Царь Персии, язычник и друг Израиля...

На модерации Отложенный

Аббат Ален Арбез, 17 июня 2021 года

Вот он, Кир II или Курош, царь Персии, победивший в 539 г. до н.э. ассиро-вавилонян, который, согласно Библии, стал настоящим «мессией» для Божьего народа, с которым История плохо обошлась... 

Пока ушедшие в изгнание в Вавилон уже более 50 лет предавались мечтам о том, чтобы снова увидеть Иерусалим, он издал указ об освобождении, в котором сказал: 

«Всем уцелевшим иудеям, оставшимся в живых, пусть повсюду население мест, где они проживают, оказывает помощь деньгами, золотом, снаряжением и лошадьми, одновременно с жертвоприношениями для Иерусалимского Храма».

Однако мы не привыкли к тому, чтобы Библия так описывала языческого правителя! Потому что пророк Исайя называет его «машиахом», что предназначено для потомков царя Давида, и видит в нем «центуриона» Яхве, вмешивающегося в его защиту.

 

В эпоху, о которой идет речь, в Израиле уже полвека не было царя. Знатные люди были перемещены в Вавилон после того, как Навуходоносор вторгся в Эрец-Исраэль и разрушил Иерусалим.

Как может Писание говорить о персидском царе по имени Кир, который даже не еврей, как о Мессии и спасителе Израиля? Дело в том, что этот царь позволил изгнанникам вернуться в Иерусалим и восстановить там Храм, чтобы почтить своего Б-га.

Пророк Исайя, а лучше сказать — Второй Исайя, живший через 150 лет после первого, верил в доброго Б-га, медленного на гнев и исполненного любви, как сказано в псалме. Он не придерживался жестокости и кровожадности. По мнению Исайи, царь Израиля должен служить миру, обеспечивать счастье людей и свидетельствовать о всеобщей гармонии между языческими народами.

Этому портрету соответствует Йсаия, который реорганизовал и развивал религиозную и общественную жизнь в Иерусалиме.

Когда Кир пришел к власти, геополитика региона изменилась коренным образом. Текст говорит нам, что он разрушил преграды, мешавшие миру, и сгладил пути, ведущие к справедливости. Потому что он уважал всех, включая меньшинство ссыльных евреев. В отличие от бывших захватчиков Израиля, его позиция позволила еврейским изгнанникам вновь обрести надежду на милосердие Божье, и этот период стал подобен Второму исходу, второму освобождению от рабства (включая злое языческое влияние). Новый горизонт открылся для света Торы.

 

Что для них было важно, так это мудрость, которую Бог вселил в сердца людей доброй воли, стремящихся творить добро. Поэтому Исайя воспел лучшие качества этого языческого царя Кира, который пришел к власти в Персии, воспользовавшись сражениями между последователями бога Луны и последователями бога Ваала.

Только почему этого царя называют "мессией"? Несомненно, потому что он хотел проложить новые пути к взаимопониманию между народами, а сам открыл путь к новым способам жизни друг с другом без насилия.

Ни убийства врагов, ни разрушенных городов. Напротив, Кир выделил деньги евреям, чтобы они вернулись и восстановили свой храм в Израиле. Хотя Кир не разделял их веры, он хотел сделать им добро. Он знал, что евреи верят в Бога-Создателя и Спасителя, и что, по их мнению, кроме заповедей этого Б-га, нет другого надежного пути для человечества.

 

Хотя в Вавилоне поклонялись Ваалу, Кир слышал, как иудеи рассказывали о едином Боге — Боге Израиля, и уважал их поклонение!

Сегодня в нашем мире все еще есть множество идолов. Фанатизм, деньги, власть, эгоизм, порабощение объектов, жестокое обращение, всевозможные ловушки, которые делают человеческую жизнь уродливой и вызывают тьму вместо света.

Это явление усиливается игрой средств массовой информации. Немногие современники Кира хотели блага для евреев и защищали Израиль, которому угрожали поклонники полумесяца.

И все же были мужчины и женщины, которые не разделяли библейской веры, но, как и Кир, стремились творить добро. Некоторые работали с наиболее уязвимыми, самыми бедными, жертвами многочисленных эпидемий. Сегодня есть такие, как Кир, которые по-своему принимают участие в наступлении Божьего правления, даже если они явно не верят в это. Они тоже являются слугами Истины, которые продвигают справедливость и мир, исходя из своей сферы влияния и из своих собственных ценностей.

 

Давайте послушаем Исайю: 

«Из-за моего раба Иакова, Я назвал тебя, мой избранный Израиль, твоим именем». 

Поэтому Кир неосознанно «призвал Бога». В этом контексте он обретает имя, роль и благоприятную судьбу для себя и других.

 

Писание говорит нам, что потомки Авраама, Иосифа и Иакова принесли благословение не только народу Божьему, но также и всем народам мира, включая языческие народы. Именно через это универсальное божественное благословение Кир был вдохновлен на выполнение своей миссии благотворительности, показывая себя поистине исключительным мессианским благодетелем для Божьего народа, а не гонителем и ненавистником евреев.

Сегодня верующие и неверующие, посвятившие себя благу других, могут быть все «благословлены» в этом обществе, покрытом ложными убеждениями, а поэтому нуждающимися в свете. Ставкой являются уважение достоинства каждого человека и жизнеспособность сосуществования, достойного этого имени.

 

Связанные с альянсом или просто гуманисты (в полном смысле этого слова), наши современники могут стать, как Кир, «мессиями», осуждая несправедливость и строя мир, в котором все любят и уважают друг друга.

Сегодня нам нужен Кир 21 века, который даже в мире народов-идолопоклонников открывает надежду и играет свою конструктивную роль в установлении Царства Бога, которое является единственным истинным будущим для всех нас.