Почему коррупция в России «непобедима»? Факторы, о которых принято молчать (1)

На модерации Отложенный

 

Продолжу «антикоррупционную» тему, начатую в прошлом посте.

­­________________________________________________________________________

1. Одним из факторов, способствующих широкому распространению коррупции, является принятая в обществе модель поведения, при которой каждый отдельный гражданин, не замешанный в коррупции или каких-то крупных «схемах» (а ведь нас – может и не подавляющее, но уж наверное абсолютное большинство), предпочитает «прятать голову в песок», делая вид, будто лично его все это не касается.

Например, смиренно сосредоточиться на своем личном выживании, своих хобби, «кошечках и собачках» и так далее. Недавно этот вопрос уже затрагивал в другом контексте (п. 2).

Как ни парадоксально, но такое поведение, во многом совершенно естественное для каждого отдельного человека, в масштабах страны - становится одной из косвенных причин ее незавидного положения.

____________________________________

1.1. Абсолютно понятно, что обычному нормальному человеку, которому (пока) удается вести более или менее соответствующую его «представлениям о прекрасном» жизнь – «в своем мире», по понятным ему правилам – на первый взгляд, до таких «язв общества», как коррупция, нет никакого дела.

Кто ей занимается, вот тот пусть и одумается. Ну и есть же специальные органы, в конце концов. Логично же?

____________________________________

1.2. Тем более, обычному человеку «изо всех щелей» всячески помогают расслабиться и забыть о том, что в реальности находится за пределами как его личного жизненного мира, так и уютных «виртуальных убежищ» на любой вкус.

Например, человек привыкает к тому, что та же борьба с коррупцией сводится, с одной стороны, к набору мантр, содержание которых давно обессмыслено их многолетним повторением по телевизору.

А с другой – к тем или иным медийным кампаниям в интернете. Характер которых можно назвать «клиповым» и «хайповым», а главное, лишь инструментальным в рамках более широких проектов. Что не позволяет говорить об их действительной общественной полезности.

____________________________________

1.3. Проблема в том, что происходящие за пределами жизненного мира человека общественные процессы и события иногда непреодолимой силой вторгаются и так или иначе меняют его личный «мирок». (Хорошо, если в лучшую сторону. Но сейчас, по-моему, обычным россиянам на чудеса надеяться особого смысла нет).

Когда подобное случается массово и драматично (например, как 30 лет назад), то происходящее становится просто невозможно не замечать.

Но ведь те или иные изменения могут также происходить исподволь.

В некоторых случаях они тем и опасней.

____________________________________

 

1.4. Например, какие последствия могла бы в перспективе повлечь ситуация, когда борьбу с коррупцией сами коррупционеры обсуждают больше, чем не замешанные ни в чем простые граждане?

А если представить, что они полностью монополизируют антикоррупционную повестку (что не кажется таким уж невероятным)?

И как тогда все это будет выглядеть?

По-моему, так смешно, что даже грустно. Ну, или наоборот…

____________________________________

1.5. Участие граждан в обсуждении антикоррупционной проблематики полностью соответствует не только здравому смыслу, но и официально закрепленным на международном уровне подходам.

ч. 1 ст. 13 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года, ратифицирована Российской Федерацией 8 марта 2006 года (№ 40-ФЗ))

Несмотря на возможные колебания авторитета ООН как организации, ее документы сохраняют высокую концептуальную значимость сами по себе (отчасти – за неимением лучшего). Кроме того, Россия подписала и ратифицировала Конвенцию, причем без каких-либо оговорок и заявлений в отношении ее ст. 13.

____________________________________

Тем, кто сейчас уделяет свое время и внимание на чтение этих строк: надеюсь, что мы с вами, как минимум, в данном отношении – на правильном пути.

________________________________________________________________________

 

2. Квазикоррупционные практики далеко не ограничиваются условными взятками и «откатами», которые берут нехорошие чиновники, а распространены гораздо шире. В том числе имеют место и в бизнес-среде.

