Загадочная смерть 9продолжение.

На модерации Отложенный

       Коль скоро мы заговорили об идеологии, жертвой которой мог стать композитор Моцарт, то обратимся к причинам возникновения этих профессиональных союзов (лож) на территории Средневековой Европы.
       Первые объединения вольных каменщиков возникли в Средневековой Европе примерно в начале тринадцатого века. Связано это было со строительным бумом. Каждый уважающий себе город хотел иметь свой собор. Того же хотели землевладельцы феодалы, заказывая каменщикам поместья и замки. Ведь и Санкт-Петербург начался со строительства собора.
     Мастеров по камню даже в относительно большом средневековом городе не могло быть больше двух. Лучших, как известно, много не бывает. И именно с этими Мастерами заинтересованные стороны могли заключать и подписывать контракты на строительство соборов, замков, крепостей и пр. В подчинении у Мастеров находились Подмастерья. Все остальные каменотесы и резчики по камню именовались Учениками.
     Для того, чтобы стать подмастерьем, одаренному ученику требовалось от двух до семи лет. Подмастерье, в свою очередь, не мог иметь в своем подчинении более двух учеников, не проработав в должности Подмастерья менее семи лет. Еще через семь лет Подмастерье мог выдвигать свою кандидатуру на звание Мастера. Но этого титула удостаивались единицы. С ростом мастерства Подмастерье мог лишь увеличивать число своих учеников.
     Все эти двадцать с лишним лет каменотес вынужден был иметь дело напрямую с камнем, что требовало от него не только уменья создавать кружева из камня, но и испытывать большие физические нагрузки. Может быть, поэтому Мастеров было мало. Не всякий каменотес дотягивал до пятидесяти. Плату за труд не была высокой. Если говорить об Англии, то ученику за день работы полагалось два шиллинга.

Плюс еда. Подмастерье мог получать до шести шиллингов. Мастер, разумеется побольше, но у Мастера были совсем иные проблемы. Подобный проект замка или собора, от которого при строительстве нельзя было отступить ни на шаг, заказчику обязан был предоставить Мастер. Но на должность архитектора, если речь шла о строительстве собора, неизменно назначалось духовное лицо, ни несшее при этом никакой юридической ответственности за результат. Но имевшее право поправлять и направлять Мастера.
     Другой трудностью, с которой столкнулись в средние века английские вольные каменщики, была обязанность каждого из них один раз в год являться ко двору короля и приносить клятву верности. Если кто-то из каменщиков не являлся, то карательным санкциям подвергалась вся ложа, к которой он был прикреплен. Так в Англии впервые был узаконен институт круговой поруки. При всем том, короля и двор не интересовало, на какие средства, скажем тот же Ученик, станет добираться, скажем, из Эдинбурга до Лондона. В годовщину коронации он обязан был прибыть ко двору. Не считаясь с временными затратами, неизбежными для столь дальней поездки.
     Таким образом, обладая высочайшим мастерством и строя из камня буквально на века, (Шартрский собор, например: прим. авт.) каменщики оказались зажатыми между властью светской и властью духовной. При этом, наблюдая все те вольности и злоупотребления, которым предавались их именитые заказчики, вольные каменщики постепенно теряли веру и в короля, и в церковь. Следом возник их знаменитый девиз – свобода, равенство, братство, собирающий под свои знамена людей вплоть до сего дня.
     По мере увеличения количества лож масонам потребовалось понадобилось философское и морально-этическое обоснование своего недовольства существующими в мире порядками. На этом этапе они и обратились к учению египетских гностиков.

продолжение следует