Роль старообрядцев в борьбе с большевизмом
На модерации
Отложенный
Большевизм увидел в старообрядческом крестьянстве своего идеологического врага номер один и начал его последовательно уничтожать.
«Борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством», – писала в одной из своих атеистических работ Н. Крупская.
Как писал советский исследователь старообрядчества В. Миловидов, «особенно ярко антисоветская пропаганда проявилась у старообрядческой верхушки во время коллективизации сельского хозяйства». В 1929–1930 годах под лозунгом «ликвидации кулачества как класса на базе сплошной коллективизации» была проведена насильственная коллективизация крестьян с уничтожением шести миллионов наиболее крепких хозяйств (около 15 миллионов человек). По-видимому, большинство из них – старообрядцы.
Весьма многих из «раскулаченных» без всяких средств к существованию ссылали на верную гибель в отдаленные дебри Нарыма, Васюгана, в тундру, в северные болотистые лесные пространства Сибири.
Старообрядческие наставники учили: «Колхозы – антихристовы гнезда, ни один верующий в них входить не может, ибо этим самым он будет способствовать дальнейшему разгулу и укреплению антихриста. Тот, кто вступает в колхозы, будет проклят, ибо он отдает свою душу антихристу». Верующих призывали не верить коммунистам, потому что «они знаются с антихристом».
Старообрядцы, отказываясь вступать в колхозы, или оставались единоличниками, или уезжали в города на заработки. И сегодня, к примеру, самая крупная в Москве старообрядческая община на Рогожской заставе состоит, в основном, из приезжих переселенцев и их потомков – тех, кто не захотел участвовать в рабском труде советской деревни.
Была такая шутка уже где-то в 1950-е годы у уцелевших потомков сибирского казачества, увидев пробегающего волка, крикнуть ему в острастку: «В колхоз запишу!» Волк, понятно, в страхе убегал.
Толстовское непротивленчество и пассивность рядовых верующих, присущие послениконовской церковности, были абсолютно чужды духу старого русского Православия, наследниками которого являлись староверы, поэтому богоборческая власть встретила с их стороны активное сопротивление.
Еще восьмилетняя осада Соловецкого монастыря в XVII столетии дала яркий пример активной позиции старого русского Православия в выборе и защите (порой даже и оружием) позиций добра по пониманиям русского человека того времени. Но сопротивление преступной церковной «реформе» во многом было парализовано пиететом народа по отношению к монаршей власти, наставление преп. Иосифа Волоцкого, что бывают и худые цари, которых не следует слушаться, было забыто.
Журнал «Старообрядец» писал в 1917 году в июньском выпуске: «На нас надвигается великая гроза – атеизм, и уже слышны раскаты грома... Великое преступление будет для пастырей, если они, получив безграничную свободу, окажутся бездеятельны».
По переписи 1897 года в Сибири, включая Приамурье и Дальний Восток, было около четверти миллиона старообрядцев.
К 1917 году в Омской губернии по статистике староверов насчитывалось 8452, а к 1924 году – 7464; в Енисейской губернии к 1917 году – 3850, а к 1924 году – 3888 человек (увеличение за счет переселенцев и беженцев).
На территории Бурято-Монголии еще во времена Екатерины II, по ее приказу, было поселено около 45 тысяч староверов; к 1930 году их насчитывалось там уже до 55 тысяч.
В 1918 году в Барнауле прошел съезд старообрядцев Белокриницкой Церкви, положивший начало созданию единого фронта сибирского старообрядчества против большевицкой диктатуры. Позднее был создан Центральный исполнительный комитет всех согласий старообрядчества для общего руководства в борьбе с революцией. Основной целью старообрядчества объявлялась борьба за возрождение «великой неделимой и независимой России». В Барнауле стал издаваться журнал «Сибирский старообрядец» с призывами к активной борьбе с революцией (серия статей на тему: «Почему необходимо бороться с большевиками»). Старообрядцы Урала, Сибири и Дальнего Востока оказывали всяческую поддержку Белому движению. Между правительством Колчака и епископами Белокриницкой Церкви на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке был установлен тесный союз для борьбы с советской властью.
