А. Макаркин: Политик из Прохорова никудышный

На модерации Отложенный

Автор «Ё»-мобиля создает из «Правого дела» сомнительного оппонента Фронту Путина

Бизнесмен Михаил Прохоров все-таки хочет возглавить «Правое дело». Как заявил владелец группы «Онэксим», он направил свои предложения руководителям партии. Пока комментировать свой шаг миллиардер отказывается: «До того момента, пока не будет создан съезд партии, не будет принято соответствующее решение, я никаких комментариев по этому поводу давать не буду».

Впрочем, известно, что накануне господин Прохоров уведомил о решении заняться партстроительством топ-менеджеров «Онэксима»: «После этого (отказа возглавить партию) я получил шквал звонков от коллег по цеху, друзей и близких, многих из вас, которые не поняли моего отказа. Поддержки своей позиции я не встретил ни у кого, даже у собственной сестры, которая терпеть не может политику»... «Я позвонил своему старому знакомому, который является одним из лидеров «Правого дела», и сказал, что если партия и его коллеги еще во мне заинтересованы, то я готов», - говорится в документе.

Прохоров хочет кардинально изменить «Правое дело». В письме говорится, что изменения могут коснуться даже названия партии. «Таким всегда был мой подход в любом проекте: если я беру на себя ответственность за результат, у меня должна быть свобода маневра и свобода действий», - цитирует письмо олигарха «Комсомольская правда».

Станет ли Прохоров знаменем российских правых, рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

 

«СП»: – Алексей Владимирович, что означают маневры Прохорова: то не хочу возглавлять «Правое дело», то хочу?

– Мне эта ситуация напоминает заявление первого зампреда правительства Игоря Шувалова по этому же вопросу. Когда Шувалов раздумывал, идти ему или нет в «Правое дело», сначала появились сигналы, что он может возглавить партию. В то же время в СМИ появилась информация – Шувалов готов пойти только при условии свободы действий.

Любой человек, который придет в эту партию на руководящую должность, на 100% этот вопрос поставит. Это понятное условие. Этот человек отдает партии свое имя, властный или финансовый (в случае Прохорова) ресурс. Взамен он должен контролировать партийный процесс. Если контроля не будет, а партия останется в ее нынешнем виде – конгломератом, где есть и интересы сторонников Чубайса, и выходцев из бывшей Демократической партии (их представляет Андрей Богданов), и другие интересы – разбираться с этим, регулировать конфликты внутри партии никто не будет. Шувалов этого не захотел, и Прохоров не захочет.

«СП»: – Вопрос о Шувалове поднимался еще в апреле. Сейчас середина мая. Можно ли до выборов переформатировать «Правое дело»?

– Да, времени на реконструкцию партии остается все меньше. Даже если успешно провести реконструкцию с организационной точки зрения, возникает вопрос: насколько она будет эффективной перед выборами? Насколько система, которую удастся создать, будет способна действовать в условиях предвыборной кампании – например, взаимодействовать с региональными организациями, которые в партии есть? Все же «Правое дело» – реальная партия, при всех больших вопросах к ней...

Наконец, насколько самому Прохорову, при отсутствии политического опыта, удастся создать именно политическую машину? У Прохорова – огромный предпринимательский опыт, но создать-то нужно машину, ориентированную не на получение прибыли, а на победу на выборах. Это разные технологии.

«СП»: – Дадут ли ему попытку это сделать?

– Не исключаю, что это возможно. Дело в том, что «Единой России», и «Общероссийскому народному фронту», который сейчас создается, нужен оппонент. Вот тут у Прохорова шансы есть. Он в политике, в вопросе о трудовых отношениях, придерживается радикальной позиции. Если мы посмотрим декларацию Фронта, речь идет о социальном партнерстве, о надежной защите работников. Имя же Прохорова, в общественно-политическом пространстве, связано с предложением ввести 60-часовую рабочую неделю. Конечно, он подчеркивает, что такая нагрузка – предельная, что она может быть установлено только с согласия работника. Но и с этими оговорками идея воспринята профсоюзами резко отрицательно.

Словом, Прохоров – готовый оппонент для «Народного фронта». А это очень важно: Фронту нужно с кем-то спорить в избирательной кампании. Прохорова же можно резко критиковать – именно с позиций социального партнерства, социальной ответственности бизнеса.

«СП»: – Вы считаете, Прохоров сможет построить партию?

