Львов, 9-е: «...Среди толпы, одурманенной беснованием против памяти усопших»
Львовские события 9 Мая еще долго будут обсуждаться, комментироваться, дебатироваться. Политики, политологи и эксперты всех мастей, в зависимости от «цветности», выдвинут версии на предмет «кому это было выгодно?» и «кто спровоцировал?»
Уже сейчас интернет полон всяких версий.
Но очень сомневаюсь, что эти рассуждения будут продиктованы болью.
Той самой, которая любому нормальному человеку уже не даст спокойно жить, если всего лишь не забывать — что ж в тот день творилось возле львовского «пагорба» Славы.
И если кто-то до сих пор думает, что было это случайно, ну вроде как стечение обстоятельств, ошибается.
К событиям Львов готовился обстоятельно.
Просто возьмите хотя бы пару номеров «Ратуши», газеты Львовского горсовета, и тогда убедитесь в этом сами.
«Вішати чи не вішати?»
Казалось бы, миролюбивое фольклорное событие — парад «вышиванок». Но даже демонстрация вышитых сорочек была не просто так, а приурочена «до 68-ї річниці створення дивізії СС «Галичина».
Заметка об этом называлась — ни более ни менее — «Смерть ворогам!».
А депутат горсовета от «Свободи» г-н Михальчишин уверял: «до проведення акції підштовхнуло бажання висловити протест проти українофобської політики переписування історії і таврування наших героїв як нацистських прислужників, яке відбувається нині в Україні».
Интересно, а как быть тогда с текстом присяги тех, кто записывался в 1943-м в дивизию СС «Галичина»? Может, нынешние «свободовцы» перепишут?
Потому что все-таки (хотим же исторической правды, не так ли?) — «герої» присягали не «неньке», а лично Адольфу Гитлеру. Кто сомневается, пусть прочтет в оригинале — Dokumentation uber Die Personelle Zusammensetzung Und Dem Einsatz Der Waffen-SS ISBN 978-3-930849-36-9.
Итак, фольклорный парад во Львове «пристегнули» не просто к политике, но уже к противостоянию.
Иначе с чего бы та же «Ратуша» задавалась вопросом «Бити чи не бити?».
Причем вопросом, не вскользь оброненным... Это вообще-то один из подзаголовков к статье с не менее красноречивым названием «Червона спека».
Позволю себе процитировать небольшой фрагмент, чтобы читатель воочию ощутил дух «праздничности», который, надо понимать, «панував» во Львове накануне Дня Победы.
«Що ближче 9 травня, то більш напруженою стає ситуація з його святкуванням. Російські націоналістичні організації вперто готуються до поїздки у День Перемоги до Львова, де збираються провести марш і розгорнути 15-метровий червоний прапор.
Українські націоналістичні організації і просто доброзичливці обіцяють влаштувати їм «теплий« прийом із елементами боксу та рукопашного бою. Та виглядає на те, що візитери саме цього і прагнуть. Парламент прийняв рішення використовувати червоний стяг на День Перемоги, у Львові ж виконання цього рішення неминуче призведе до побиття вікон в установах, які на це зважаться».
То есть «установка» на «побиття» сделана.
А если добавить туда «экспрессии» — типа «Вішати чи не вішати?», «Ворог біля воріт», — эффект еще и усилится.
Кстати, про «врагов» и «повешение» — никакого утрирования.
Всего лишь цитирую подзаголовки к статье все в той же газете горсовета.
«Внимательно слушайте совесть»
А потом настало утро 9-го.
Пожалуйста, см. видео: «Львовские националисты устроили драку на День Победы»
И новости, которые вмиг заполнили информпространство, напоминали военные сводки.
Сообщения тут же обрастали комментариями, преимущественно на львовских порталах, впрочем, и на киевских тоже.
«...Плечом к плечу с бабульками и дедульками в орденах — в оцеплении милиции и тугом кольце «свободовцев» — мы почувствовали дух советских бойцов, которые закрывали грудью амбразуры, без оружия шли на пулеметы, танки и погибали каких-то семь десятков лет тому», — проникновенно написал кто-то из форумчан.