В 1919 году старообрядческий съезд Пермской епархии обратился с призывом к Колчаку: «Да поможет вам Всевышний на избранном вами тернистом пути донести взятое бремя до сердца России – Москвы и очистить святыню русскую от коммунистической мерзости».
А. В. Колчак писал в ответ: «Глубоко тронут приветствиями епархиального съезда старообрядческой Пермской епархии, жду от деятелей его активной и положительной работы по борьбе с большевизмом и его влиянием в русском быту, одним из хранителей чистоты которого искони было старообрядчество».
Правительство Колчака уравняло старообрядчество в правах с новообрядной Церковью. Старообрядческое духовенство было взято, как и новообрядное, на содержание правительства. Деятельность старообрядческих военных священников контролировалась епископом Томско-Алтайской епархии Филаретом.
* * * * * * *
В 1919 году старообрядчеством проводилась активная работа среди молодежи через специальные кружки, целью которых было спасение России. Эти кружки в Томске, Омске, Тюмени, Новониколаевске, Екатеринбурге и других городах вербовали молодежь в армию Колчака.
Старообрядчество Урала и Сибири – инициатор создания добровольческих крестоносных дружин.
Текст листовки дружин Святого Креста: «Братья! Кому дорога Христова Церковь и Святая Вера, кто Родину свою не хочет видеть иначе, как Святою Русью, поспешите записаться во фронтовые отряды Святого Креста с тем, чтобы по слову псалмопевца «с оружием в руках и духовными песнями на устах» выступить на фронт, защищая Веру, Церковь и Святую Русь».
На грудь дружинникам нашивался белый восьмиконечный крест, чтобы объединить православных и старообрядцев, которые традиционно признают крест только восьмиконечный.
В Омске на одном из собраний старообрядцев была образована специальная комиссия по организации старообрядческих дружин, которая выпустила воззвание к старообрядцам «брать в руки оружие и бить наемников красных, богоотступников, воров и убийц».
По поводу этой инициативы министр внутренних дел правительства Колчака писал: «С большим патриотическим подъемом в среде омских старообрядцев началось добровольное движение к организации крестоносной дружины. Уверенный в том, что ваш призыв и участие принесут огромную пользу и привлекут на служение святому делу спасения Родины всё старообрядческое население, прошу оказать живое содействие порыву ваших единоверцев-патриотов».
В течение трех недель в Омске был сформирован и выступил на фронт батальон добровольческой старообрядческой дружины Святого Креста. Такие же воинские части из старообрядцев были быстро организованы и в других городах Сибири. В Новониколаевске в сентябре 1919 года, по случаю организации крестоносных дружин, старообрядцы отслужили торжественный молебен, на котором епископ Филарет сказал слово «о даровании победы над богоотступниками-богохульниками большевиками». В день годовщины свержения в Сибири советской власти епископ Филарет в Новониколаевске участвовал в связанной с этой датой церемонии и провозгласил многолетия Верховному правителю и «сибирскому воинству».
В глухой тайге старообрядческим диаконом Журавлевым еще до революции был основан скит Ново-Архангельский. В 1917 году Журавлев становится епископом Уральской епархии (Амфилохий), где им вскоре была выпущена брошюра антибольшевицкой направленности. В 1921 году епископ Амфилохий переехал в свой скит в Томском округе. Вместе с ним туда прибыли Ф.Е.Мельников, бывший представитель от старообрядческого духовенства в Сибирской областной думе, и Суворов, бывший редактор журнала «Сибирский старообрядец». Суворов из Барнаула привез в Томск типографское оборудование, которое на монастырских лошадях было отправлено в скит. Подпольная типография начала выпускать листовки с подписью «агитотдела сибирской боевой организации». Старообрядческий епископ Томско-Алтайской епархии Тихон снабжал скит бумагой и принимал участие в распространении листовок.
