Китай вталкивает Россию, Украину и Белоруссию в союз ассоциированных государств

На модерации Отложенный

 
Появление в Минске членов российского правительства чуть ли не в полном составе и во главе с премьером навело изрядного шороха – на Западе полагают, что десант из Москвы прибыл проводить аудит накануне окончательного поглощения синеокой республики союзной Россией. Только это будет не совсем поглощение и не только Белоруссии.
 
Решение о форме и контурах нового союзного государства в Кремле уже принято, и Москва ничуть не кривит душой, заверяя, что новый союз «будет основан на независимости России и Белоруссии». Добавим: и Украины с Молдавией, а может, и не только. Форму, надо сказать, придумали идеальную – ассоциированные государства, оформленные в союз. В Европе мы будем не первыми. Ватикан ассоциирован с Италией, Монако – с Францией, Лихтенштейн – со Швейцарией, а Андорра – с Испанией и Францией. Привет, ДНР с ЛНР, теперь вас «ассоциируют» одновременно с Россией и Украиной, а Приднестровье – с Россией и Молдавией. И одним махом решатся казавшиеся неразрешимыми территориальные споры. И не возникнет ни малейшего повода попенять, что более сильное государство поглотило менее сильные, ведь ассоциированные государства – независимые субъекты международного права. И украинцы не лишатся своей драгоценной «незалежности», и белорусы с молдаванами ничего не потеряют – лишь обретут. 
 
Последнее китайское принуждение
 
Между прочим, Украина в составе Союзного государства могла появиться ещё летом 2008-го. Тогда в мае Кабмин официально объявил, что «по поручению премьер-министра Юлии Тимошенко» группа правительственных экспертов прорабатывает «форму вхождения» Киева в союз Минска с Москвой. Выгоды от такого альянса были настолько очевидны, что на имя госсекретаря Союзного государства Павла Бородина украинская сторона выслала подробный пакет предложений. Никаких возражений у Бородина, понятное дело, не возникло, и официальную процедуру принятия Украины в Союзное государство назначили на конец августа. А в начале августа разразилась пятидневная война с Грузией. Чью сторону в конфликте с Россией и занял тогдашний президент Украины Виктор Ющенко. Но Тимошенко и не подумала сворачивать интеграцию, и тогда секретариат президента обвинил её в «измене Родине». На что «газовая принцесса» ответила в свойственной ей манере: «Надо нанять столяра и поменять вывеску на секретариате – написать «палата номер шесть». Но поскольку переубедить Ющенко Тимошенко, увы, так и не смогла, в сентябре её фракция вышла из правящей коалиции в Раде с фракцией президента. А далее в Киеве разразился острый политический кризис. И стало совсем не до интеграции. 
 
Опустим недавнее признание сменщика Тимошенко, Николая Азарова, что-де не случись майдана, Украина вошла бы в Союзное государство до конца 2014 года. Поговорим о делах нынешних. Казалось бы, о каком союзе можно говорить, если наши страны, по мнению немалой части украинцев, чуть ли не воюют? Тем не менее повод об этом поговорить возник – и повод веский. Этой осенью на Украине пройдут местные выборы. Но одновременно с ними Владимир Зеленский и глава его администрации Андрей Ермак задумали провести то ли референдум, то ли плебисцит на тему федеративного устройства страны и изменений в конституции. «Проведение референдума, – уверяет бывший депутат Рады и член украинской делегации в ПАСЕ Борислав Берёза, – требование Путина. Сдача Украины идёт незаметно, но – полным ходом». На референдум, если верить Берёзе, собираются вынести вопрос «согласны ли вы со вступлением Украины в Союзное государство России и Белоруссии?». То, что это якобы «требование Путина», оставим на совести националиста Берёзы, а вот то, что на включении вопроса об участии Киева в Союзном государстве настаивают китайцы, это, пожалуй, правда. В октябре Зеленский едет в Пекин – за 20-миллиардным кредитом. Одно из условий его выдачи – оформление союзных отношений с Москвой. В Пекине считают, что только Россия сможет гарантировать своевременный и беспрекословный возврат этого кредита.
 