Эти слова, искренние и душевные (честно говоря, пресным словом «комментарий» обидно называть), я сейчас цитирую, потому что там такая боль, что и передать нельзя:
«...Сколько ж тех старичков, участников боевых сражений, осталось? Тяжело было смотреть на их слезы, когда их оскорбляли... Нас не пустили через главный вход на Холм Славы, чтоб мы воздали дань убиенным за веру и Отечество в войне с фашизмом... А на Площади Рынок среди одурманенной общим беснованием против памяти усопших толпы — выкрик: «Комуняку — на гиляку!»...
Но не боимся мы и смерти. Потому что с нами бог! Внимательно слушайте совесть. Умирать будете — вспомните тех, над чьей памятью сегодня хотели надругаться».
Пожалуйста, см. видео: «Нападение на ветеранов во Львове»
И все же больше всего народ обсуждал не то, как цинично оскорбляли ветеранов, а неприятности, причиненные друг другу противоборствующими сторонами. То есть поврежденные колени, сломанные пальцы.
Живо обговаривали стрельбу резиновыми пулями. Причем задолго до того, как на экстренной пресс-конференции милицейское начальство назовет имя стрелявшего, — по телефону мои львовские собеседники (а звонила я и коммунистам, и «свободовцам», и другим партийцам) рассказывали все в деталях: и чей это сын, и кто у него в друзьях.
Но самое поразительное было то, что главный «вещдок» — пистолет, который стреляет резиновыми пулями (уже когда «стрелок» был известен, то есть о нем говорили милиционеры на пресс-конференции), почему-то находился — на хранении, что ли? — у самих же «свободовцев».
По правде говоря, думала, что эти откровения по телефону с «вещдоком» — не более чем преувеличение. Решила, что говорят — о том, что пистолет милиция не изъяла, — для красного словца.
Но, оказывается, все так и было.
«Представители «Свободы» обещают найти и передать на экспертизу оружие, из которого 9 мая ранили их однопартийца, — прошло сообщение по информагентствам.
И тут же — объяснение того, который стрелял и чей пистолет теперь «вещдок», хранящийся у «свободовцев»: «...Они (т.е. представители ВО «Свобода». — Авт.) брызгали в лицо баллончиками с нервнопаралитическим газом... Я сделал два предупредительных выстрела в воздух, но молодчиков было не остановить. Они нагло продолжали лезть в драку и срывать с нас ленточки».
Я не знаю, что было на самом деле.
Поэтому снова звонила во Львов — и коммунистам, и «свободовцам». И просила рассказать — пусть даже субъективно, так сказать, со своей колокольни, — но только правду.
Эти записи бесед — почти со стенографической точностью — перед вами.
В автобусах, где сидели старики, били стекла
Звоню Михаилу Стуле, первому секретарю Львовского обкома КПУ.
— «Противостояние началось около 11.00 на улице Лычаковской», — зачитала ему одну из новостийных лент. — Именно так и было?
— Инцидентов было много. На данный момент задержано 17 «свободовцев»... И вот только сейчас — почти около пяти вечера — нам удалось вырваться из оцепления. Изначально планировали начать проведение мероприятий в 9 утра. Возложить цветы к памятнику погибшим, затем — в 10 часов — принять участие в панихиде на холме Славы. Но там все заблокировали... И нам пришлось преодолевать «коридоры». Потому что вблизи монумента собралось около 10 тысяч «свободовцев».
— Откуда взялись 10 тысяч?
— Да их же свезли из областей! Дали автобусы... С 8 мая тут все заблокировали!. Они ж ночевали в этих автобусах. Перекрыли все мемориальные кладбища и в городе, и в окрестностях. Утром, когда один из наших вышел из дому, на перекрестке его встретили какие-то молодчики, сорвали георгиевскую ленточку, побили... Нет, больших побоев у него нет, но все равно — нападение ж произошло!
— Вот вы говорите «10 тысяч» — не ошиблись ли в количестве представителей противоборствующей стороны?
