Республики Донбасса празднуют день освобождения от фашистских захватчиков
На модерации
Отложенный
8 сентября Донбасс празднует день своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков. 78 лет назад, в ходе Донбасской наступательной операции Красной армии, оккупанты были полностью выбиты с территории шахтёрского края.
Город-герой Донецк сегодня вечером
Этот праздник в последние годы, когда Донбассу снова приходится отстаивать свою свободу, независимость и право на достойную жизнь, приобрёл особенное значение. Он — одновременно и воспоминание, и надежда. Надежда на то, что окончательное освобождение родной земли от потомков нацистов ещё обязательно наступит — и тогда можно будет торжественно объявить о рождении новой памятной даты.
А пока 8 сентября успешно объединяет в себе и память о событиях Великой Отечественной войны, и совсем свежие воспоминания о сентябрьском разгроме укро-нацистских войск под Иловайском, что тоже, согласитесь, имеет к современному освобождению Донбасса самое непосредственное отношение.
В этот торжественный и памятный день хотелось бы сказать о такой важной теме как топонимы и памятники. Всем хорошо известно, что с каждым новым годом украинское общество последовательно и сознательно отказывается от собственной победы в Отечественной войне. Имена военачальников и героев-воинов изгоняются с карт украинских городов. Там не осталось места ни Жукову, ни героям Сталинграда, ни многим иным священным напоминаниям о Победе, а уж фамилия Ватутина и вовсе действует как красная тряпка на потомков бандеровцев, убивших этого полководца.
Лет 10 назад список названий улиц Донецка мало чем отличался от такового у большинства прочих украинских населённых пунктов. В каком-то смысле он, прямо говоря, был даже не оригинален. Но дальнейшие события вдруг волшебным образом превратили большинство донецких топонимов и памятников в уникальное и трогательное чудо — как будто от утонувшей Атлантиды вдруг уцелел единственный остров, сохранивший и законсервировавший «домайдановскую реальность».
Совершим же прогулку по этим улицам, названия которых теперь стали звучать для донецкого слуха не затёрто, а с новой священной силой!
Был в Киеве проспект Ватутина — и нет его, стал проспектом Романа Шухевича. А в Донецке — остался самим собой, и является одной из центральных улиц. А ещё там стоит памятник этому генералу-освободителю Донбасса, установленный, что примечательно, уже не в советское время, а в 2009 году. Донбасс всегда помнил и помнит своих героев.
Вот проспект Гурова — тоже в центре Донецка. Генерал-лейтенант Кузьма Акимович Гуров был членом военного совета Южного фронта и одним из руководителей Донбасской операции. Что интересно и трогательно: умер он от сердечного приступа в Гусарке, в Запорожской области. Казалось бы, там и хоронить — но нет: тело перевезли в Сталино, которое он освобождал от нацистов, и предали земле именно тут. Такой вот уважительный символизм.
Ещё одна центральная улица — проспект Гринкевича.
Полковник Франц Гринкевич командовал 32 гвардейской танковой бригадой, танки которой выбили немцев из Сталино. «По рассказам бывших однополчан Гринкевича, его бригада проходила на фронт через освобожденный город Сталино. И танки шли прямо по центру города, мимо сквера возле оперного театра. По словам ветеранов, на том месте, где сейчас стоит памятник гвардии полковнику, в то время стояла лавочка. Вот и остановился возле нее Франц Андреевич, присел отдохнуть и сказал следующие слова: «Как хорошо здесь! Друзья, если я вдруг погибну, то похороните меня в городе Сталино возле вот этой самой лавочки!». Как видим, после смерти комбрига однополчане исполнили его последнюю волю». https://www.webcitation.org/mainframe.php
Каких только улиц в Донецке нет! Можно перемещаться по «сакральной географии» города как по всем памятным эпизодам и именам отечественной истории. Есть проспект Дмитрия Медведева — того самого, легендарного разведчика, борца с украинскими националистами. Есть улица Сергей Тюленина, молодгвардейца, да и ещё одна есть — в честь всей Молодой гвардии. Есть улица в честь ещё одного освободителя Донбасса, маршала Фёдора Толбухина, и памятник ему тоже есть. И, наконец, есть улица в честь всех бойцов 230-й стрелковой дивизии — награждённой за освобождение Донбасса орденом Суворова и получившей почётное имя Сталинской.
Нигде на Украине уже этого нет. А тут — осталось и сохраняется как величайшая святыня. Более того, преумножается!
7 сентября состоялось торжественное открытие бюста Героя Советского Союза Ивана Панфилова на пересечении улицы Артёма и проспекта Панфилова. Установлен памятник при поддержке Фонда сохранения культурного и исторического наследия «Возрождение».
Можно задать недоуменный вопрос: но ведь Панфилов не участвовал в освобождении Донбасса? Он защищал Москву, и погиб под ней же в 1941 году.
Однако именно в том, что накануне своего регионального праздника в Донбассе посчитали правильным почтить память военачальника, отстоявшего от врага столицу всей Советской Родины и есть высокий и понятный смысл. Он заключается в уважении и понимании той истины о единстве своего народа и страны, который превосходит любую «местечковость». Не защити Панфилов Москву — никогда уже был бы освобождён Донбасс. Поэтому ему честь и слава, и вечная благодарность, как и всем тем, кто бил врага под Сталинградом, Ленинградом и на всех других фронтах — приближая тем самым и день общей победы над нацистами, и частные даты отступления их из разных захваченных областей. В Донбассе очень живо сохранилось это «чувство большой истории», которое уже вытравили у прочих украинцев.
Нет никаких сомнений, что священная для Донецкой и Луганской Народных Республик дата 8 сентября — лучший фундамент для их идентичности. Фундамент, на котором прочно стоит здание их молодых государств.
Григорий Игнатов
Комментарии