Кормление грудью: протестанты против католиков

На модерации Отложенный

Тема кормления ребенка грудью на протяжении XVII-XIX веков была очень острой. Нет, никто не предлагал переводить младенцев сразу на каши и смесей тоже ещё не придумали. Но вопрос о том, кто же должен давать молоко младенцу в состоятельной семье был очень важным.

 

Практика найма кормилиц была распространена в Европе на протяжении всех средних веков. Эстетический идеал Прекрасной Дамы предполагал наличие маленькой и высокой груди, младенцы в такую схему не вписывались. Как не вписывались они и в активную светскую жизнь. Но в XVI веке возникает конкурирующая с католичеством протестантская идеология, где культ семьи и простоты возводится в идеал. Протестантка - это добродетельная мать и жена, сама заботящаяся о своих детях.

 

Неизвестный художник школы Фонтенбло Предполагаемый портрет Габриэль д’Эстре с сестрой. Лувр, Париж

 

Неизвестный художник школы Фонтенбло Предполагаемый портрет Габриэль д’Эстре с сестрой. Лувр, Париж

Вопрос о том кормить или не кормить ребенка грудью становится идеологическим. В католической Франции кормление признается вульгарным. Знатная дама хранит свои прелести для любовной игры. Сохранилось немало портретов знатных дам с обнаженной высокой грудью, где на заднем же фоне маячит фигура кормилицы с младенцем и большой грудью, дающей молоко. Несмотря на то, что дети считались составляющей частью богатства, они были задвинуты в дальние комнаты. Жизнь детей и родителей пересекалась очень редко. Хотя сыновей желали, так как они наследовали титул, состояние и собственность. Дочерей ценили за возможность будущих союзов с родней мужа. Более того, в то время, когда уровень детской смертности был очень высоким — семьи, бывало, теряли половину родившихся детей, — богатые женщины должны были родить как можно больше детей, чтобы обеспечить наличие наследника и продолжение рода.

Эротическая, прекрасная грудь знатной католической дамы не была предназначена для ребенка. Другое дело протестантка. Изначально, протестантская картина мира предполагала, что кормление грудью - это проявление любви и заботы о ребенке. Кто, как ни мать хорошо позаботится о младенце? Ведь кормилица всегда будет любить своё дитя больше, чем приемное. Сохранились высказывания знатных дам, считающих, что мать обязана кормить детей грудью, вне зависимости от сословия.

Среди сторонниц отказа от кормилиц была Элизабет Клинтон (1574–1630?), проследившая историю этого «долга» до библейского прецедента: «Кто станет теперь отрицать, что долг матери кормить свое дитя, ежели по этому пути пошли благочестивые матроны: Ева, мать всех женщин; Сарра, мать всех верных; Анна, услышавшая о Господе; Мария, благословенная между женами…»

 

А. ван Дейк. Сестры Чик: Эссекс, графиня Манчестер  и Энн, леди Рич.   Частная коллекция

 

А. ван Дейк. Сестры Чик: Эссекс, графиня Манчестер и Энн, леди Рич. Частная коллекция

Забота о детях не просто приветствовалась, но и возводилась в добродетель. Среди английских светских дам кормление грудью прилюдно не было очень распространено, но сам факт того, что у детей не было кормилицы, заслуживал особого упоминания. Посмотрите на это портрет двух красавиц. Правая графиня Анна удостоилась вот такой эпитафии.

В ПАМЯТЬ О ГРАФИНЕ ЭССЕКСКОЙ И МАНЧЕСТЕРСКОЙ
ДОЧЕРИ СЭРА ТОМАСА ЧИКА, ЖЕНЫ ЭДВАРДА ГЕРЦОГА
МАНЧЕСТЕРСКОГО ОНА УМЕРЛА 28 СЕНТЯБРЯ
ГОДА ГОСПОДНЯ 1658 И ОСТАВИЛА
8 ДЕТЕЙ 6 СЫНОВЕЙ И 2 ДОЧЕРЕЙ 7 ИЗ НИХ
ОНА ВЫКОРМИЛА СОБСТВЕННОЙ ГРУДЬЮ

Детям ее следует встать и назвать ее благословенной.

 

 

П. Морельсе.  София Гедвига Брауншвейг-Вольфенбюттельская. Дворец Хет Лоо.

 

П. Морельсе. София Гедвига Брауншвейг-Вольфенбюттельская. Дворец Хет Лоо.

В Голландии, где протестантизм был ориентирован не на придворную аристократию, а на богатую буржуазию, матерей нередко изображали кормящими грудью. Сама София Гедвига, герцогиня Брауншвейгская и Вольфенбюттельская, заказала голландскому художнику свой портрет с обнаженной грудью и в окружении трех ее сыновей. Картина должна была символизировать милосердие. Для католической Европы такой портрет был бы невозможен. А вот в протестантской среде наоборот.

Спор о том прилично ли кормить детей прилюдно остается актуальным и сегодня. Но корни у него лежат очень глубоко.