Листовки представляли из себя обращения к красноармейцам, рабочим, а то и непосредственно к «красным комиссарам». Вот примеры их текстов.
«Товарищи красноармейцы!.. Вам дали имя красных орлов. Вы... растерзали Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля. Но чего вы этим достигли? Посмотрите, что делается в ваших родных гнездах, в ваших родных селах и деревнях, что делается с вашими родными отцами и братьями, матерями и сестрами. У них отбирают хлеб, картофель, мясо, овощи. Уводят скот, лошадей, коров, овец, забирают даже одежду и белье. А самих гонят на работу, замучили разными нарядами и приказами. Разве вы из-за этого воевали, проливая свою кровь?.. Вернитесь к своим родным домам и стойте за свои родныя гнезда. Тогда вы будете действительно орлами, славными защитниками Отечества».
Воззвание к рабочим: «Товарищи рабочие! Вот уже минуло три с половиной года, как мы установили в России советскую власть... Но улучшили ли мы свое положение? Счастливее ли мы стали?.. Положение наше безмерно ухудшилось. Страна наша разорена, промышленность погибла, фабрики и заводы стоят, земледелие понизилось, все разрушено, повсюду царят новые самодержцы... Свирепствуют одни лишь насилия, расстрелы и казни... На мировую революцию нет никакой надежды... За границей нет таких дураков, которые решились бы разорять свои государства, убивать своих братьев, да и какая польза нам была бы от мировой революции?.. Не пора ли сбросить этого паразита с нашего тела!»
А вот обращение непосредственно к властям, «самодержавным комиссарам»:
«Вы именуете себя народными комиссарами. Но какой народ избрал вас? Русский народ вас не избрал... Русских же людей вы ограбили, разорили, убиваете их миллионами и всю страну превратили в кровавый ад... Помните, что народное терпение уже истощилось, и справедливый гнев народа не замедлит законно покарать вас, как самозванцев, как разбойников, злодеев. Уходите же, пока еще можно, с ваших самозванных и самодержавных тронов!»
Эти листовки и подобные им размножались, распространялись и, конечно, не могли не вызвать озабоченности и противодействия новых властей.
«В последующие годы, – пишет А. Долотов, – старообрядчество, если, может быть, на время и отказалось от открытой контрреволюции, то во всяком случае, вредительство социалистическому строительству из-за угла, путем скрытой «работы» и повседневной агитации считало своей задачей».
А вот, по-видимому, прямой политический донос А. Долотова через его книжку, напечатанную в 1930 году.
Досье на старообрядческую верхушку в Тыштыпском районе Хакасии: «Старообрядческий поп Снетарев в 1921 году в Бийском округе состоял в монархической подпольной организации».
«Аболин – бывший кулак, состоял в 1920 году в контрреволюционной организации по свержению советской власти на станции Б. Речка, Алтайской железной дороги».
«Самарин – состоял в монархической контрреволюционной организации в Урянихае».
«Бутаев – бывший кулак, принимавший активное участие в подавлении крестьянского восстания 1918–1921 годов».
«Житиков, старообрядческий поп, – состоял в контрреволюционной организации, участвовал в подавлении революционных восстаний».
Старообрядческие скиты-монастыри в горах и глухой тайге становились укрытием для многих участников Белого движения. Таков был, например, беспоповский Верх-Ашпанакский скит на Алтае, где, во время гражданской войны укрывалось, кроме белогвардейцев, большое количество хлеба и мануфактуры. Попечителями скита являлись богатые Бийские старообрядцы домовладельцы Завьялов, Мажаев («контрреволюционер»), крупный тобольский торговец Ваганов и другие. Вокруг этого скита было разбросано несколько мелких скитов, один из которых, как сообщает Долотов, содержал «кулак, имевший крупную пасеку».
Другой из таких скитов содержался богатым алтайцем, «имевшим 28 дойных коров и два больших дома». Но главным был Верх-Ашпанакский скит, «центр всевозможной контрреволюционной агитации». В 1928 году этот скит был ликвидирован властями.
