В списках больше не значится

На модерации Отложенный

  Был выходной день, и я просто шла мимо. Мимо памятника павшим в Великой Отечественной в районном центре республики Молдова, городке Каушаны.
  Я шла себе и шла, но журналистское любопытство заставило меня свернуть к памятнику, потому что около него в этот обычный, совсем не праздничный день собралось много народа.  Спросила,что случилось. Оказалось, из Кишинёва приехал радиокорреспондент, чтобы взять интервью у человека, не говорящего по-молдавски. И вот все в растерянности: что делать!
  Это было удивительно: откуда в глубинке Молдавии вдруг нашёлся человек, не знающий языка, но достойный интервью на республиканском радио?!

  У меня было преимущество перед столичным журналистом : я говорила по-русски и умела пользоваться магнитофоном "Репортёр". Поэтому, недолго думая, я предложила коллеге заменить его.
  И вот передо мной очень пожилой человек с растерянным лицом. Он смотрит на стелу - и не может поверить, что это его фамилия, его имя на смертной доске. Какой-то парень даёт ему в руки молоток и зубило. Он неловко пытается сколоть надпись с камня.У него  получается не очень хорошо.

Парень забирает инструмент и несколькими умелыми движениями заканчивает работу- до конца стирает надпись. А мимо идут, как и я, просто люди по своим простым делам. Прошуршал автобус.Прбежала стайка ребятишек... Ветерок заблудился в вечнозелёных кустах вокруг памятника.
  Мой собеседник рассказывает, как он воевал в этих местах, как был ранен и попал в плен, как сумел бежать из концлагеря, а сейчас живёт далеко, в России. Он не знает, как его фамилия попала в списки погибших, но очень благодарен тем, кто сумел отыскать его, живого на бескрайних просторах России.
  Обычная история огромной войны. И лет с тех пор прошло немало. Но всякий раз перед Днем Победы я почему-то вспоминаю этот случай. И мне становится чуть- чуть радостней оттого, что злодейка- смерть промахнулась тогда, в 1944,что этот незнакомый мне человек, фамилию которого я давно забыла, не просто остался жив, но и утвердил своё право на место среди живых, стерев своё имя из смертных списков.