– Прохоров привык доминировать в структурах, которыми руководит. За этим стоит российская корпоративная культура страны, которая только-только прошла переходный период к рыночной экономики. На таких этапах главными участниками экономического процесса являются сильные фигуры – яркие, с собственными представлениями, как руководить предприятием. Это люди, которые берут ответственность на себя.

С партиями сложнее. Все же они представляют собой не просто оптимально работающую систему, а – прежде всего – некий набор интересов. Возможно, конечно, построить партию под одного человека – пример тому Владимир Жириновский. Но в ЛДПР система работает на Жириновского с пониманием, что он – это именно тот человек, который приведет соратников в парламент, именно на его ресурсе они станут депутатами. Поэтому, даже если у кого-то в ЛДПР есть амбиции, их прагматично откладывают в сторону, или выходят из партии. С ЛДПР при этом ничего не происходит – можно вспомнить, как ушел один из ее лидеров, Алексей Митрофанов. Словом, Жириновский – не просто авторитарный лидер, но еще и очень сильный публичный политик. У Прохорова с этим проблемы.

«СП»: – Почему все же остановились на такой кандидатуре?

– Для любого чиновника, ставшего во главе партии, получение результата менее 7% – сильнейший аппаратный удар. Думаю, поэтому от поста лидера «Правого дела» отказались кандидаты из числа членов правительства. Для Прохорова недобор голосов не станет ударом. Его основная сфера интересов – бизнес, и если он наберет меньше 7%, его ниоткуда не уволят. Поэтому с «Правым делом» Прохоров может рискнуть.

 


Приход предпринимателя Михаила Прохорова в партию «Правое дело» может быть выгоден только «Единой России», считает первый зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников. По его словам, «ЕдРо» будет активно развенчивать либеральные идеи Прохорова (по увеличению пенсионного возраста, 60-часовой рабочей неделе и т.п.), пытаясь набрать политические очки. Перспективы же самого «Правого дела» выглядят неважными. Рассчитывать на широкую электоральную поддержку идеологи крупного капитала не могут. «А другого народа у нас для гражданина олигарха нет, и никогда не будет», - сказал Мельников.

 

Из досье «СП»

 

Михаил Дмитриевич Прохоров родился 3 мая 1965 года в Москве. В 1983‑1985 годах служил в рядах Советской Армии. В 1989 году с отличием окончил факультет международных экономических отношений Московского государственного финансового института по специальности «экономист». С 1989 по 1992 год ‑ начальник управления Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС). В 1991 году консультировал АО «Интеррос», где познакомился с Владимиром Потаниным.

С 1992 года работал в структурах Владимира Потанина: в 1992‑1993 гг. ‑ председатель Правления акционерного коммерческого банка «Международная финансовая компания» (МФК). С 1993 до апреля 1998 г. ‑ председатель Правления АОЗТ АКБ «ОНЭКСИМ Банк». С апреля 1998 до сентября 2000 г. ‑ президент ОНЭКСИМ Банка (вместе с Потаниным владеет 25% + 1 акция ЗАО «Холдинговая компания «Интеррос»).

С 1996 года ‑ член Совета директоров АО НК «СИДАНКО». С 3 апреля 1996 до июня 1998 года ‑ член Совета директоров РАО «Норильский никель». С октября 1996 года ‑ член Совета по банковской деятельности при Правительстве РФ. С ноября 1996 года ‑ член Совета Ассоциации российских банков. С ноября 1997 года ‑ член Биржевого совета Московской фондовой биржи (МФБ). С июня 1998 года ‑ член Совета директоров АО «Интеррос».

В сентябре 1998 года возглавил комитет по формированию АО «РосБанка», избран в состав Совета директоров Росбанка. В январе 2001 года был избран на пост председателя комитета кредиторов Инкомбанка. С 24 сентября 2000 до июля 2001 года ‑ президент АКБ «Росбанк».

С июля 2001 года по март 2007 года ‑ гендиректор, председатель правления ГМК «Норильский никель» (25,5% акций). В 2006 году ‑ председатель Совета директоров ОАО «Полюс Золото» (28,3%). C 2007 года ‑ Президент Группы ОНЭКСИМ.

Михаил Прохоров ‑ один из богатейших людей планеты. В марте 2008 года он с состоянием 19,5 миллиарда долларов занял 24 позицию в рейтинге миллиардеров, составленном журналом Forbes. В апреле того же года Русский Forbes поставил Прохорова 5‑м номером в списке богатейших россиян (его состояние журналом было оценено в 22,6 миллиарда долларов).

В 2010 году Михаил Прохоров занял второе место в рейтинге самых богатых россиян. Его капитал составил 17,85 миллиарда долларов.