Когда проснулся солнечный Азербайджан
На модерации
Отложенный
Пока мэр-коммунист Новосибирска Анатолий Локоть после случившегося в Мошково (где гаишник случайно подстрелил решившего с ним подраться братуху-борцуху) так и сидит, прижав уши, а блогеры в телеграме копаются в его связях с азербайджанской диаспорой, сама диаспора теперь особо не отсвечивает, видимо, готовится к проверкам.
Зато проснулся солнечный Азербайджан и, кажется, занёс ящик арбузов в некоторые российские СМИ, чтоб получше донести мессидж. Цитата из открытого письма азербайджанских деятелей чего-то к президенту Путину:
«Нам, уважаемый Владимир Владимирович, невозможно даже представить, чтобы что-то подобное произошло у нас в Азербайджане. Но как знать, что будет завтра, если люди подобные Гусеву и Бутиной, забыв нравственный закон предков, призывающий не проливать невинной крови понапрасну, будут пополнять ряды людей, исповедующих идеологию нетерпимости и ксенфобии? …Так стоит ли оставить без внимания действия «гусевых», «бутиных» и «бастрыкиных»?».
Звучит как угроза, дорогие друзья, и неуважение к официальным представителям российской власти, в том числе к главе СК РФ.
ОК, а мы зато нашли классный азербайджанский учебник истории для 7-го класса, там никакой нацухи нет, просто детям объясняют, что алчные славяне испокон веков разбойничали и угнетали азербайджанцев:
Цитата: «Славяне, укрепившись на островах Пираллахи, Зиря, Зенбиля, Сары и др., совершали набеги, чинили бесчинства над мирным населением, брали в плен женщин и детей». И там такого много:
Они так детей учат в седьмом классе, дорогие друзья. И кстати — в том числе учат тех, кто говорит на русском языке. То есть так промывают мозги тем, кто потенциально настроен про-российски.
Дорогие друзья, нам уже написали, что азербайджанский учебник истории левый, потому что написан почему-то на русском языке, а значит, с таким же успехом мы можем и цитаты Ленина про интернет выкладывать.
Во-первых, учебник не написан на русском языке, а переведён на русский язык.
Во-вторых, в 2014 году он был утверждён Министерством образования Азербайджанской Республики:
Ой, а как же это вышло, а кто же это сделал?
В-третьих, мы ещё почитали, там классно. В 987 году некоторые правители Азербайджана (которого тогда не было, были ширваншахские феоды и курдские Шеддадиды — но то такое, об этом в учебнике не пишут), оказывается, сами приглашали славян, чтобы воевать с соседями.
Великая зрада, конечно.
Ещё каких-то лет 30-40 назад изучение всемирной истории и истории отдельно взятого народа было занятием относительно несложным. Достаточно было зачитать до дыр курс школьной и вузовской литературы, плюс с пяток специализированных исследований – и ты, в общем-то, гуру и непререкаемый авторитет.
Тогдашние современники оперировали относительно конечным количеством знаний и сам процесс их получения был вполне себе линейным.
Последовавший за стремительным развитием глобальной сети Интернет информационный бум, однако, перевернул всё с ног на голову. Теперь для изучения даже небольшого отрезка современной истории требуется больше оперативки, чем для изучения какого-нибудь полувекового конфликта Древней Греции.
Например, чтобы разобраться в предпосылках, мотивах участников и основных этапах свежей сирийской кампании, нам с вами понадобится больше информации, чем для изучения Пелопонесской войны между Афинами и Спартой (V век до нашей эры), продлившейся порядка пятидесяти лет (если считать вместе с Малой Пелопонесской). И она будет куда сложнее и многограннее.
Ещё проще пример: даже пятидневное принуждение Грузии к миру в 2008 г. несёт в себе такое количество прямых перекличек с распадом СССР, революцией роз в 2003 г. и вмешательством блока НАТО в дела региона, что для более или менее полного осмысления короткой, казалось бы, военной операции требуется нормально прокачанный когнитивный аппарат.