— Каждый район и город отправил во Львов представителей «Свободы». Включая депутатов городских и районных советов. Получалось, что каждый город и район обеспечивал от 50 до 100 человек. Если не считать Львов и Львовскую область, то из других регионов сюда съехалось от 5 до 7 тысяч. Кстати, и УНА-УНСО приехало...
— Откуда?
— Оттуда, где оно еще сохранилось. Много прибыло из Ровно и Тернополя. Отовсюду стягивали силы.
— И вы понимали, что на 9-е готовятся «события»?
— Они готовились давно. Еще 25 мая прошлого года приняли решение о том, чтобы 9 Мая считать во Львове «днем траура». Это ж приняли на областной сессии! Поэтому — все к тому и шло.
— Красные флаги были запрещены по всей области...
— ...не только красные, но даже государственные! Вы представьте себе: Стрыйский горсовет принял решение о запрете красной символики. А за 3 дня до 9 Мая вносят предложение — запретить еще и государственные флаги!
— Давайте все же вернемся к событиям в Львове.
Итак, с той стороны, по вашим словам, было 10 тысяч. А с вашей сколько?
— Несравнимо меньше... Но давайте я расскажу по порядку. С утра к монументу шло очень много ветеранов с цветами. Но их не пропускали. Потому что был один «коридор» — милиция, а второй — «Свобода». Милиция перекрыла, чтоб не было противостояния. После нашего обращения правоохранители обеспечили нам 13 автобусов. Посадили в них ветеранов и коммунистов, пытались отвезти на «пагорб» Славы. Но как только автобусы начали двигаться, «свободовцы» принялись бить стекла... Одна из машин сильно пострадала, там даже повыламывали щетки... Ну, «дворники». А когда мы уже прибыли к монументу, то началась массовая атака.
После того, как развернули красный флаг, толпа просто впала в бешенство — да такое, что милиция с «Беркутом» и «Грифоном» еле сдерживали натиск. Они нам говорили: заканчивайте митинг, потому что невозможно удержать! Нескольких человек, которые прорвали барьер, арестовали... Когда мы только ехали к монументу, — милиция стояла в 4 ряда. А потом, когда подогнали подкрепление, то уже в 6 рядов! И все равно не могли сдержать натиск.
Но «свободовцы» — они ж используют, во-первых, боевиков, которых готовят годами. А во-вторых, там было и много людей неадекватных. И эти тоже нападали на автобусы, раскачивали их, били стекла. Пытались колеса резать... Дикость!
— Местная пресса сообщала, что по приглашению коммунистов во Львов прибыли сотни крымчан, одесситов. Это правда?
— Какие сотни?! Крымчан было немного, маленькая группка. Несколько человек из Одессы и Донецка. Они с нами ездили в автобусе. То есть если посчитать — 13 автобусов по 30 человек в каждом, получится всех вместе с ветеранами менее 500.
— Хоть кого-то вы знаете из тех, кто нападал на автобусы? Или это все приезжие?
— Ну чего? «Свободовец» Михальчишин. Его милиция задержала сначала, а потом отпустила — во-первых, депутат, во-вторых, «в обмен» на то, чтоб нас «свободовцы» выпустили из «коридора».
— Читала и такую информацию: генконсул РФ не смог возложить цветы к могиле павших, потому что его «Свобода» не пропустила, цветы из рук вырвали. Хотя на другом сайте сообщалось, что с российским дипломатом инцидентов не происходило. Так где правда?
— Нет, цветы он возложил. Но «свободовцы» их затоптали.
«Мы прогуливались»
В информсводках о пострадавших во Львове значилось имя главы Тернопольского облсовета — Алексея Кайды. Звоню в Тернополь.
— Правда ли, что вас побили?
— Не то, чтобы побили: меня трудно побить, — отвечает он.
Но понять эту фразу в принципе можно — и так, и так. Поэтому, чтоб не было двусмысленностей, повторяю вопрос.
— Что «правда»?! — неожиданно меняет тональность Кайда. — Я не хочу говорить! Газета «2000» очень часто почему-то...
Предчувствуя, что собеседник вот-вот уйдет от темы, возвращаю его к событиям 9-го.
