Ключ к коронавирусу: прорывы российских ученых

На модерации Отложенный

В борьбе с коронавирусной инфекцией российские медики делают невозможное. Борьба идет за жизнь каждого. Обозначаются и научные прорывы.

Пациентов делили на группы. Отбирали крайне тяжелых. Сравнивали. Искали ответ: почему болезнь одна, но развивается по-разному? Санкт-петербургские ученые близки к открытию: ключ к коронавирусу зашифрован в ДНК.

"На шестой хромосоме у нас находятся гены, которые могут влиять на тяжесть перенесения коронавирусной инфекции. Одни предрасполагают к тяжелой форме, а другие – к более легкой", – рассказал Олег Глотов, начальник вирусологического центра горбольницы №40 Санкт-Петербурга.

Тяжелое течение уже объяснили мутациями в рецепторе, через который SARS-CoV-2 проникает в клетку. Гибкие шипы коронавируса движутся по поверхности и выбирают удобное место, чтобы прикрепиться к цели.

"Рецептор может быть загнут вправо, влево и так далее. Наше исследование показало: мутации в рецепторе могут являться факторами риска для тяжелой формы коронавирусной инфекции", – отметил Олег Глотов.

Чтобы найти поломку, нужно прочитать геном человека – около 3 миллиардов букв. Если сравнить с книгой, этот "генетический роман" в 10 тысяч раз длиннее "Войны и мира". Из этого набора зашифрованных знаков биоинформатики извлекают полезную для врачей информацию.

Ей достаточно взглянуть на монитор: пациент начинает отвечать – больше месяца не было реакции. Он все еще во сне, но уже стабилен. Здесь у каждого второго – цитокиновый шторм, когда организм убивает сам себя.

"На фоне ишемии головного мозга, то есть нехватки кислорода, основной жалобой была головная боль, которая доминировала. А под этим скрывалась выраженная дыхательная недостаточность", – пояснила Людмила Рошковская, заместитель главврача по неврологии Александровской больницы Санкт-Петербурга.

Воспаление внутренних тканей, когда иммунная система работает на предельной мощности. Выброс цитокинов нельзя увидеть и не всегда можно почувствовать. Доктора 40-й больницы Санкт-Петербурга риск развития цитокинового шторма определяют по специальной шкале. "Наша задача – поймать его на том уровне, когда у пациента не присоединяется этот симптом одышки", – говорят они.

Это научное предсказание основано на лабораторных признаках. Кровь подает сигналы об ухудшении

В рентгеноперационной работает хирург. Чтобы нам туда зайти, надо надеть дополнительную защиту. Специальные жилетка с юбкой весят примерно 5 килограммов. Все это надевается на СИЗ, дышать достаточно тяжело. А каково работать хирургу, сейчас узнаем.

Он сосредоточенно смотрит на монитор. Одной рукой проворно внедряет катетер. Через него вводят контрастное вещество, которое позволяет увидеть просвет сосуда. Пациент в сознании. Они даже разговаривают. Но это еще не лечение – диагностика. У больного ковидом могут быть нарушения в сосудах, питающих головной мозг.

"Все, что осталось от внутреннего просвета. Это атеросклероз. На фоне атеросклероза присоединяется тромбоз как осложнение коронавирусной инфекции. В данном случае произойдет инфаркт", – говорит врач.

Такие осложнения он видит каждый день на черно-белом мониторе. Коронавирус провоцирует образование тромбов. Сгустки крови образуются в венах ног, вызывая тромбофлебит, в сосудах головного мозга, что приводит к инсультам, в сердце, как следствие – инфаркты.

Плановые операции сегодня не делают – только экстренные. Нейрохирург Павел Гоман будет ставить пациентку на ноги – откладывать уже нельзя.

У операционного стола он проведет не меньше трех часов – до и после – Гоман тоже лечит инфекцию. Коронавирус захватил хирургию, неврологию, кардиологию. Из женского отделения вытеснил гинекологию.