Нехороший опыт взаимодействия с украинцами без высоких поручителей со стороны у китайцев, увы, имеется. При Януковиче они вбухали в строительство черноморских и азовских морских портов то ли 10, то ли 15 млрд долларов. Но из их инвестиций было освоено то ли 7, то ли 10%. Остальное растащили придворные Януковича, и об этих деньгах – в свете известных дальнейших событий – китайцам пришлось забыть. Теперь история повторяется: китайцы намерены по новой вложиться в развитие портовой инфраструктуры, а кроме этого выкупить несколько бюджетообразующих оборонных предприятий, включая Киевский и Харьковский авиазаводы, запорожский «Мотор-Сич» и днепропетровский «Южмаш». Но с одним непременным условием, о котором Зеленскому очень не хочется распространяться публично. Китайцы жёстко установили срок: в Союзное государство Киев должен подать заявку до конца текущего года. Не будет заявки – не будет кредита.
 
«Можно остаться без штанов»
 
На прошлой неделе вдруг выяснилось, что первое ассоциированное государство на постсоветской территории могло возникнуть ещё шесть лет назад – это публично подтвердил бывший польский премьер Дональд Туск. «В самые жаркие дни украинского кризиса, когда Минск занимался посредничеством между Евросоюзом, Россией и Украиной, Лукашенко позвонил мне и прямо предложил убедить ЕС, что он может быть гарантом мирного решения украинской проблемы, и поддержать его идею личного белорусско-украинского союза с ним как президентом двух государств». Форма альянса, предложенная Лукашенко, именно так и звучала – «союз ассоциированных государств». Кто при таком раскладе выступил бы Лихтенштейном, а кто – Швейцарией, уже не важно. Важно, что чуть не возник прецедент. И не исключено, что эта история вот-вот повторится – если Зеленскому станет страшно спрашивать соотечественников о возможном альянсе с Россией. Не хотите союза с Россией, намекают украинцам китайцы, оформляйте альянс с Белоруссией.
 
Что же до Белоруссии, то интеграция с ней завертелась полным ходом. В Минске – правительственный десант из Москвы (а состав-то каков: зампреды правительства Дмитрий Чернышенко и Алексей Оверчук, министры Антон Силуанов, Александр Новак, Михаил Мурашко, Денис Мантуров, Олег Матыцин и Ольга Любимова). В Москве – министр обороны Белоруссии Виктор Хренин. Вопрос с российским военным присутствием у соседей, похоже, решён. Глава думского комитета по делам СНГ Леонид Калашников объявляет, что Россия и Белоруссия готовы к введению единой валюты, «союзного рубля». Помните, как недавно возник слух о грядущей деноминации – «обрезании» от 100 рублей двух нулей? Вот, значит, к чему готовились. Одна-две недели, и станут известны все детали. А также примерная стоимость удовольствия. Одно, пожалуй, понятно: доллар будет по 75 копеек, почти, как в СССР. И водка – по 3,62. А колбаса – по 2,20. 
 
Самые неожиданные ассоциации
 
Самая замысловатая интрига в том, как продолжатся ассоциации. С Молдавией, кажется, наступает ясность – если 1 ноября на президентских выборах там победит Игорь Додон. Выборы – прямые, так что падким на европейские ценности парламентариям устроить междусобойчик в былом духе не светит. Обойти Додона тоже некому: ближайший конкурент, Майя Санду, отстаёт процентов на 10–12. А Приднестровье – на низком старте. Если Додон победит, уже в декабре 30-летняя эпопея непризнанного государства (на прошлой неделе отмечали круглую дату) завершится. Вначале (по «плану Козака», хотя, наверное, правильнее было бы назвать его «планом Бабича») Тирасполь объявит об ассоциации с Москвой. И чуть погодя – об ассоциации с Кишинёвом, уже после того, как ассоциацию оформят Молдавия и Россия. 
 
