Пожалуй, самый значимый результат, который смогли показать лидеры российской оппозиции за годы своей подрывной деятельности, — это полная моральная деградация и собственное нравственное разложение. Бесконечные сексуальные и финансовые скандалы, воровство пожертвований сторонников и налоговые преступления, внутрипартийные интриги и подстрекательство к массовым беспорядкам — вот лишь часть тех «достижений», которые в любом государстве без сомнений приведут к реальному тюремному сроку.
Позорное бегство из России стало для проворовавшихся оппозиционеров единственным шансом остаться на свободе. Федеральное агентство новостей рассказывает об одном из таких «лидеров прекрасной России будущего» — Леониде Волкове.
Запрограммированная оппозиция
Холодной уральской зимой 1980 года в семье профессора-математика Михаила Владимировича Волкова и преподавательницы Уральского государственного университета имени А. М. Горького произошло долгожданное событие: 10 ноября Сусанна Борисовна Волкова (Купчик) родила крепкого мальчика. Сына назвали Леонидом.
Детство Лени не сильно отличалось чем-то от жизни тысяч советских семей Свердловска периода позднего социализма. Он поступил в тот же университет, где работали его родители, а в 2002 году окончил там математико-механический факультет. Спустя три года он отучился там же в аспирантуре, а в 26 лет стал кандидатом физико-математических наук.
Еще учась в вузе, Леня начал подрабатывать программистом. В 18 лет он пристроился на непыльную должность в компанию «СКБ Контур», занимавшуюся разработкой программного обеспечения для электронного документооборота, бухгалтерского учета и управления предприятием.
Видимо, Волков так и занимался бы всю свою жизнь системами электронного бухучета, если бы не резкий поворот в его судьбе, произошедший в 2009 году, когда он вдруг решил стать депутатом городской думы Екатеринбурга. Волкова сравнительно легко избрали в городскую думу, дав ему шанс на реализацию запросов людей, и создали предпосылки для будущей политической карьеры. Кандидат с «чистой» биографией, человек из IT-отрасли, да еще и самовыдвиженец — такой депутат представлялся идеальным выбором для многих избирателей, тем более что на выборы Волков шел с максимально конкретной программой городских изменений, вовсе не декларируя борьбу против власти.
В новом амплуа политика Леонид почувствовал себя очень комфортно. Быстро сориентировавшись, уже в середине того же года он заявил, что примыкает к движению «Солидарность», организованному за несколько месяцев до этого такими одиозными оппозиционными персонами, как Борис Немцов, Гарри Каспаров, Илья Яшин и Владимир Буковский.
Столь резкий политический «кульбит» Волкова стал полной неожиданностью для его избирателей. Однако начинающему оппозиционеру уже было не до них: позиция Волкова как члена постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию позволила выплеснуть протест на улицы. Это дало нужную картинку «народных волнений», о которых так мечтала «Солидарность».
Для такого уличного действа лучше всего подошел вопрос городской застройки — в частности, возможное храмовое строительство. В марте 2010 года Волков выступил организатором митинга против строительства православной церкви на площади Труда в Екатеринбурге. Удивительным образом эта публичная акция совпала с началом сбора подписей под обращением «Путин должен уйти», который затеяли в «Солидарности».
Интересно, что уже первый публичный митинг Волков готовил и проводил по всем канонам теперь уже известных методичек по «оранжевому» протесту, в том числе разработанных в 1973 году технологом цветных революций американцем Джином Шарпом. Там были и способы визуальной идентификации «своих» (значки, шарики оранжевого цвета), и выступления музыкантов и артистов, чтобы привлечь толпу, и использование заранее подготовленных активистов, удерживающих толпу на площади.
В октябре 2010 года Волков выступил соорганизатором еще одного митинга в поддержку «президента» нижнетагильского отделения фонда «Город без наркотиков» Егора Бычкова. Правда, митинг прошел вхолостую: Бычкова признали виновным в четырех эпизодах похищения людей, дав ему 3,5 года колонии строгого режима.
Впрочем, и борьба против православных храмов, и защита «братков» Евгения Ройзмана, избивавших наркозависимых в Нижнем Тагиле, не особо выбивались из общественной жизни Екатеринбурга. Однако, единожды связавшись с радикальным оппозиционным движением, Волков ожидаемо «покатился по наклонной», все больше отходя от позиции диалога с властью и сосредоточившись на голом протесте ради протеста.
Нужно отметить, что еще какое-то время Леонид демонстративно сторонился публичной политической повестки, стараясь выступать в роли серого кардинала различных действий оппозиционных сил. Этому во многом способствовало его IT-прошлое: Волков оказался одним из немногих, кто понимал важность современных информационных технологий в вопросе противостояния с властями.
«Облачная демократия» по заветам Гитлера
Свои взгляды на будущее общественное устройство России программист Волков изложил в книге «Облачная демократия», которую издал в 2011 году в соавторстве с оппозиционным политологом Федором Крашенинниковым. Там были вполне честно расписаны механизмы организации сетевого протеста через интернет-технологии и способы их финансовой и организационной поддержки через целый ряд новых методик, которые как раз вошли в употребление в начале 2010-х. И здесь Волков оказался не только теоретиком, но и практиком — впоследствии, уже сотрудничая с Алексеем Навальным, он весьма успешно реализовал ряд своих и чужих наработок, включая рецепты уже упомянутого Джина Шарпа.
Литературный труд Волкова примечателен не только этим. Идеальным политиком он в своей книге называет… Адольфа Гитлера, что, в общем, характерно для либералов.
