Рейтинг Путина рекордно упал в новом году

На модерации Отложенный Рейтинг Путина рекордно упал в новом году

                      АВТОР   Илья Гращенков   политолог

ФОМ фиксирует падение рейтинга Путина. В январе он опустился до минимальных значений, сопоставимых с августом 2020, когда была пройдена минимальная планка – в 55%. Максимального значения в 63% рейтинг достигал лишь в апреле прошлого года, на фоне ожиданий выхода из пандемии и раздачи денег населению. При этом антирейтинг (не доверия) вырос не сильно, лишь до 32%, тогда как в январе прошлого года он был 38%. С другой стороны, всю осень он держался на отметке 28-29%.

При этом общее критика власти снизилась с 54% до 50%, а по сравнению с прошлым годом, так и вовсе на 10% (с 60% «недовольных разговоров» в январе). А вот личное недовольство выросло до 54% (по сравнению с прошлым годом – на 2%), хотя пиковых значений недовольство достигало в арте-апреле (локдаун) — 64%.

В целом можно говорить о тенденции к снижению рейтинга власти в целом. Впереди февраль-март, которые, вряд ли добавят населению оптимизма. У многих «жировая прослойка» из накоплений подошла к концу, а раздачи новой порции вертолетных денег стоит ожидать не раньше кампании в Госдуму, т.е. лишь к осени 2021. Продолжается чреда сокращений сотрудников, растет безработица, падают зарплаты. Выход из пандемии намечен лишь на 2022 год, а впереди – опасность новых локдаунов, непонятки с вакцинацией и ее эффективностью, введение «ковидных паспортов» и многие другие мероприятия, не добавляющие оптимизма.

Возможно, что президент Путин попробует снять растущее напряжение в ходе своего ежегодного послания. Однако оно намечено лишь на конец февраля, да и не понятно, будет ли оно содержать какие-то позитивные тезисы или вновь будет предложено «затянуть пояса» и крепить оборону. Все это найдет отражение на подготовке к выборам в ГД, которая пока буксует и никак не может стартовать, не имея четких смысловых линий и контуров, которые должны быть заданы президентом. 

Каков будет фон «пандемийных выборов», пока не очень ясно, ведь упор планируется сделать на региональную политику, а для этого нужна какая-то конкретика, а не очередные обещания. Единая Россия собирается сделать ставку на регионы, по крайней мере, другого способа получить желаемый результат на выборах — нет.

В штабе партии говорят о необходимости коррелировать списки и фамилии в них с субъектами их избрания, что бы как и одномандатники, «списочники» чувствовали связь с населением.

Идея хорошая, учитывая, что раньше «ЕР» поступала ровно наоборот, в региональные списки ставились фамилии максимально далекие от территорий, иногда связь можно было проследить только в исторической перспективе, когда кандидат родился в том или ином городе, учился там или начинал службу. Но сейчас дела у партии власти неважные, а значит, приходится уходить от «вертикальных» форм продвижения к «горизонтальным», предлагая вернуть на время предвыборной кампании региональную политику, поднять застарелые проблемы.

При Суркове о такой тактике говорили как об умеренном федерализме, при Володине, как о «политическом пространстве двора», теперь речь идет о противопоставлении «центр – регион», где кандидаты должны стать связующим с Москвой звеном, помочь жителям достучаться до верхушки власти и отстаивать их интересы. Еще одна трудность для партии власти – это внутренняя конкуренция. Внутри «Единой России» существует несколько центров принятия решений по включению в списки нужных фамилий: это списки Медведева, списки президентской администрации, списки Володина, а так же небольшие квоты разного уровня лоббистов «башен». Всем им предстоит выдвигаться от «партии власти», но уже сейчас в наиболее спокойных округах идет конкуренция за выдвижение. Мало кто хочет быть сосланным в протестные регионы.