50 лет назад к Луне стартовал Аполлон-14

На модерации Отложенный

Стартовый день миссии «Аполлона-14» ничем не отличался от таковых в предыдущих полетах. Утром 31 января Шепард, Руса и Митчелл, сразу после подъема, прошли плановый медицинский осмотр, после чего отправились на предстартовый завтрак. Меню было традиционным со времен программы «Меркурий»: стейк, тосты, апельсиновый сок и кофе. Вместе с основным экипажем трапезу разделили Дик Слейтон, Томас Стаффорд, а также дублеры Русы и Митчелла – астронавты Эванс и Энгл.

Экипаж и руководители NASA на предстартовом завтраке (слева-направо: Эдгар Митчелл, Томас Стаффорд, Стюарт Руса, Алан Шепард, Дик Слейтон, Джо Энгл и Рональд Эванс) 

Экипаж и руководители NASA на предстартовом завтраке (слева-направо: Эдгар Митчелл, Томас Стаффорд, Стюарт Руса, Алан Шепард, Дик Слейтон, Джо Энгл и Рональд Эванс).

После завтрака Шепард, Руса и Митчелл отправились на надевание и проверку скафандров. Между тем, погода в день старта «Аполлона-14» выдалась ненастной. К стартовому комплексу на мысе Канаверал приближался холодный фронт с ливневым дождем. Руководители стартовых служб, следуя инструкциям, принятым после старта «Аполлона-12», были готовы к переносу пуска. Плохие метеоусловия, однако, не отразились на количестве желающих увидеть старт. В окрестностях, прилегающих к космодрому, собралось около 500 тысяч человек. В числе почетных гостей за запуском прибыли понаблюдать вице-президент США Спиро Агню, несколько министров, известный киноактер Кирк Дуглас, а также принц Испании и будущий король Хуан Карлос I, вместе со своей супругой.


Облачение командира экипажа в скафандр

В это время Шепард, Руса и Митчелл, в сопровождении Дика Слейтона, отправились на стартовую позицию «LC-39A». Примерно за три часа до расчетного времени старта экипаж прибыл к своему кораблю. «Ну, давайте, следите за своими задницами, и хорошей вам поездки!», – напутствовал астронавтов Слейтон.


Экипаж «Аполлона-14» отправляется на старт, среди провожающих — киноактер Кирк Дуглас

Между тем, специалисты готовили к приему экипажа командный модуль «Китти Хок». Дублер Рональд Эванс уже завершил проверку всех кнопок и тумблеров на приборных панелях, чтобы они были установлены в правильном положении. Когда астронавты поднялись в кабину, разместиться в своих креслах им помог астронавт Брюс Маккэндлесс. Командир Шепард традиционно занял левое кресло, рядом с ним, в центре, разместился пилот командного модуля. Митчелл занял место у правого иллюминатора.

Наконец, последние приготовления были закончены, и специалисты стартовой команды закрыли люк «Китти Хока». В кабине началось формирование стартовой атмосферы (60% кислорода и 40% азота), а экипаж приступил к предстартовым проверкам бортовых систем. В этом им помогали астронавты Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин, находившиеся на связи из центра управления пуском. Там же присутствовали исполняющий обязанности администратора NASA Джордж Лоу и конструктор Вернер фон Браун. В ЦУПе Хьюстона, к старту «Аполлона-14», готовилась дежурная команда специалистов Пита Франка. На связи с экипажем находился оператор Гордон Фуллертон.


Старт «Аполлона-14»

Погода на космодроме между тем не изменилась и оставалась пасмурной. Опасения специалистов окончательно взяли верх всего за восемь минут до старта. Из-за сильной облачности и угрозы молний, предстартовые мероприятия, по решению руководителя запуском Уолтера Каприана, были остановлены до улучшения метеоусловий. Чтобы подбодрить экипаж, Дик Слейтон, лично вышел на связь с астронавтами. «По крайней мере, вам там удобнее, чем в прежние времена!», – сказал он, вспоминая о тесноте кабины кораблей «Меркурий».

«О, да, мы здесь в полном порядке!» – согласился Шепард.


