Россия, похоже, решила форсировать достройку «Северного потока – 2», не дожидаясь новых санкций

На модерации Отложенный

Россия, похоже, решила форсировать достройку «Северного потока – 2», не дожидаясь новых санкций

Россия, похоже, решила форсировать достройку газопровода «Северный поток – 2», не дожидаясь новых санкций. Возможно, свою роль сыграли закулисные переговоры между Берлином и Вашингтоном, о которых сообщила в среду немецкая пресса. Как бы то ни было, эту историю пора заканчивать, и как можно быстрее. Почему – в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) специально для ИА REX.

  Судно снабжения «Иван Сидоренко», которое планируется использовать для подачи труб при достройке газопровода «Северный поток – 2», прибыло в порт Мукран – логистическую базу проекта, следует из данных портала Marine Traffic. Об этом сообщает агентство ПРАЙМ. Судно, вместе с другим снабженцем, «Остап Шеремет», планируется использоваться при достройке морского участка газопровода (две нитки по 80 км).

  В Мукране уже находится судно-трубоукладчик «Академик Черский», в соседнем Ростоке стоит баржа-трубоукладчик «Фортуна». Предполагалось, что работы по строительству начнутся еще в начале августа, после истечения сроков обжалования решения Датского энергетического агентства, допустившего использование в территориальных водах страны судов, не оснащенных динамической системой позиционирования. Из двух трубоукладчиков DYNPOS установлена только на «Черском». Однако прогнозы не оправдались из-за активности американской администрации, сделавшей остановку проекта своей стратегической целью.

  По расчетам Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), если работы начнутся в ближайшее время, достройка может быть завершена до того момента, когда в Белом доме сменится хозяин (в случае победы демократа Джозефа Байдена). На работы при идеальных условиях может потребоваться от 50 (работают оба судна) до 100 (работает только баржа «Фортуна») дней. Инаугурация президента США состоится 20 января 2021 года.

  Правда, осенью и зимой на Балтике условия редко бывают идеальными. Поэтому о реальных сроках строительства можно только гадать. Тем больше причин для спешки.

  Как заявил в интервью глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев,

«без американских санкций нельзя будет сказать, что это проект закончен, что он остановлен, что он мертв». «Поэтому наша тактика состоит в первую очередь в том, чтоб продвигать санкции именно в Вашингтоне», – не стал скрывать Коболев. Несомненно, противники строительства постараются использовать для его остановки и ситуацию с Алексеем Навальным.

  В такой ситуации каждый лишний день простоя увеличивает неопределенность.

Именно сейчас, пока действует разрешение на работу в водах Дании, возможно, остаётся последняя возможность достроить морскую часть газопровода без специальных политических усилий. Не исключено, что в Вашингтоне не будут готовы немедленно выполнять пожелания Киева.

Во-первых, только что сорвалась сделка по поставкам на Украину американского СПГ – стороны не сошлись в цене. Не будет построен и газовый хаб для регазификации СПГ в Одессе, о котором было столько разговоров.

Во-вторых, как только что сообщила немецкая газета Zeit, правительство Ангелы Меркель предложило администрации Дональда Трампа сделку: до 1 млрд евро инвестиций в строительство двух терминалов по приему СПГ (читай: из США) в Брунсбюттеле и Вильгельмсхафене в обмен на беспрепятственную достройку «Северного потока – 2» до немецкого берега.

  Поскольку интересы американских поставщиков СПГ ясно прослеживаются за попытками США остановить строительство трансбалтийского газопровода (наряду, разумеется, с чисто политическими соображениями, но тем не менее), предложение такое могло бы быть интересным. О судьбе переговоров газета не сообщает.

  С учетом того, как обострилась ситуация, возможно, перед «Газпромом» стоит выбор – начать стройку сейчас или никогда. Второй вариант неприемлем и по экономическим, и по имидижевым соображениям. В проект уже вложены миллиарды евро, а в России все чаще звучат упреки в том, что компания настолько неэффективна, что не может достроить даже уже почти готовый газопровод. Остается первый. Ближайшие дни покажут, насколько «Газпром» готов выполнить указание президента Владимира Путина и идти до конца в вопросе «Северного потока – 2».