____________________________________

2.1.

 В прошлом посте упоминал о том, что под видом борьбы с коррупцией зачастую имеет место передел собственности, то есть междоусобные «войны» бизнесменов, коррумпированных чиновников и их группировок.

Такое извращенное использование «борьбы с коррупцией» становится возможным, в конечном счете, благодаря двойным стандартам, предполагающим оценку любого социального факта одновременно по законам и по понятиям.

Речь здесь идет, видимо, даже не столько о криминальных понятиях как таковых (да и не силен в них). А шире, о наличии двух нормативных измерений: официального и латентного. Существование последнего не только признается нормальным, но и используется многими в своих интересах.

Причем данные двойные стандарты – не выдумка одних только вороватых чиновников. Бизнес также им не чужд, да и значительная часть населения всегда готова отнестись с пониманием.

____________________________________

2.2. Чтобы не быть голословным, но и никого ненароком не задеть, приведу несколько цитат из научных публикаций.

2.2.1.

Сергевнин С.Л. Российское национальное правосознание: некоторые конституционно-правовые проблемы // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 5. Текст статьи доступен здесь.

2.2.2.

Сычев П.Г. Проблемы транспарентности российской экономики и их отражение в уголовном судопроизводстве // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 12. Текст статьи доступен здесь.

2.2.3.

Осипенко О.В. Актуальные проблемы системного применения инструментов корпоративного управления и акционерного права. М.: Статут, 2018.

2.2.4.

Иванов А.А. Проблема примитивизации гражданского права России // Закон. 2015. № 5. Текст статьи доступен здесь.

____________________________________

 

2.3. Иногда возникает такое чувство (при просмотре тех же новостей), что бизнесмены, дай им волю, запросто устроят сами себе новый «37й год». Только уже в виде фарса.

Точнее, он бы уже давно мог случиться, если бы просто условная «чекистская власть» на деле была такой же «кровожадной», как в фольклоре.

Так, нередки ситуации, когда поссорятся бизнесмены – и друг на дружку встречные заявления подают, в том числе и в органы.

Тем, кто их рассматривает, получается, с одной стороны, заведомо «тухлая» задача, а с другой – и карты в руки. Легко ведь можно представить, например, такую ситуацию, что если принимать решение строго по закону, то виноваты окажутся все. Не просто глупо, но и негуманно, не так ли? А в более-менее серьезных случаях, очевидно, запрашивают «наверху» согласование, какому из материалов дать ход.

Не говоря уже о том, что на каком-то уровне все это вполне может приобретать характер целых конгломератов. И не задаваясь вопросом о том, чем обусловлена фактическая неприкосновенность некоторого круга лиц (очевидно, что не их формальными должностями).

В результате, как уже упоминал в одном из постов (п. 3), комплаенс для бизнеса по уголовным вопросам просто некому обеспечить. Даже профессора не поручатся за то, при каком поведении не наступит ответственность. Кого надо будет, того и привлекут.

____________________________________

2.4. Все это не идет на пользу деловому климату в стране, который все, вроде бы, так стремятся улучшить.

Новости же подобного рода, наверное, будут поступать и далее. К возрастающей «грызне за ресурсы» ведут различные факторы, некоторые из которых уже частично затрагивал ранее:

  • общее сокращение ресурсной базы национального благосостояния;
  • неизбежное усиление конкуренции в сокращающемся пространстве нерыночного благополучия;
  • «платформизация» экономики;
  • технически обусловленное усиление налогового и банковского контроля.

Кстати, малый бизнес, который теперь вроде бы вынужден работать максимально честно и прозрачно, почему-то не торопится в связи с этим усиливать свои позиции в публичном пространстве. Что, на мой взгляд, было бы естественным шагом.

________________________________________________________________________

А в целом, к сожалению, не наблюдается социального субъекта, заинтересованного в борьбе с коррупцией как таковой, а тем более в усилении работы на этом направлении.

О некоторых других факторах коррупции планирую написать в следующем посте.