Книжица А. Долотова «Церковь и сектантство в Сибири», изданная в 1930 году «Сибирским краевым советом Союза воинствующих безбожников», снабжена в качестве эпиграфа все тем же лозунгом: «Борьба против религии – борьба за социализм».
Старообрядцы Приамурья и Приморья выступали против красных партизан, снабжали белогвардейцев продовольствием. В Забайкалье старообрядцы-казаки поддерживали атамана Семенова, много староверов было в отрядах барона Унгера. Отряд Сапожникова в большинстве своем состоял из старообрядцев.
В 1920 году состоялся «контрреволюционный» съезд несоциальных организаций Дальнего Востока, в котором старообрядцы приняли самое активное участие. Выступивший на съезде старообрядческий представитель призвал всех верующих бороться с советской властью и требовал«начать движение к поруганным святыням Москвы и Киева».
Старообрядчество содействовало победе белого движения в Приморье и образованию там 26 мая 1921 года Временного Приамурского правительства. Старообрядческое духовенство также активно поддержало и генерала Дитерихса в Приморье.
В борьбе с новым режимом старообрядчество долго не слагало оружия. Даже в 1929 году в журнале «Дальневосточный старообрядец», издававшемся особым отделом управления военно-морского ведомства, раздавались призывы к борьбе с большевизмом.
Генералу Дитерихсу старообрядцы преподнесли знамя с вышитым осмиконечным крестом и надписями «Сим победиши» и «С нами Бог», тем самым благословляя на борьбу с безбожной властью.
* * * * * * *
Аналогичная картина сопротивления старообрядчества богоборческой власти была и на русском Севере. Как пишет уже иной штатный работник официальной советской идеологии Ю. Гагарин, до 70 % старообрядцев (в том числе и беднейшая часть населения) на Средней Печоре и в Удорском крае участвовало в восстаниях против советской власти. Среди руководителей восстания – несколько старообрядческих наставников.
Псаломщик подчерской старообрядческой молельни М.А. Шахтаров создал на Средней Печоре отряд, захватил в феврале 1919 г. село Савин Бор, расстрелял красноармейцев, арестовал сочувствующих советской власти.
Остатки Белого движения находили поддержку среди зажиточных старообрядцев и особенно скрытников, предоставлявших им убежища в глухих местах Предуралья.
Северное старообрядческое население выступало против «социальных и культурных преобразований» советской власти. Так, Ермицкая волость в 1922 году отказалась содержать школу и фельдшерский медпункт («Бог велит – и так выздоровеем»).
Из документов партархива узнаем, что к концу 1925/26 учебного года в селе Знаменское (Архангельская область) школу посещало всего два-три человека. В селе Трусово в том же учебном году из-за отсутствия учащихся школу пришлось закрыть до окончания срока учебы.
Аналогичные явления наблюдались и на Средней Печере. В 1927/28 гг. большинство жителей деревень Демино, Пашни, Митрофана и др. отказались послать своих детей в Савиноборскую школу, говоря, что там их «будут обучать безбожию».
Таким образом, в первые годы советской власти школы в старообрядческих селах и деревнях пустовали. Старообрядцы не пускали детей в советскую школу, не позволяли им вступать в пионеры и комсомол. «В деревне Скаляп учителям местной школы в течение многих лет не удавалось создать ни пионерского отряда, ни октябрятской звездочки». Жители деревни Перединской на Средней Печоре в 1926 году заявили, что детей в школу не пустят, если там не будет преподаваться Закон Божий.
Враждебно встречалось открытие клубов, изб-читален, кружков ликбеза и т. п. В 1935 году Ермицкий сельсовет «был вынужден» даже оштрафовать 16 человек, отказавшихся «ликвидировать свою неграмотность».
Чердынское старообрядческое братство (Верхняя Печора) создало свою школу, где учили, что «рабоче-крестьянское государство» – порождение антихриста и враг религии. В результате, как зафиксировано в документах партархива, значительная часть населения Верхней Печоры не участвовала в 1926 году в выборах советских органов власти.
