря на изменения климата и очень высокие цены на голубое топливо 

В Старом Свете очень хотят считаться лидерами в борьбе с глобальным потеплением и много говорят о зеленой энергетике и чистой экономике. Европейцы прекрасно понимают вред, который причиняют планете традиционные виды топлива, включая природный газ, но ничего не могут сделать и вынуждены покупать его все больше и больше.

  Брюссель давно поднял белый флаг перед газом и не намерен его снимать несмотря на астрономические цены этой осенью и зимой, разогревающие инфляцию до рекордного за много лет уровня, и твердое убеждение, что российский газ, доля которого превышает треть в газовом балансе континента, является орудием, используемым «коварной» Россией для покорения европейских стран.

  Европейское руководство явно страдает от раздвоения личности: в Брюсселе много говорят как о «зеленом» будущем Старого Света, так и о том, что газ будет оставаться важным источником производства энергии в этом «светлом» будущем несмотря на всю его вредность. Количество газовых электростанций в Европе по мере отказа от угля будет расти.

   Еврокомиссия обещает постепенно отказаться от использования природного газа, но сейчас он является основным источником производства энергии, цены на которую бьют рекорды. Так, цена на TTF в Нидерландах сейчас составляет 85,22 евро за мегаватт-час, что в четыре раза выше цены год назад. В конце декабря цена и вовсе поднималась до 171,4 евро.

  Аналитики, правда, надеются, что в ближайшие месяцы цены больше расти не будут, но для населения, предпринимателей и властей это слабое утешение, потому что счета сейчас приходят, как говорится, «неподъемные». Например, в Германии они выросли, по данным Politico, более чем на 60%, в Италии — на 40% с лишним, а в Польше — на 54%.

Еще хуже обстоят дела у предпринимателей. Так, в одной из гостиниц польского городка Величка, платят за газ в три раза больше, чем год назад. По всей Европе сейчас снижают НДС, чтобы хоть как-то сдержать рост цен.

   Власти, которые частично сами спровоцировали энергетический кризис, сейчас пытаются переложить вину на Россию, поставляющую Европе почти 40% потребляемого ей газа.

В Москве утверждают, что все обязательства по долгосрочным контрактам строго выполняются, но в европейских хранилищах газа сейчас осталось рекордно мало, а по газопроводу «Ямал» газ в Германию не поступает уже три недели. В России объясняют это тем, что европейские покупатели не делают заказы, а в Европе уверены, что таким путем Кремль пытается ускорить сертификацию газопровода «Северный поток — 2».

  Франс Тиммерманс, отвечающий в Евросоюзе за так называемую «Зеленую сделку», стратегию экономического развития, которая направлена на достижение углеродной нейтральности к 2050 г., считает, что эти проблемы можно решить при помощи ускорения перехода от ископаемых видов топлива к возобновляемым. Это достигается, по его мнению, стремительным ростом инвестиций в развитие чистой энергетики. При этом природный газ в газопроводах еврочиновники планируют заменять более «чистым» водородом.

  Планируется, что газ будет использоваться для производства водорода с помощью еще не испытанной технологии улавливания углерода глубоко под землей.

  Конечно, у «зеленой» сделки много противников. Бывший министр по вопросам окружающей среды Болгарии Джулиан Попов, которого трудно обвинить в незнании вопроса, называет ее «полным надувательством», потому что производство энергии из водорода крайне неэффективно.

  Многие трезво и практически мыслящие экономисты, аналитики и даже политики уверены, что природный газ еще долго будет оставаться в Европе если не главным, то очень важным источником производства энергии. В том числе и потому что многие отрасли европейских экономик работают сейчас на нем. Производители керамики в Италии, например, объясняют, что сумеют перейти на сжигание в своих печах не природного газа, а «чистого» водорода очень и очень нескоро.

  Еврокомиссия включила природный газ в евросоюзовский список устойчивых инвестиций, потому что, как утверждают газовые лоббисты, если газ помогает ускорить процесс отказа от угля, то его (природный газ) тоже можно считать «зеленым». Однако, как минимум, с научной точки зрения это неправильно. В конце концов все упирается в простую истину — природным газом в Европе пользуются, потому что это, по крайней мере, сейчас и в обозримом будущем необходимо.