Монгольской империи в принятых границах не существовало. К 800-летию разгрома Хорезма

Никакой «огромной» Монгольской империи не существовало. Империя – это государство, а функции по государственному управлению монголы осуществляли максимум на территории от Байкала до Хуанхэ и от Желтого моря до Центрального Казахстана еще при Чингисхане – вот это и была именно империя. С остальных стран, по которым прошлась монгольская армия с целью грабежа и удовлетворения своей дикой воинственности, взималась только дань – то есть остальные земли «империи» были данниками и не более того.

Разгром Хорезма

 

К осени 1219 года началась война с Хорезмом, которая продолжалась до весны 1223 года. В этот период была завоёвана основная часть государства Хорезмшахов от Инда до Каспийского моря. Летом 1219 года для похода на Хорезм Чингисхан подготовил, по разным данным, от 150 до 200 тысяч человек. Хорезмийский султан Мухаммед без труда мог собрать и выставить против завоевателей с востока в два раза большую армию. Однако это были плохо подготовленные, отряды, к тому же Мухаммед боялся собственных эмиров, которые в любой момент могли устроить против него мятеж.

В 1219 году Чингисхан лично выступил в поход со всеми своими сыновьями и с главными военными силами. Армия завоевателя была разделена на несколько частей. Одной командовали его сыновья Чагатай и Угэдэй, оставленные отцом осаждать Отрар; вторую возглавил старший сын Джучи. Его основной целью было завоевание Сыгнака и Дженда. Третья армия была направлена на Ходжент. Основные силы под предводительством Чингисхана и его сына Толуя должны были захватить Самарканд.

Осада Отрара силами нескольких туменов началась в сентябре 1219 года и продолжалась около пяти месяцев. Предательство одного из военачальников ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все её защитники были убиты, крепость разрушена, а город после разграбления сравняли с землёй. Пленники (хашар) из Отрара затем были использованы при штурме Ходжента и Самарканда.

Отряды Джучи, совершавшие походы по Сырдарье, весной 1220 года подошли к Сыгнаку. Осада его продолжалась семь дней, после чего монголы ворвались в город и разрушили все его крепостные сооружения. За короткий срок монголам подчинились Узген, Барчынлыкент и Дженд. 10-тысячный отряд взял Янгикент и направился в низовья Сырдарьи и мобилизовал там 10 тыс. туркмен. Они восстали, были частично разбиты, а частично отступили на юг, в направлении Мерва.

Монголы производили всеобщую резню, оставшихся жителей, выгнав их предварительно в поле, делили между воинами, которые обращали их в рабство. Так было в Отраре, Сыгнаке, Ашнасе, Термезе, Нисе, Балхе, Нишапуре, Сабзаваре, Тусе, Гургандже, и в других местах. Порою вместе с городами вырезывались и их сельские округи. После резни пленных писцов заставляли подсчитывать число убитых. По словам Джувейни, после резни в Мерве подсчет убитых продолжался 13 дней.

В 1220 году третья армия численностью 5 тыс.чел. взяла Бенакент и окружила Ходжент, тоже расположенный на Сырдарье. В течение осады численность монгольского войска увеличилась до 20 тыс. чел., численность используемых при осаде пленных до 50 тыс. чел.

Четвёртая армия, возглавляемая самим правителем монголов и его сыном Толуем, подошла к Бухаре (гарнизон 20 тыс. чел.), которая после короткой осады попала в руки монголов в марте 1220 года. Жители подверглись жестоким насилиям, а город был разграблен, разрушен и сожжён монголами, пленники были отправлены на осаду Самарканда. Историк Ибн ал-Асир описывает события следующим образом: "После того, как Чингиз-хан освободился от взятия крепости [Бухары], он приказал переписать всех главных лиц и старейшин города…. Затем он приказал [жителям Бухары] уйти из города. Они ушли, лишённые своего имущества. Ни у кого из них не осталось ничего, кроме той одежды, что на нём. Неверные вошли в город и стали грабить и убивать всякого [из не ушедших], кого находили».

Оставив Бухару в руинах, Чингисхан по долине Согдианы направился к Самарканду (гарнизон 40 тыс. и 20 боевых слонов). На третий день часть духовенства открыла ему ворота и без боя сдала город. 30 тысяч воинов-канглов, были казнены монголами. Как писал историк Ибн ал-Асир: «На четвёртый день они объявили в городе, чтобы все население вышло к ним, а если кто замедлит с этим, его убьют.