Старт «Аполлона-14», фотография с башни обслуживания

Задержка старта, впервые за историю программы «Аполлон», составила сорок минут, после чего предстартовый отсчет возобновился. Каприан пожелал экипажу удачного полета, на что Шепард ответил: «Большое спасибо, мы хорошо прокатимся!».

Наконец, в 21:03 по Гринвичу, 31 января 1971 года, космический корабль «Аполлон-14» с экипажем Алана Шепарда, Стюарта Русы и Эдгара Митчелла успешно стартовал с космодрома имени Д. Кеннеди.

«Давай детка, вперед!», – не сдержался от эмоций Руса. Уже через 68 секунд после запуска ракета «Сатурн-5» преодолела скорость звука. Еще через полторы минуты успешно завершила работу и отделилась первая ступень. Вскоре также были отстрелены переходной отсек между ступенями и обтекатель системы аварийного спасения. Теперь экипаж мог наблюдать в иллюминаторы виды Земли, и Руса вновь не выдержал:

Посмотрите, как прекрасен горизонт! Это лучше, чем на симуляторе!

- И это красиво. Это совершенно фантастическая траектория, – согласился Митчелл.

Не спускайте глаз с приборов, солдаты! – тут же урезонил «новичков» Шепард.

На 9 минуте полета успешно завершила работу и отделилась вторая ступень, и на высоте 180 км от Земли впервые был запущен двигатель третьей ступени. Экипаж при этом отметил, что в иллюминаторы были видны частицы мусора, образовавшиеся после разделения ступеней. Наконец, через 11 минут после старта «Аполлон-14» вышел на расчетную околоземную орбиту, высотой 186 на 192 км.

По плану полета, кораблю предстояло выполнить полтора витка вокруг Земли перед повторным запуском третьей ступени для старта к Луне. Экипаж приступил к плановым проверкам систем и оборудования. Руса занялся тестированием и настройкой систем навигации и ориентации, отметив при этом некритичные расхождения в данных компьютера и собственных наблюдений. Шепард и Митчелл проверяли топливные, энергетические системы и систему жизнеобеспечения. Знакомясь с содержимым грузов на борту, астронавты быстро нашли в самых разных местах кабины шуточные эмблемы экспедиции, подготовленные экипажем дублеров. Теперь уже Шепард не удержался от острот в адрес «Первой команды»: «Что же, у нас их будет много, чтобы раздать всем проституткам Титусвилля! (городок недалеко от Космического центра имени Д. Кеннеди, прим.)».

На 53 минуте экипаж «Аполлона-14» впервые вышел на связь, после полета в зоне отсутствия связи. Оставшиеся полчаса астронавты готовились к старту на Луну. «Мне не терпится снова заставить эту штуку гореть!», – сообщал Руса оператору связи Фуллертону. В ЦУПе тем временем отметили, что экипаж перенес свой первый настоящий старт в космос не без дискомфорта. Частота пульса у Русы в момент пуска составила 120 ударов в минуту, у Митчелла – 90. Данных телеметрии Шепарда на Земле не получили, очевидно из-за плохого закрепления датчика. В просторной кабине «Китти Хока» у «новичков», пусть и имевших солидный опыт военных летчиков, раньше обычного начались и симптомы «космической болезни движения». Тем не менее, когда Фуллертон, по просьбе Роберта Гилрута, спросил Шепарда о самочувствии в невесомости, командир ответил спокойно: «Если вы спрашиваете о нулевой гравитации, это действительно здорово. Все в отличной форме, мы идем вперед, опережая сроки». Астронавты действительно практически «догнали» план полета после задержки старта.

Наконец, на 2 часу и 26 минуте оператор Гордон Фуллертон передал экипажу разрешение на старт: «Вы летите на Луну… Перейти к запуску двигателя». Через две минуты после этого двигатель третьей ступени «Сатурна-5» вновь заработал. «Плавный старт, рулевое управление хорошее», – доложил Шепард в ЦУП. Маневр продолжался шесть минут, и завершился успешным выходом «Аполлона-14» на траекторию полета к Луне.

© Арсений Котовский для сообщества «Твой сектор космоса», 2021