На Луну вдвоём с Китаем: новый российско-китайский союз?

На модерации Отложенный

Тринадцатого февраля 2021 года стало известно, что премьер-министр России Михаил Мишустин поручил «Роскосмосу» подписать с Китаем Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области создания Международной научной лунной станции. Пока это подготовка подписания рамочного соглашения, но если всё пойдет по плану, то, вполне возможно, уже в ближайшем будущем мы можем узнать о начале совместных работ…
Такой разворот в сторону Китая не стал удивительным событием — после нескольких лет отсутствия прогресса в переговорах с NASA по участию России в проекте Deep Space Gateway. NASA хочет, чтобы этот проект был под американским руководством, а остальные страны присоединялись к нему на правах партнёров второго порядка; в то же время «Роскосмос» настаивает на равноправном партнёрстве — как в случае с Международной космической станцией.

Правда, в отличие от ситуации с МКС, на руках у «Роскосмоса» уже нет таких серьёзных козырей, как четверть века назад, когда принималось решение о совместном создании станции. Да и отношения между странами за эти годы лучше не стали. Поэтому два года переговоров, не двигающихся с места, — и Россия начала диалог с Китаем.

Время задавать вопросы

Самые главные вопросы в таких договорах: «зачем это нужно нам?» и «зачем это нужно им?». В космонавтику ради космонавтики не верит уже никто, и потому объяснения ищутся на технологическом и политическом уровне. С Россией ситуация понятнее — при нынешнем уровне финансирования «Роскосмосу» практически нереально вытянуть лунную программу в одиночку. Создание сверхтяжёлой ракеты слишком дорого для современных российских космических бюджетов (к слову, космический бюджет Китая в несколько раз больше российского).

Зачем это нужно Китаю? Тут гораздо сложнее, так сразу и не ответить. Можно предположить, что Китай не всегда устраивает образ парии от мировой космонавтики — державы, которая создаёт свою космическую программу в гордом одиночестве.

И ведь не китайцы в этом виноваты; США так долго отказывались сотрудничать с Китаем в вопросах космонавтики и торпедировали международные проекты с его участием, что стране не оставалось ничего другого, кроме как заявить: «Я построю свой лунапарк с маджонгом и нюйкуй».

НО МОЖЕТ БЫТЬ, ТОГДА СТОИТ РАБОТАТЬ СОВМЕСТНО, ОСОБЕННО ЕСЛИ КИТАЙ ВОВСЕ НЕ ПРОТИВ ДЕЛАТЬ ЭТО В ПИКУ США?

Есть ещё один вариант — технологический. Бесспорно, Китай за последние годы сделал множество огромных прорывов в космических и авиационных разработках. Мало какая страна может похвастаться такой скоростью. Но все еще есть «белые пятна» — отрасли, которые Китаю не даются. Например, создание некоторых типов авиационных двигателей. Тогда можно ждать, что Китай в качестве платы за совместное участие может потребовать раскрытия определённых технологий. Увы, но пара историй сотрудничества России и Китая закончились очень неудачно: по их итогу были возбуждены уголовные дела против российских специалистов, их обвинили в шпионаже и передаче китайской стороне секретных технологий. Несколько человек получили серьёзные сроки.

Другой вопрос: что именно понимается под Международной научной лунной станцией? Речь идёт об орбитальной станции или, с более дальним прицелом, станции на поверхности Луны? Это будет общая станция с совместным использованием или просто «две рядом»? Есть предположение, что под этой программой может скрываться попытка «застолбить» лунные территории и обьявить их зоной интересов Китая и России. Такое понимание вопроса могло возникнуть после того, как США начали продвижение «аккордов Артемиды» — дополнений к «Закону о космосе», разрешающих коммерческое использование лунных и других космических ресурсов.

В любом случае, информация о том, что Россия поворачивается лицом к Китаю, очень знаковая. Такого не было уже давно, и сейчас интересно посмотреть, что из этого получится на этот раз. С другой стороны, почему бы и не с Китаем? Да, непривычно, но ради Луны можно и потерпеть.

Михаил Котов