В жизни гинеколога Марии Резник теперь две короны – новый вирус и диадема. Миссис Санкт-Петербурга до самого финала никому не говорила. На конкурсе готовила брускетту с лососем. На работе – оформляла патент на собственное изобретение: Мария разработала уникальный шов для гинекологических операций. И продолжала лечить ковид, хотя официально была в отпуске.

Пациентам, победившим ковид, доктор вручает медали в день выписки. Но ковидная история на этом не заканчивается. Врачи Александровской больницы продолжают отслеживать своих пациентов спустя несколько месяцев после выздоровления.

"Мы сейчас даже видим отдаленные последствия, перенесенных весной заболеваний. Мы видим поражения центральной нервной системы, которые возникли тогда. Это проявляется в периферических парезах, в центральных парезах. Уменьшается объем движений, люди теряют силу в конечностях", – рассказала Людмила Рошковская.

Тяжелее вирус протекает у больных с диабетом. Риск осложнений повышается в несколько раз. У многих пациентов – избыточный вес. Ожирение само по себе приводит к нарушению дыхания.

"Вирус использует очень активно в своей жизнедеятельности глюкозу. Это энергетический материал. И вирус связывается с рецепторами различных эндокринных органов, прежде всего с клетками поджелудочной железы, щитовидной железы, надпочечников. И это также приводит к поражению этих органов более часто, чем хотелось средне статистически", – отметила Наталья Мокрышева, член-корреспондент РАН, профессор, директор НМИЦ эндокринологии Минздрава РФ.

Вылечив ковид, спустя два месяца Ульяна снова ложится в больницу. Инфекция плюс диабет дали осложнение на почки. Избежать тяжелых последствий у пациентов из группы риска поможет вакцина. Научный центр "Вектор" приступает к клиническим испытаниям препарата "ЭпиВакКорона" для категории 60+.

Не так давно из медсанчасти выписали добровольцев, которые испытывали на себе живую вакцину Центра Чумакова. На регистрацию выйдут в декабре.

- Были какие-то изменения у людей после того, как их укололи?

- Все было в пределах нормы. Критических отклонений никаких не было. Смотрели, как нарабатывается титр антител. Для этого они здесь и собрались, – рассказала Ольга Гамза, врач-инфекционист стационара особо опасных инфекций медсанчасти №163 ФМБА России.

Вакцина Центра Гамалеи "Спутник V" готова к запуску в гражданский оборот. Сейчас производители нарабатывают объемы. Это сложный технологический процесс – он не останавливается даже ночью. В режим 24/7 перешли заводы, что выпускают лекарства для лечения коронавируса. Сегодня в аптеках трудно купить препараты, которые выписывают врачи.

Ученые всего мира в борьбе с ковидом делают ставку на стволовые клетки. В Китае, Израиле, США такие исследования уже идут. Стволовые клетки называют универсальным строительным материалом. Организм использует их для самообновления. Они делятся, размножаются, при этом остаются неизменными. И – что важно – не заражаются вирусом. Ученые считают, что стволовыми клетками можно эффективно лечить и ковидную пневмонию. Они будут подавлять иммунную систему и способствовать восстановлению легких.

В России эта технология тоже есть. В Национальном медицинском центре имени Петрова ее разработали для лечения онкологии – стволовые клетки разрушают опухоль. Чтобы применить у пациентов с ковидной пневмонией, нужно провести дополнительные исследования.

"Мы могли бы спасать жизни людей, для которых в настоящее время нет методов лечения. Это дорогостоящие технологии, они требуют, конечно, финансирования, которого у нас, к сожалению, в настоящее время нет", – заявила Ирина Балдуева, заведующая научным отделом онкоиммунологии НМИЦ имени Петрова.

Вирус приспосабливается к человеку, чтобы остаться надолго. Вопреки ожиданиям и прогнозам он пока не ослабевает.