Вернись, я все прощу: Украина хочет возродить жд-сообщение с Крымом и Москвой

На модерации Отложенный

«Украинская железная дорога» («Укрзализныца») собирается восстановить железнодорожное сообщение с граничащим с Крымом регионом, а затем с Донбассом и столицей РФ. Об этом заявил глава правления «Укрзализныцы» Владимир Жмак.

  Что это было: личное мнение управленца, озабоченного кризисом, или пробный политический «камень»? Какова перспектива его предложения? Аналитический портал RuBaltic.Ru обсудил эти вопросы с украинскими экономистами.

«Мы работаем над тем, чтобы восстановить сообщение с территориями, которые прилегают к Крыму. К сожалению, в сам Крым мы заехать не можем. Кроме того, с гуманитарной точки зрения необходимо возобновление пассажирского сообщения с неподконтрольными территориями и Россией: очень много украинцев имеют там родственников. 7 ежедневных поездов на Москву были самыми прибыльными. Сейчас все эти пассажиры ездят через Беларусь. Минский аэропорт из провинциального с оборотом 1,5 миллиона пассажиров в год сейчас вырос до 5 миллионов исключительно за счет трафика между Украиной и Россией. Мы потеряли транзитные грузы и пассажирское сообщение, все это, естественно, сказывается на наших экономических показателях», — сказал Жмак.

  Взаимные санкции по транзиту грузов между Украиной и Россией были введены еще при Порошенко и действительно нанесли удар по украинской железнодорожной инфраструктуре, которая львиную долю прибыли получала именно за транзит, напоминает экономист Всеволод Степанюк.

«Результатом таких действий стало поднятие внутриукраинских тарифов на перевозки товаров и пассажиров. Так же значительны убытки металлургической отрасли от прекращения торговли и транспортного сообщения с неподконтрольными территориями.

Отмечу также то, что возобновление транспортного сообщения с ОРДЛО является одним из переговорных вопросов по Минским соглашениям и "нормандскому формату".

  Мне кажется, что такие заявления должностных лиц являются зондированием реакции националистов на возможное смягчение транспортного сообщения с соседями Украины, а также попыткой оправдаться за продолжающуюся деградацию транспортного хозяйства страны», — предполагает Степанюк.

«Укрзализныца» всегда зарабатывала в основном на грузовых перевозках, но их объемы в кризисный период существенно сократились: Укрстат говорит о падении практически на 20–30% в 2020 году. И как итог — большой отрицательный финансовый результат по итогам прошлого года. Результатом этих проблем может стать докапитализация компании, а также, конечно, поиск дополнительных источников дохода «Укрзализныцы». Насколько такое реально — покажет время, рассказывает экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин.

Наша платформа поддерживает инициативу возобновления пассажирского сообщения с неподконтрольными территориями, делится информацией аналитик KyivStratPro Марик Джангутинов. Это гуманно и комфортно, это забота о нуждах простых граждан Украины, которым жизненно необходимо периодически посещать неподконтрольные территории, где находятся их дома, и, наоборот, выезжать на Украину для учебы, работы, получения пенсии и прочего.

Чем раньше это будет сделано и чем проще будет процедура пересечения «линии соприкосновения», тем эффективнее будут процессы реинтеграции.

«Подводные камни» в решении данного вопроса — это параллельное возобновление грузоперевозок, лоббируемых олигархическими угольными промгруппами.

Однако решение этого вопроса при нынешнем состоянии войны не может иметь никакого правового и смыслового обоснования, комментирует эксперт.

  Что интересно, эти слова Жмака в украинских СМИ прошли практически незамеченными: почти нигде, кроме российских СМИ, они опубликованы не были. Хотя сама проблематика действительно важна, сетует политолог Никита Трачук.

  «На Украине существует такая политическая практика, как "зондирование почвы". Суть ее в том, что политик или должностное лицо делает резонансное заявление и наблюдает за реакцией общества — можно ли двигаться в этом направлении. Заявление Жмака я рассматриваю именно в этом контексте. Что касается перспектив такого предложения, то таковых пока что нет. Да, в каком-то виде сообщение с Россией останется (хотя оно планомерно сокращается с 2014 года), потому что туда все еще ездит много людей. А вот с неподконтрольными территориями... В это я не верю.

В Донбасс мы запустим поезда лишь после преодоления какой-то важной вехи конфликта, после движения в сторону мира, когда ситуация начнет нормализоваться.

Пока что этого нет, и едва ли это ждет нас в обозримой перспективе», — пессимистически настроен Трачук.

  Давайте для начала вспомним, что сейчас идет разговор о разделении «Укрзализныцы» на грузовые и отдельно пассажирские перевозки, при этом последние являются убыточным направлением, обращает внимание политтехнолог Владимир Третьяков.

«И эта проблема накладывается на то, что по итогам первого полугодия 2020 года "Укрзализныца" закончила с убытком в 8,79 миллиарда гривен (258 миллиона евро). Поэтому логично, что Жмак ищет пути остановки падения УЗ в финансовую пропасть. А ведь среди маршрутов УЗ, напомню, самым прибыльным официально признали поезд Львов — Москва. В 2019 году он принес прибыль в 4,3 миллиона евро.

Есть и социальный запрос на поездки в РФ, причем, что самое интересное, наиболее сильно он проявляется на Западной Украине, потому что жители этого региона традиционно массово ездят на заработки в Россию.

  Из-за карантина сейчас железнодорожное сообщение закрыто, но есть мощный запрос на его восстановление. Этими двумя факторами и продиктовано заявление Жмака», — поясняет Третьяков.

После Майдана многие горячие украинские парни из кабинетов и подворотен неоднократно требовали полностью прекратить железнодорожное сообщение с РФ. И лишь по экономическим соображениям этого не сделали до марта 2020 — тогда шлагбаум опустили из-за эпидемии коронавируса.

Общие убытки «Укрзализныцы» по итогам 2020 оцениваются в 411 миллионов евро, при этом изношенность подвижного состава приближается к 90%.

  Несмотря на все это, у компании наполеоновские планы. Запуск скоростного сообщения из Киева в Харьков, Одессу и, конечно, Львов, а также переход на более узкую европейскую колею. Только там напрашивается знаменитый вопрос Высоцкого: «Где деньги, Зин?» Денег нет, и именно это порождает разговоры о возвращении сообщения с Москвой, Донбассом и Крымом.