К ним вышли все мужчины, женщины и дети, и они сделали с ними то же, что и с жителями Бухары – учинили грабежи, убийства, угон в неволю и всяческие бесчинства. Войдя в город, они разграбили его и сожгли соборную мечеть, а остальное оставили, как было. Они насиловали девушек и подвергали людей всяческим пыткам, требуя деньги. Тех, кто не годился для угона в неволю, они убивали».

Подойдя к городу Балху, монголы не встретили вооруженного сопротивления его жителей. Полагаясь на обещание Чингисхана о пощаде, жители без боя открыли ему городские ворота. Однако Чингисхан обманул жителей. Балхцы все были поголовно перебиты монголами. Стены и укрепления, а также мечети и дворцы были разрушены, город предан огню.

 

Дальше Самарканда Чингисхан не пошёл, а отправил Толуя с 70-тысячной армией на покорение Хорасана, а в начале 1221 года 50-тысячная армия Джучи, Чагатая и Угэдэя подступила к столице Хорезма — городу Ургенчу. После семимесячной осады монголы взяли его, разгромили, а жителей увели в плен. Как писал историк Рашид-ад-дин, "монголы сражались жестоко и брали квартал за кварталом и дворец за дворцом, сносили их и сжигали, пока в течение семи дней не взяли таким способом весь город целиком. [Тогда] они выгнали в степь сразу всех людей, отделили от них около ста тысяч ремесленников и послали [их] в восточные страны. Молодых женщин и детей же угнали в полон, а остаток людей разделили между воинами, чтобы те их перебили. Утверждают, что на каждого монгола пришлось двадцать четыре человека, количество же ратников [монголов] было больше пятидесяти тысяч. Короче говоря, всех перебили и войско [монголов] занялось потоком и разграблением.

Тем временем Толуй вместе со своим войском вошёл в провинцию Хорасан и взял штурмом Нессу, после чего появился перед крепостными стенами Мерва. Под Мервом были использованы пленники почти из всех городов, ранее захваченных монголами. Воспользовавшись изменой жителей города, монголы захватили Мерв и по свойственной им манере разграбили и сожгли город в апреле 1221 года.

Из Мерва Толуй отправился в Нишапур. Четыре дня его жители отчаянно сражались на стенах и улицах города, но силы были неравные. Город был взят, и, за исключением четырёхсот ремесленников, оставленных в живых и отправленных в Монголию, остальные мужчины, женщины и дети были зверски убиты. Герат открыл свои ворота монголам, но это не спасло его от разорения.

На территории Афганистана борьбу с Чингисханом возглавил Джалал ад-дин, который был правителем Газнийского удела. Он собрал значительное войско. В Гарчистане (область в верховьях Мургаба) к нему присоединился Хан-Малик (из туркмен), а также один из крупных туркменских лидеров Сейф ад-дин, имевший 40-тысячное войско. Выступив летом 1221 г. навстречу Чингисхану, Джалал ад-дин остановился лагерем у селения Парван. Он совершил успешное нападение на крупный отряд монгольских войск, осаждавший крепость Валиян, и наголову разгромил его.

Чингисхан направил против Джалал ад-дина большой отряд войск (30- 40 тыс.) во главе с одним из опытных своих военачальников, Шиги-Хутуху-нойоном (Шиги-Кутук). Джелал-ад-Дин собрав 70-тысячное войско, нанёс поражение 30-тысячному отряду монголов при Перване.

Чингис-хан, который в это время был связан осадой Талькана, вскоре овладел крепким городом и мог сам с главными силами выступить против Джелал ад-Дина; тыл его обеспечивался отрядом Толуя в Хорасане. Он настиг Джелал-ад-Дина в декабре 1221 года на берегу реки Инд.

Чингисхан, с которым были почти все его войска – около 80 000 превосходной монгольской конницы и значительные отряды ранее повиновавшихся мусульманских эмиров и тюркских ханов, разделил свои превосходящие силы на три части, расставив их широко, грозя захватить противника «в клещи». Сам же, с резервом, встал поодаль от своих войск. Будучи в меньшинстве, Джелал ад-Дин решил защищаться. Он построил войско полумесяцем, спиной к реке, левый фланг упирался в высокие скалистые горы, правый – в излучину реки, в центре он разместил наиболее сильную часть войск – конницу и свою гвардию. Монголы провели обходной манёвр по труднопроходимой скалистой местности и нанесли удар хорезмийцам во фланг. Также Чингисхан ввёл в бой элитное гвардейское подразделение «багатуров». Армия Джелал-ад-Дина была разбита, а сам он с 4 тысячами воинов спасся вплавь.

За три года под ударами монголов пало царство Мухаммеда Хорезмшаха, простиравшееся от Арала до Персидского моря.