Более того, понятие авторитетности экспертного мнения тоже размылось. Сегодня мало кому интересно, сколько специализированной литературы ты изучил, потому что условный Вася, прочитавший последнюю запись в блоге гендер-психологини Марфы Запрыщенко о тоталитарной России, тоже имеет некоторое мнение по вопросу и уже готов тебе увесисто возразить.
Другими словами, дорогие друзья, современная история куда более информационно насыщена. Бесконечное количество трактовок, углов и параллельных мнений с десяти сторон (а в любом современном событии на раз находится с десяток акторов) делают её настолько грузной, что её события зачастую забивают всю человеческую оперативку, а исторический контекст автоматически выносится куда-то на задворки неокортекса.
Это само по себе не хорошо и не плохо. Мир динамичен и перегружен информацией, наш мозг сам отфильтровывает то, что наиболее применимо в повседневной жизни, поэтому, если вы сегодня не помните, в каком веке и из-за чего происходили русско-половецкие войны – стыдиться тут нечего. В конце концов, вы хотя бы помните, что они были.
Но один момент в этой связи всё же стоит отметить.
Чем дольше существует человеческая цивилизация, тем более схематичной будет её память о временах, исторически отдалённых, особенно, если намотать на неё углубляющиеся интеграционные процессы нашего биологического вида (пару тысячелетий назад на планете доминировала бы какая-нибудь одна империя, а сегодня их как минимум три – мы, КНР и США).
И тем более унифицированной и сглаженной во времени должна становиться общемировая история – чисто потому, что для углубления интеграционных процессов исторические обидки, тянущиеся по тысяче лет, являются нежелательной помехой.
Уже сегодня, например, взаимные исторические претензии не мешают России и Турции заключать военные контракты и контракты на строительство АЭС. Равно как и не мешают нашей с вами Федерации продавать ракетные двигатели в США. Или выгодно продавать газ ФРГ, несмотря на то что ещё 80 лет назад немецкие нацисты напали на Советский Союз.
Сопутствующий процессу глобализации сегодняшний информационный шум – это всего лишь одновременная попытка большого количества участников процесса продавить свои условия глобальной интеграции. Где-то экономически, где-то политически, где-то культурно.
Короче.
С появлением сети Интернет народы нашей планеты получили возможность повнимательнее взглянуть друг на друга, оценить, насколько козлиные кругом, оказывается, живут морды, и нехотя признать, что это в конечном итоге помехой дальнейшему сближению тоже не является.
Таким образом, мы вполне можем предположить, что в отдалённом будущем – через сто, двести или триста лет, если мы не переубиваем друг друга, человечество придёт в точку, в которой взаимные исторические претензии будут отброшены примерно так же, как сегодня отброшены исторические тёрки между жителями Афин и Спарты.
Это звучит достаточно утопично, тем более что для этого необходима изрядная унификация национальных учебников по истории – а это всегда сложный и болезненный процесс. Но, повторимся, судя по нынешнему вектору, чем дальше, тем более информационно насыщенным будет мир, тем сложнее будет изучать древнюю историю и тем менее релевантной она будет для продолжения глобальных интеграционных процессов.
С этой точки зрения, чтобы уже сейчас лучше понимать для себя перспективы добрососедских отношений с нашим ближайшим периметром, российским историкам следовало бы скоординированно изучить школьную и вузовскую литературу хотя бы ближайших нам стран, чтобы понять откуда в некоторых случаях растут корни системной бытовой русофобии. Под патронажем МИД РФ или Россотрудничества – это без разницы.
Но необходимо уже сегодня чётко представлять, кого мы там ещё ущемляли, уводили в полон, насиловали, грабили, топили, сжигали, а затем опять насиловали, потому что мы алчные животные.
Это должна быть осознанная, планомерная и вдумчивая работа, дорогие друзья, за которой в обязательном порядке должны следовать двусторонние форумы, конференции и консультации для сглаживания проблемных исторических формулировок, чтобы они не оседали в головах подрастающего поколения.
Это долгий, нудный и утомительный процесс, да, но без него никакого добрососедства не будет. Эту работу невозможно подменить нефтегазовым контрактом, военным соглашением или проведением дней условного Азербайджана в условном Новосибирске, дорогие друзья.