А вот дальше союз ассоциированных государств может принять самые неожиданные формы.
Далеко за примером ходить не надо. Сегодня литовский бюджет примерно на треть зависит от Минска. А Лукашенко на Вильнюс серьёзно обиделся – за подстроенную ему «картофельную революцию». Да так, что даже перестал выбирать выражения: «Они зажрались». Это он о литовском руководстве. Как же теперь литовцам китайский транзит? А никак – вместо Клайпеды будет Усть-Луга. И вот тут-то и возникнет интрига – уж не попросятся ли литовцы в ассоциацию с Белоруссией на правах Лихтенштейна? Между прочим, литовские банки тоже во многом завязаны на Минск, а в новейшей истории Литвы банкиры с неоднозначным гражданством уже приводили во власть своего президента Паксаса (правда, тот в своём кресле не усидел – ему объявили импичмент). 
 
Но с Прибалтикой – это, пожалуй, не завтрашний день, а послезавтрашний, а вот ассоциированный союз народных республик Донбасса (в границах бывших областей) одновременно с Россией и Украиной может оформиться в течение нескольких месяцев. На это в своём недавнем (скандальном!) интервью намекнул украинский переговорщик в трёхсторонней контактной группе, бывший премьер-министр Украины Витольд Фокин. По сути, это единственное решение кризиса на юго-востоке, которое в полной мере устроит всех и позволит, таким образом, закончить гражданскую войну. Есть пример Андорры, ассоциированной с Францией и Испанией. А ДНР с ЛНР ассоциируются с Россией и Украиной. Кстати, в 1994 году по аналогичному пути чуть было не пошёл Крым – правительство Евгения Сабурова такой вариант прорабатывало. Берлин и Париж такое решение только поддержат.
 
«Колонии», живущие лучше «метрополии» 
 
Возможностей у нового политического альянса, как видим, немало. Но с союзом ассоциированных государств, как принято говорить, не всё так однозначно. «Советская политика по выкачиванию ресурсов из русских регионов для развития республик дала впечатляющий – и абсурдный для нормальных империй – результат, когда «колонии» жили лучше «метрополии», – указывает публицист Ирина Алкснис. – И странно удивляться, что у тамошних элит возникло устойчивое чувство искреннего превосходства над живущей в ничтожестве Россией». Может повториться история? Да запросто! Проблемы обустройства нового союза – в какой угодно форме, пусть даже в ассоциированной, – хорошо забытые старые проблемы. Чтобы поднять Белоруссию, Украину и Молдавию, придётся усиленно развивать их экономику. С Белоруссией ещё туда-сюда, но на Украине и в Молдавии настоящая разруха. Да, китайцы обещают кредиты, но кому в конечном итоге их отдавать? Как и в случае с Крымом, вложиться в первую очередь придётся России. В известной мере – в ущерб целому ряду регионов. В СССР так и было: газифицировали Украину и Белоруссию целиком, по приоритетной программе, а газификация России тянется до сих пор. Где-то в России не построят завод, который построят в Белоруссии или на Украине. Вот, кстати. Сегодня проблема естественной убыли населения в России решается целиком за счёт соседних республик. В год умирают порядка 300 тыс. человек, а российские паспорта получают 500 тысяч. Две трети из них – украинцы, белорусы и молдаване, а остальные – из Средней Азии. Но если мы будем развивать союз ассоциированных государств, поощрять трудовую миграцию станет сложнее – этому воспротивятся наши партнёры! Откуда рабочую силу завозить станем? 
 