— Мне ребра немножко помяли, — уже спокойно говорит собеседник. — Когда толпа «черепашек» — милиция — сдавливала и с одной стороны, и с другой...
— Что ж на холме Славы делала «Свобода»?
— Люди пытались выполнить решение сессии и не допустить поднятия флагов. Но милиция препятствовала и депутатскому корпусу, и простым людям, способствовала противозаконным действиям персон, которые и провоцировали события.
— А вы в этот момент были во Львове?
— Да. У меня ж прописка львовская... И городской председатель на «Шустере» (во время телеэфира. — Авт.) пригласил приехать всех на День города. Мы приехали, в том числе вместе с тернопольскими депутатами.
— И что делали?
— Прогуливались. Все было спокойно, нормально, пока не начали поднимать красные флаги.
— Как же «нормально»? Ленточки срывали утром.
— Нет. С утра было спокойно, а все началось днем... Вообще я посмотрел новости: «там все смешалось — кони, люди»! И стрельба, и «побиття» — просто ужас!..
— В автобусах били окна?
— Я не видал, чтоб били окна.
Дальше расспрашивать просто не было смысла.
«Есть решение суда. Просим его выполнять, и точка»
Звоню во Львов главе депутатской фракции «Свобода» в горсовете Руслану Кошулинскому — с тем же вопросом: что происходило?
— Во Львове проходили официальные торжественные мероприятия. Потому что решением суда были запрещены какие-либо мероприятия, кроме официальных. Представители же «Свободы» пришли наблюдать за выполнением решения суда, а также местного и областного советов — о запрещении вывешивания красных флагов во Львове. Мы честно и добросовестно выполнили свой долг.
— Хотите сказать, что ничего чрезвычайного в первой половине дня —до момента, когда развернули красный флаг и началась уже откровенная драка, — не происходило? А как же выстрел? Ведь человека же кто-то спровоцировал?
— Ничего особо значительного не происходило, кроме выстрела не совсем адекватного человека. Выстрел был произведен из пистолета Макарова. Это травматическое оружие, резиновые пули...
— Я говорила с вашим соратником, г-ном Кайдой. Он тоже уверял, что во Львове было спокойно.
— В первой половине дня — да. Кто хотел, шел на Марсово поле, на холм Славы. С цветами... Никто никому не мешал.
— И ветеранам не препятствовали?
— В день 9 мая поминают тех, кто погиб во Второй мировой войне. И не будем делать никаких «заперечень» в этом направлении. Но есть решение суда по поводу символики — мы просим его выполнять. И точка. Вот теперь мы переходим к событиям второй половины дня. Накануне нас уверили руководители правоохранительных органов, что никаких противостояний не будет. Но когда уже на холм Славы завезли людей, а те начали проводить свои акции, естественно, депутаты пошли к правоохранителям требовать, чтоб соблюдался закон. А они применили резиновые дубинки. Серьезно били...
— «Свободовцев» и их соратников было 10 тысяч?
— Не думаю, что такое количество во Львове где-то одновременно можно поместить. 10 тысяч даже на майдане Незалежности не поместится...
— Так сколько все-таки?
— Ну, приехали из области люди, из Тернополя... Кстати по поводу приезжих. Мы сделали небольшое исследование. Выяснили в обменных пунктах: много ли людей в эти дни меняют рубли на гривни? Так вот, оказывается, намного больше, чем обычно!
— И о чем это говорит? Что приехали из России? Но вот читаю свежие новости: «Свобода» била ветеранов... Ваши били ветеранов?
— Рекомендую вам обратиться к начальнику городского управления по здравоохранению и получить информацию: кто обратился — после 9 мая — в травмопункты Львова с повреждениями? И вы узнаете, что это — 16 «свободовцев». В том числе и депутаты. Часть людей просто не обращались: у кого-то синяк под глазом, у кого-то спина побита, кому-то ребра помяли... Что же касается ветеранов, то в травмопункты не обращались, потому что ни одного побитого не было и быть не могло!
— Действительно?
