БАБА: почему на Руси так называли женщин, а на Востоке - мужчин
На модерации
Отложенный
Простое слово «баба», состоящее из сочетания лёгких для произношения даже для ребёнка звуков «ба-ба», имеет довольно много определений. Но самое интересное, что на Руси бабами называли некоторую категорию женщин, а в восточных странах - мужчин, и этому есть своё объяснение.
Русская баба
В русской интерпретации ударение в слове «баба» падало на первый слог и привязывало его значение к понятиям женщина и бабушка, поскольку оно означало «врата, дающие новую жизнь».
Согласно самой распространённой трактовке словом «баба» малолетние дети, не умеющие ещё разговаривать, называли жившую с ними, но отличную от мамы женщину, которая не могла накормить их (грудью). Именно поэтому лексема «мама» состоит из мягких обволакивающих звуков, а в грубоватом слове «баба» словно сконцентрировано всё недовольство ребёнка.
В отличие от детей взрослые именовали бабами самых разных женщин: от тех, кто реально существовал, до мифологических персонажей.
Реальные бабы
Изначально на Руси бабой именовали принимавшую роды повитуху, которая следила за здоровьем чада и роженицы в первые дни после рождения. Именно ей доверялось купать и пеленать малыша на протяжении девяти дней от роду.
Позднее бабами стали называть всех знахарок и целительниц, которые готовили лечебные снадобья, а также ворожей и колдуний, гадавших и снимавших порчу. Им приписывались сверхъестественные способности, их опасались и уважали (Баба Яга).
Со временем данная лексема лишилась своего ореола, и бабой стали кликать всех умудрённых опытом замужних крестьянок в возрасте.
Если недавно свившая семейное гнёздышко женщина первым рожала сына - её принято было величать «молодухой» или «молодкой». Но если новобрачная воспроизводила на свет сначала девочку - она тут же переходила в разряд баб. О тех женщинах, у которые после нескольких сыновей появлялась дочка, говорили, что она «обабилась».
С XVIII века за словом «баба» прочно закрепилось значение простой, работящей, необразованной замужней женщины из низшего сословия, которой противопоставлялась утончённая дама из высшего общества.
В дореволюционной России обращение к простолюдинке словом «баба» не вызывало у неё никакой негативной реакции. Не зря публицист Николай Шелгунов отмечал: «В русском народном лексиконе нет слова женщина, а есть баба или девка… Вся Россия, сверху донизу, не знала другой женщины, кроме бабы».
Однако позднее оно вошло в ранг лексем с явным фамильярным и пренебрежительным отношением к объекту, и поэтому, чтобы ненароком не обидеть представительницу прекрасного пола, её называли не бабой, а женщиной.
Подобная смена трактовок, вероятнее всего, произошла из-за того, что образ бабы повсеместно ассоциировался с крупной, неухоженной, грубой, не нуждающейся в защите особой, способной выполнять самые тяжелые деревенские работы.
Не случайно в народной среде были распространены такие выражения как: «у бабы забот полон рот», «баба с возу - кобыле легче», «курица - не птица, баба - не человек», «конь-баба», «бой-баба».
Мифические бабы
Словом «баба» на Руси часто обозначались мифические существа женского рода, обладавшие демонической силой.
Всем известная с детства Баба Яга была старухой, служившей привратницей мира мертвых.
Белой Бабой именовали водных духов русалку или водяницу, Лешей Бабой именовали лесного дьявола, Баба Мара – иное название кикиморы, Баба-запечельница – мистическая жительница домашней печки, а Баба банная – обитательница сакральной бани.
В древности непременным ряженым персонажем Святок и Масленицы была очень рослая Белая Баба, олицетворявшая собой смерть, покойницу, дух предков или существо, связанное с загробным миром.
Чаще всего чтобы изобразить её, прибегали к помощи двух одетых в белые рубашки парней, один из которых садился на плечи другого, достигая более внушительного роста. На Святки Белая Баба бегала от окна к окну, заглядывала в них и пугала жильцов, а на Масленицу символизировала холод и смертоносное начало, изгоняемое с приходом весны.
Слово «баба» использовали и для обозначения некоторых болезней, например, моровое поветрие звалось белой или красной Бабой, а оспа – бабухой.
Бабой обзывали последний сжатый сноп, который наряжали в женские наряды и отправляли на участие в жатвенных обрядах: его устанавливали в центре площадки и весь собравшийся на празднике люд водил вокруг него хороводы.
Кроме того, в древнем пантеоне во времена матриархата существовала богиня домашнего благополучия, тишины, здоровья и плодородия Баба, к которой устремляли свои молитвы повитухи и обычные женщины в поисках заступничества. В честь неё устанавливались каменные или деревянные идолы, располагавшиеся у рек или на возвышениях. Впоследствии культ Бабы плавно перетёк в культ богини Берегини.
Тюркский баба
В тюркских языках слово «баба» произносится с акцентом на последний слог и употребляется в значении «отец», «старейшина», «предок», «основатель рода».
В энциклопедическом словаре Фридриха Брокгауза и Ильи Евфрона отмечено, что термин «баба» в восточных странах прибавляется в качестве почётного титула к собственным именам прославленных духовных лиц, в частности тех, кто посвятил себя аскезе.
В «Исламском энциклопедическом словаре» изданным А. Али-заде, под словом «баба» подразумевается странствующий религиозный проповедник, а также наставник турецкого ордена суфиев.
Каменные бабы или балбал
На огромной территории от восточного берега Азии до юго-востока Европы на курганах и перекрёстках значимых дорог, степных холмах и майданах с доисламских времён до наших дней возвышаются идолы-валуны, именуемые каменными бабами.
Эти сакральные памятники, датируемые IX-XIII веками, являются культурным достоянием половцев – кочевого тюркского народа, потомками которого являются современные татары и кыпчаки.
Весьма интересно, что подавляющее большинство обнаруженных половецких каменных баб представляют собой изображение вовсе не женщин, а мужчин.
А объясняется это тем, что слово «баба» в данном случае есть производное от тюркского термина «балбал», которое переводится как «идол».
Эти истуканы символизировали собой обобщённый образ умерших пращуров, которые должны были оберегать многочисленных потомков. Именно поэтому у всех каменных баб руки были сложены на животе, держа в ладонях чашу для жертвоприношения, а рядом с ними создавались специальные святилища, где воздавались почести умершим.
Все каменные бабы, вне зависимости от их пола, высекались с голым торсом, и, по мнению историков, так половцы подчёркивали своё отношение к предкам, которых расценивали как «кормильцев рода».
С течением времени каменные бабы стали воздвигаться в честь павших в битвах половецких вождей и ратников, как символ воинского духа и бессмертия. Но вне зависимости от того кому они были посвящены, идолы всегда смотрели на восток.
Комментарии