Ладно, допустим, решим мы эти вопросы. Но вот как быть с людьми? На Украине немалая часть народа считает, что их страна с нами воюет. В Белоруссии десятки тысяч протестующих и слышать не хотят о Союзном государстве. Как быть с ними? И не спровоцируют ли они новую волну социально-политических волнений, как в Хабаровске или Башкирии? На Украине, к слову, после АТО на руках населения – порядка 5 млн огнестрельных «стволов». Мы к этому точно готовы? При этом в ассоциацию с Россией настойчиво стремится страна, на которую Москва и так тратит больше, чем на Белоруссию и Крым вместе взятые (по словам члена президентского совета по межнациональным отношениям Богдана Беспалько). Это Армения. При этом даже самое обильное финансирование, отмечает эксперт, не гарантирует того, что интересы Кремля Ереваном будут учитываться. С другой стороны, установление ассоциированных связей с Баку и Ереваном могло бы положить конец карабахскому конфликту. Вопросов, как видите, немало. И задавать всё новые и новые можно до бесконечности. Кто будет приводить союзные республики к российскому стандарту? Наши варяги? А как их примут в Киеве и Минске, точно как братьев, с распростёртыми объятиями? «И где тогда строить российскую Силиконовую долину, – отшучивается экономист Михаил Хазин, – точно в России, а не поближе к Европе? Две Силиконовые долины для одной страны – многовато, а строить её в Белоруссии означает не построить её в России. Мы уверены, что так и надо?» Хазин, к слову, верно указывает: сама по себе интеграция скорее благо, чем зло, а сверхдержава должна быть многолюдной, только тогда у неё появляется перспектива. Но кто оплатит весь этот союзный банкет? Россия, а кто же ещё! Но ведь так уже было – и чем всё закончилось в 1991-м?
 
В том-то и дело, что деваться нам некуда. То, что не подберём мы, подберёт Варшава – а денег на это полякам британцы подкинут, по старой дружбе. Своих 40 млн населения для обустройства «новой Речи Посполитой» полякам маловато будет, отсюда попытка альянса с Литвой, Украиной и Белоруссией. Обратите внимание, «люблинский пакт» в Европе проигнорировали – делайте что хотите. А это – геополитический альянс, который впоследствии вполне можно оформить хоть в конфедерацию, хоть в ассоциацию. Понятно теперь, чем продиктована наша спешка?
 
Михаил Хазин, экономист
 
– Как раз открылось окно возможностей. Китай не то что не против «нового СССР», он целиком за», ведь этот «новый СССР» становится частью «китайского внешнеполитического контура». До Европы Пекину будет дотянуться проще простого. Америке не до нас. Европе, откровенно говоря, тоже. В своё время в Вене, ещё при Хрущёве, оговаривался формат «нового СССР», который Старая Европа готова была принять в свой «золотой миллиард» – без Закавказья и Средней Азии, но с Украиной и Белоруссией. Фактически то, к чему мы идём, это реализация задумок Римского клуба полувековой давности. У меня только один вопрос: не повторит ли Россия своих прошлых ошибок, когда наши соседи получали львиную долю пользы от симбиоза, а нам доставались объедки? Никто не объясняет, как будет выглядеть то, к чему мы идём, то ли союз, то ли альянс. У меня есть ощущение, что и в Кремле пока нет такого понимания, там лишь используют возникшую возможность. Как с Крымом. Белоруссия, Молдавия, наверное, и Украина. Но как это будет работать? Возможно, ответ сможет дать Сергей Глазьев, он уже давно занимается перспективами подобной интеграции и больше меня знает, как это реализовать. 
 
Лев Вершинин, политолог
 
– Лукашенко, как мог, ускользал от интеграции, но теперь ему остаётся только минимизировать последствия, добиваясь статуса свободно ассоциированного государства, то есть отдав часть полномочий (внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы), сохранить формальную независимость и внутриэкономическую автономию. Это будет непросто – с учётом аппетитов «Газпрома» и «Уралхима». Однако, думается, поскольку в последнее время Кремль, когда речь заходит о серьёзных вещах, стал более чуток к мнению Пекина, у него всё получится. А вот захотят ли проследовать тем же путём в Киеве и в Кишинёве – сложно сказать. Но жизнь может заставить – или, если угодно, Пекин.
 
Руслан Горевой