Еще хуже дело обстояло с коллективизацией. В селах Знаменское и Трусово старообрядцы проводили свои собрания, где убеждали верующих в колхозы не вступать. В Усть-Илиме и Филипповской население ломало колхозный инвентарь и избивало «активистов».
В деревне Чупрово вначале удалось вовлечь в колхоз 12 хозяйств из 112, в Муфтюге – 9 из 100. «Потребовалось решительное вмешательство партийных и советских органов». (Ю. Гагарин). На принудительные меры властей последовала волна самоубийств – снова были «гари», как в старину, и отравления.
Старообрядческие наставники, особенно скрытники, развернули активную агитацию против советской власти и коллективизации, в результате чего десятки семей вышли из колхозов, забили свой скот и переселились в лесные трущобы. В начале 30-х годов в лесных избушках по Щугору, Подчерью и Илычу проживало до 500 человек (в их числе и из беднейшего населения).
Как можно узнать из документов партархива, в 1930-е годы в селениях Подчерского, Савиноборского, Усть-Илычского сельсоветов агитация старообрядцев была «направлена на срыв лесозаготовок», и было «много случаев отказа от участия в лесозаготовках». Несомненно, что среди узников ГУЛАГа процент старообрядцев был высоким.
Там где проживали староверы, успехи коллективизации не радовали партийные органы. В деревне Верхозерье (Удорский край) колхоз удалось создать лишь в 1935 году, причем из 33 хозяйств в него вступило только 13. В селениях Керчемского сельсовета Усть-Куломского района в 1939 году еще насчитывалось 300 единоличников, староверов в своем большинстве.
В починке Градобой (Вятская обл.) скрытники организовали сельскохозяйственное товарищество «Любители труда» с уставом сельхозартели. Однако на первом месте был устав монастырский с положенным кругом богослужений, которые возглавлял председатель товарищества в молельне. Товарищество имело солидные доходы от земли, двух водяных мельниц, кожевенного производства, сапожной мастерской и, наверное бы процветало, если бы местные власти, «разобравшись» не ликвидировали его в 1927 году, как «лжеартель». Истинная артель должна основываться, по мнению властей, конечно, на уставе безбожном.
По официальной статистике, к 1917 году в Коми крае было 11,3 тысяч старообрядцев. Некоторые исследователи считают, что в действительности их было в 1,5-2 раза больше. В Усть-Цильме в 1917 году было три частных молельни, содержавшихся зажиточными торговцами. В 1930 году в Усть-Цилемском районе было 46 «служителей культа», почти все из которых «кулаки» (Ю. Гагарин).
Против атеистического воспитания детей старообрядчество протестовало делом, предпринимая попытки создавать тайные церковные школы, поскольку «в советских школах из детей делают коммунистов и безбожников».
Во время перевыборов в местные органы советской власти руководители старообрядчества призывали верующих не участвовать в них, так как «порядочному человеку там работы не дадут». Сопротивление старообрядчества новому режиму власть представляла как «вредительство, саботаж, враждебную агитацию».
Когда в 1926 году производилась «всесоюзная перепись населения», староверы целыми селами уходили в лес от красных переписчиков.
* * * * * * *
Чем кончилось противостояние старообрядчества и советской власти, известно – слишком мало было старообрядцев. «В ходе строительства социализма были созданы благоприятные условия для преодоления старообрядчества». В 1929–30 годах были закрыты единоверческие церкви в селах Усть-Цильма, Замежное, старообрядческая часовня в деревне Скитской. В 1933–34 годах закрыты все скрытнические молельни, а к началу 1940-х годов скрытничество на Удоре, Летке и Печоре было властями ликвидировано. По статистике 1973 года в Коми крае старообрядцев было не более 2,5 тысяч человек.