— Поймите: у нас есть принципиальная позиция — решение суда по символике! Мы приходим проконтролировать. А через два часа после официальных мероприятий вдруг приезжают шесть автобусов с правоохранительными органами, «Беркутом» и — обратите внимание! — со «скорой помощью». Оттесняют людей, которые остались возле мемориала, при этом нас бьют... Те проводят акцию, все это снимают на видео, затем сворачиваются и всех вывозят! Понимаете? Нарушен закон. Кто за это должен отвечать?.. А все остальное — антураж! Нам теперь только и говорят: «Вот если бы вас там не было...»
— Заметьте, мы говорим о 9 Мая, но ветераны в этих всех баталиях — как «фон». Как «повод» начать политикам выяснять отношения. Знаете, что? Это нечестно по отношению к старикам.
— Война закончилась в 45-м. Если им тогда было хотя бы по 18 — 20, прибавим еще 66 лет, — то сейчас им должно быть как минимум по 84 — 85. Но у нас есть фотографии людей, которые и поднимали красные флаги: там таких нет! Максимум лет по 30... Что же касается всяких рассуждений, дескать «могла ли подняться рука на старика?»...
— А могла бы?
— Моя бабушка прожила 93 года. И разве кто-то имел бы моральное право людей такого возраста «зацепить»? Да это было б... Ну, капец полный! Другого слова не найду! Люди старшего поколения 9-го числа с утра ходят к могилам, несут цветы. Всегда так было. И никаких проблем!..
— На этот раз были. Причем провоцировали ваши соратники, об этом сегодня электронные СМИ только и пишут.
— Знаете, я не буду стоять в стороне, когда на могиле моей мамы кто-нибудь вздумает ломать крест. А если я воспрепятствую, это будет провокация? А если мою жену на улице будут насиловать, то я должен зачитывать статью Криминального кодекса?! Или броситься ее защищать?
— Вы требуете отставки губернатора?
— Конечно. Нас била милиция. Но вы считаете, что председатель администрации не владел информацией? А мы считаем, что он не только ею владел, но и руководил всем этим.
«Никому не удастся вычеркнуть великий праздник из памяти»
Пока же «Свобода» пытается «снять» с работы губернатора.
А «Регионы» — Львовская областная организация — хотят перевыборов в облсовет.
И те и другие видят причину планируемых кардинальных изменений в событиях 9 Мая.
Но о ветеранах вообще — в воззваниях и аргументациях — даже и не упоминают. Вот так...
Но это ж благодаря им у нас есть День Победы. А получается, что солдаты Великой Отечественной, дожившие до наших дней, — старики, которые всего лишь «повод».
Только на сайте коммунистов утром следующего дня появилось заявление лидера КПУ Петра Симоненко. Там были такие слова:
«...Как бы ни пытались омрачить мероприятия по случаю празднования Дня Победы, никому не удастся вычеркнуть великий праздник из памяти, в том числе и будущего поколения».
И это правда. И так будет.
www.2000.net.ua
Комментарии
Об этом «Новому Региону» заявил депутат Верховной Рады от КПУ Евгений Царьков.
Он подтвердил информацию о том, что КПУ и КПРФ планируют совместную акцию во Львове 22 июня.
«22 июня мы проведем совместную акцию с нашими российскими коллегами во Львове, которая будет посвящена дате начала войны. И мы хотим отметить эту дату на своей земле во Львове, который имеет отношение к началу и окончанию войны. По большому счету, это принципиальный для нас факт. Мы видели, как били наших ветеранов, поэтому мы этого не допустим во второй раз», – сказал депутат.
«Нас будет больше на акции 22 июня. Мы сами обеспечим правопорядок за счет численности на этой акции», – пообещал парламентарий.
«Наша акция однозначно будет во Львове, однозначно под красными флагами. И мы уверены, что нужно выколачивать психологию бывших народов СССР, что во Львове живут одни бандеровцы. Если Коломойский и партия власти перестанут финансировать Тягнибока, а также другие радикальные движения, то все будет нормально», – сказал Царьков.
Ну Петя известный краснобай. Привыкли краснопёрые Победой все свои безобразия прикрывать.