Потому что в противном случае, мы видим, исторические обидки могут тянуться и по тысяче лет и прививаться следующим поколениям уже со школьной скамьи.
Вообще, дорогие друзья, что касается событий тысячелетней и более давности, давайте мы ещё раз проговорим одну очевидную вещь, о которой уже когда-то писали.
Тысячу лет назад, задолго до того, как появились первые гуглы, ютубы и тиктоки, любое столкновение цивилизаций носило довольно хаотичный и спонтанный характер.
Сидишь ты на берегу реки, значит, чистишь мандарин, думаешь, что пора бы дерево нарубить, чтобы телегу подлатать, вдруг – бац! – по реке плывёт ладья незнакомой модели, в ладье несколько десятков мужиков в полной выкладке и вроде как в твою сторону что-то орут на непонятном языке.
Гугл-переводчика под рукой нет, новостного агрегатора – тоже, поэтому ты даже не можешь узнать, не говорил ли соседний МИД что-то острое в адрес твоей телеги за последнюю пару недель. Базовый инстинкт в таких случаях предусмотрительно предлагает ховаться побыстрее, пока суровые мужики у тебя мандарин отбирать не начали – и ты даёшь дёру, чтобы на всякий случай предупредить соплеменников о потенциальной опасности.
Мужики в ладье, которые всего лишь орали, как проехать до Костантинополя, увидев, что ты стремительно покидаешь локацию, полагают, что ты побежал за подмогой. Высаживаются, чтобы понять, что за местность вообще, а через какое-то время на внезапную стрелку стягиваются твои вооружённые односельчане.
А дальше там привет-привет, вы кто такие? — не знаем, но нас тут 50 человек отборного спецназа с мечами и топорами, а вы кто? — а мы местные. А что за земля тут у вас? — а вам какое дело, не мешайте, мы тут своим пням молимся! — в смысле, вы тут пням молитесь?..
И пошло-поехало.
В миниатюре подобную интеракцию вы сегодня можете воссоздать себе, если поедете поохотиться куда-нибудь в лесные дебри Тувы – и там один на один вдали от цивилизации встретите пьяненького егеря с ружьём. Вы не знаете человека, стоящего перед вами, он не знает вас, вы оба находитесь не пойми где, искать вас обоих, пойди диалог не по тому руслу, будут очень долго.
Жуткая ситуация, дорогие друзья.
В такой примерно парадигме и жил наш мир в то время, которому азербайджанский школьный учебник сегодня приписывает первые исторические обидки в отношении «славяноруссов». Это была парадигма сплошного мордобоя, при котором для становления иерархии на конкретной территории вырезали не только внешне не похожих на себя чужеземцев, но и вполне себе ближайших родственников.
И никто даже особо не заморачивался поиском уважительной причины для вырезания, вся тогдашняя действительность намекала, что если не ты, то обязательно тебя.
Когда-нибудь в будущем, дорогие друзья, соседствующие на нашей планете народы окончательно замучаются вести счёт взаимным обидкам (или, что тоже вероятно, слишком обленятся, чтобы изучать накопившуюся мировую историю) – и придут к выводу, что хрен с ним, все всех убивали, но дальше для своих детей мы такой участи не хотим.
Но пока этого не случилось, хотели бы вот, что отметить.
Если азербайджанец, проживая сегодня в Новосибирске, для себя решил ненавидеть и презирать русских чисто в силу школьного образования, чисто потому, что славяне в какой-то момент нагнули один из ширваншахских феодов тысячу лет назад, то это в первую очередь проблема конкретного азербайджанца, дорогие друзья.
А во вторую очередь – проблема его друзей, близких и родственников.
А в третью – судя по тому, как развиваются события в Новосибирске – и всей диаспоры в целом.
А в четвёртую, подозреваем, это будет проблема мэра-коммуниста Анатолия.
Поэтому не прививайте своим детям исторические обидки. Особенно в отношении русских, конечно. Посмотрите на карту мира, найдите на ней РФ. Эта земля уже много обиженных видела, дорогие друзья.
Комментарии