Сотрудник института атеизма В.Ф. Миловидов также утверждал, что в 1929 году «будущий глава Белокриницкой церкви еп. Викентий вместе с известным старообрядческим деятелем Ф.Е. Мельниковым участвовал в ряде антисоветских восстаний на Северном Кавказе». Однако утверждения эти нуждаются в проверке. Дело в том, что епископ Кавказский Викентий в 1934 году, после смерти архиепископа Мелетия, был определен Местоблюстителем архиепископского престола и арестован был лишь в 1937 году после клеветнической статьи в одной из центральных газет (скончался в Бутырской тюрьме в 1938 году, по-видимому, расстрелян). Вряд ли ГПУ позволило бы «участнику восстаний» 1929 года находиться на свободе целых восемь лет, да еще возглавить Белокриницкую иерархию.
О Федоре Ефимовиче Мельникове известно, что после революции он часто выступал с лекциями, беседами на религиозные темы, участвовал в диспутах с атеистами, в том числе и с Н. Бухариным, который не сумел ничего возразить на приведенные Мельниковым доказательства бытия Божия.
В отместку большевики приговорили Ф. Мельникова к смерти, но он сумел эмигрировать в Румынию, где издал такие книги, как «Советский рай – всемирный свинарник», «Социализм – сатанинский опиум», «Коммунизм – сатанинское опьянение», «О безбожии и дьяволопоклонстве» и другие.
После присоединения Молдавии советские спецорганы перетряхнули там всех старообрядцев в поисках неуловимого Ф. Мельникова, но так и не нашли его; блестящий публицист и христианский апологет мирно почил уже в 1960-е годы.
Подводя некоторые итоги сказанному, отметим, что, по-видимому, мы имеем дело с некоторым феноменом старообрядчества, о котором мы и не подозревали. Относительно немногочислнное старообрядчество, этот «маленький орешек», но удивительно твердый, оказало вдруг неожиданно стойкое сопротивление богоборческой власти, проявило недюжинную активность в защите христианской веры и христианского образа жизни.
Подтверждается правота А. Солженицына: в России старообрядческой революция 1917 года была бы невозможна.
Бывшая господствующая Церковь лежала в расслаблении, подобно евангельскому расслабленному. Призывы архипастырей встать на защиту Церкви и веры (в частности, послание от 19 января/ 2 февраля 1918 года патр. Тихона) не возымели действия. В народе уже было великое оскудение веры. Как писал глава военного духовенства армии Врангеля митр. Вениамин (Федченков): «Синод, архиереи – мы были бессильны и совершенно неавторитетны в глазах военных. – «Эх! Ну, что там говорят попы! – сказали бы нам в ответ. – Одной бесплодной проповедью больше, и только».
«Революция 1917 года, – говорит проф. А.М. Панченко, – это кризис Русской Православной Церкви». О потере Русской Церковью духовного авторитета и бессилии предотвратить губительную революцию, а затем и гражданскую войну написано уже достаточно.
* * * * * * *
Миряне в древнерусском православии и в хранящем его традиции старообрядчестве никогда не были «безгласным стадом». «Духовный регламент» Петра I, превративший Церковь в «Ведомство православного исповедания», и был направлен на воспитание «безгласного стада», что во многом удалось. Утеря принципа соборности, общее обмирщение, падение уровня духа Церкви во многом и привели к тому, что к приходу 1917 года Церковь лежала в расслаблении.
В 1925 году И.А. Ильин, уже в эмиграции, опубликует свою крупную работу «О сопротивлении злу силою», направленную на развенчание толстовского непротивленчества. Большевизм вышел из «никонианской» среды: нигилисты, социалисты – часто сыновья священников, недоучившиеся семинаристы.
После этого становятся понятными утверждения А. Солженицына, выводящего события семнадцатого года из событий семнадцатого века.
Изучение феномена старообрядчества, внесшего столь значительный вклад в различные стороны российской жизни, продолжается сегодня историками, философами, экономистами и специалистами других областей знания.
Б.П. Кутузов
Комментарии
https://youtu.be/PQlt6S30qzA