Путин и Байден подвели итоги своего первого саммита
На модерации
Отложенный
Впечатления от встречи. Путин: на переговорах не было никакой враждебности. Байден: атмосфера была доброй и позитивной, я выполнил то, ради чего приехал.
Подход к отношениям. Путин: в такой ситуации не может быть семейного доверия, но его зарницы промелькнули. Байден: холодная война ни в чьих интересах, процветание России - в интересах США, если она соблюдают международные нормы, но мы не потерпим попыток нарушать нашу демократию.
Дипотношения. Путин: послы возвращаются к работе.
Стратегическая стабильность. Путин: договорились начать консультации по стратегической стабильности. Байден: нужно контролировать новые системы вооружений, работаем над крупным соглашением в области контроля над вооружениями.
Кибератаки. Путин: наибольшее количество кибератак в мире совершается из США, надо отбросить антироссийские инсинуации, начнем консультации по кибербезопасности.
Байден: я сказал Путину, что при нарушении наших "базовых норм" мы ответим - но военный ответ не обсуждали, я предложил, что критическая инфраструктура не должна подвергаться кибератакам - поручим экспертам проработать.
СМИ. Путин: Байден поставил вопрос о радио "Свобода" в России - но оно стало в России иноагентом после того, как RT признали иноагентом в США. При этом RT выполняет требования, а американские СМИ нет, объяснились с Байденом.
Права человека и оппозиция. Байден: я заявил Путину, что США будут и далее поднимать вопросы прав человека и такие темы, как дело Навального. Путин: он (Навальный) знал, что нарушает закон, и сознательно шел на то, чтобы быть задержанным, а США еще в 2017 объявили Россию противником и решили поддерживать политические организации, которые сдерживают ее.
Обмен осужденными. Байден: я поднял вопрос о судьбе Уилана и Рида. Путин: говорили об обмене осужденными, там могут быть компромиссы - госдеп и МИД проработают вопрос.
Арктика. Путин: озабоченности США по милитаризации Арктики не имеют оснований, мы должны и можем сотрудничать там, а разрешать или нет иностранным судам проход по Севморпути - суверенное право России, хотя мы им не злоупотребляем. Байден: мы договорились работать, чтобы Арктика была регионом сотрудничества, но не конфликта.
Средний Восток. Байден: Путин заявил о готовности помочь по Ирану, договорились вместе работать, чтобы не допустить получения им ядерного оружия, Путин также пообещал помогать поддерживать безопасность в Афганистане
Украина. Путин: тема вступления Украины в НАТО затрагивалась "мазком", в основе урегулирования на Украине должны лежать Минские соглашения. Байден: договорились поддерживать дипломатию и Минские соглашения.
5 первых впечатлений о саммите Путина-Байдена в Женеве:
1. Это был полезный саммит.
Вне зависимости от итогов. Именно полезна.
Посмотреть друг на друга, уточнить мотивы, прояснить какие вопросы - прежде всего для себя.
2. Есть договоренность о создании механизмов управления ответственностью за отношения.
Все эти рабочие группы по темам страстабильности и кибера – про это. Если эти механизмы заработают, может получиться худо-бедно "управлять конфронтацией". Не до конца, правда, понятно, что под этим обычно имеют ввиду.
Наверное, это эвфемизм для «политического противостояния без военного конфликта». Ну ок, если так. Но эти механизмы еще надо создать и заставить заработать – пока мы не в этой точке.
3. В публичном информационном пространстве главная задача американцев была не допустить повтора саммита Хельсинки'18.
На это была направлена работа всей протокольной команды американцев ("Путин должен прибыть первым, чтоб Байден его не ждал", "никакой совместной пресс-конференции, чтобы не было PR-триумфа Путина").
Получилось наполовину. "Пустив" Путина говорить первым, американцы помогли российскому президенту сформировать повестку пресс-конференции для Байдена. Путин отвечал на вопросы. Байден отвечал, отталкиваясь от слов Путина и получал вопросы от журналистов, которые цитировали то, что сказал Путин минутами ранее.
Путин все равно "украл шоу".
4. Не смотря на это, Байден провел очень хорошую пресс-конференцию.
Задачи у него было две.
Первая – «вытащить» тему России из внутриамериканской политики (куда он и его однопартийцы эту тему «затащили» пять лет назад) и «вернуть» ее в плоскость национальной политики и безопасности США.
Вторая – обратиться к внутренней аудитории, и чуть меньше к союзникам, показать, что он «сделал то, ради чего приехал».
Это два противоречащих друг другу сюжета в нынешних американских реалиях. Отсюда для одних Байден оказался (неожиданным) прагматиком, которому помог его «многолетний опыт».
Для других – мало чем лучше Трампа – «не заставил Путина изменить его поведение», «не призвал к ответу за кибератаки», «не потребовал взять обязательства по безопасности Украины» и пр. Эта тема еще погудит в США в ближайшие дни/недели и это проблема Байдена.
Но нужно иметь ввиду, что и рикошетом эти сюжеты будут бить и по российскому информационному пространству, а могут и по самим отношениям с Москвой.
Это все шумы – обратим их в мемы. Вот если санкции придут «за саммит» (у ищущих повода повод найдется) тогда серьезно и тогда «очередная упущенная возможность».
5. Есть ощущение, что в ближайшие дни мы узнаем еще немало интересных деталей по вопросам, о которых на пресс-конференциях не сказали.
Реальная работа только начинается.
P.S. Байден раскрылся на саммите как-то иначе. Да, он стар, здоровье не то, тяжелая жизнь за спиной и он периодически "тормозит". Но как политик, он сохранил свои принципы, подходы и то, что называют integrity. Не стоит его впредь недооценивать.
Комментарии