«Вспомним Гитлера, — приводит пример Волков. — Конечно, не в смысле моральных качеств, а с точки зрения технологической это идеальный политик доинтернетного и даже дотелевизионного времени. Что он делал? Он ездил и выступал: выступал по радио, выступал лично, перед разными аудиториями. Таким образом он контролировал некий массив своих сторонников, которые не знали правду о нем, поскольку у них не было доступа к полной информации».
Как будет видно позже, Навальный вполне последовал этому совету своего сподвижника. Другие идеи оппозиционного программиста тоже не пропали зря. Многие из них пригодились при составлении обновленной методички «цифрового протеста», рассказывающей, как использовать соцсети и мобильные телефоны для организации протестов и «мирных революций».
Переход Волкова от «Солидарности» Немцова к политическим проектам Навального произошел, судя по всему, в конце 2011 года, на фоне масштабных «болотных» протестов. В середине 2012 года Леонид объявляет о создании общероссийской партии «Народный альянс» — якобы для реализации идей «электронной демократии», изложенных в книге, а в августе приступил к работе по организации выборов в «Координационный Совет российской оппозиции» (КС) в качестве председателя Центрального выборного комитета.
Выборы в Координационный совет оппозиции сопровождались изрядным количеством скандалов, которые, казалось, поставили под сомнение целесообразность проведения «оппозиционных праймериз». От участия в гонке были отстранены 64 кандидата, зарегистрировавшихся по призыву создателя финансовой пирамиды МММ Сергея Мавроди, а также нацисты Максим Марцинкевич (по кличке Тесак), Борис Стомахин и отбывающий пожизненный срок нацист Никола Королев. Кроме того, во время подведения результатов выборов были исключены голоса почти девяти тысяч человек, которые, как считается, действовали по указке Мавроди.
Первое место на выборах Навального и успех его сторонников вызвали подозрения, что Центральный выборный комитет (проводивший выборы в КС) и его глава Волков явно подыгрывали блогеру. Вскоре тайное окончательно стало явным: партия Волкова «Народный альянс» заявляет о поддержке Навального на предстоящих выборах мэра Москвы, а в декабре тот и сам выступает с программной речью на учредительном съезде партии. На том же съезде Волкова избрали в центральный совет «Народного альянса», а летом 2013 года он возглавил предвыборный штаб Навального на столичных выборах.
Тогда же стала понятной и роль Волкова в тандеме с Навальным. Пока последний «светил лицом» как член центрального совета «Народного альянса», Волков взял на себя организацию всей партийной работы, включая сбор средств и легализацию структуры. В организации Навального именно Волков отвечал за работу с пожертвованиями, которые шлет российская оппозиционная публика скандальному блогеру.
И тут математический талант Леонида в изобретении комбинаций и различных схем раскрылся по полной. Одной из наиболее удачных схем Волкова в части финансирования оппозиционных организаций стала работа с биткоинами — набравшей силу как раз к тому времени криптовалютой, транзакции в которой легко позволяли скрывать истинный источник происхождения средств.
Измени Россию — начни с жены
Другой громкий скандал, произошедший с Волковым в ходе предвыборной кампании кандидата в мэры Москвы Алексея Навального в 2013 году, случился, когда руководителя его штаба «застукали» развлекающимся с обнаженной стриптизершей в дорогостоящем ночном заведении — московском клубе PointRouge. Более того, как удалось выяснить изданию FLB.ru, появление Леонида Волкова в ночном клубе не было единичным эпизодом. Он является постоянным членом клуба с клубной картой №00174. Пикантности ситуации придавал тот факт, что Волков в то время был женат на Наталье Грединой и воспитывал сына и дочь, однако это его не останавливало не только от походов по злачным заведениям, но и от многочисленных интрижек на стороне.
Летом 2013 года Волков открыто домогался одну из сотрудниц штаба Навального — Екатерину Патюлину, что в итоге привело к конфликту Навального и заместителя Волкова Максима Каца.
«Все началось с того, что в меня влюбился Волков, — вспоминала Патюлина. — Мы познакомились с Леней в 2012 году в тот день, когда я пришла к Навальному, чтобы предложить развитие медийного ресурса в социальных сетях и построение инфраструктуры для активации сторонников и автоматического распространения контента. А поскольку Навальный считал Леонида специалистом в Интернете и соцсетях, он позвал Волкова, чтобы тот задавал мне каверзные вопросы. Ответы на них всех устроили, и мы начали потихоньку сотрудничать».
Вскоре Волков признался Патюлиной в своих чувствах и стал добиваться от нее близости.
«Может быть, просто семейная жизнь в Екатеринбурге его достала, а может быть, что-то еще, — предполагает Патюлина. — Судя по тому, что с женой он в итоге развелся и женился на Ане Бирюковой, которая теперь работает в ФБК (признан иноагентом. — Прим. ФАН) (а ранее работала в штабе социологом), эта теория недалека от реальности».
В результате личную историю между Патюлиной и Волковым пришлось разруливать Навальному.
«Я встретилась с Навальным, — вспоминала потом девушка. — Он не понимал, что происходит и почему Волков начал наезжать на Макса. Я объяснила ему, при чем тут Макс. Он сказал про Леню: «Я думал, он лишь хотел тебя трахнуть, но, оказывается, все не так просто!» До выборов оставалось фактически три дня. Потом Навальный встретился с Максом, и вдвоем они решили, что сейчас для общего дела важно «не дразнить Волкова», поэтому Макса и Леонида они развели с точки зрения деятельности по разным зданиям штабов».
После этого Екатерина Патюлина стала сперва работать, а потом и встречаться с Кацем, а рассерженный Волков добился от Навального увольнения своего конкурента.
Домик в Люксембурге
Начало массового сбора денег Волковым на деятельность Навального магическим образом совпало с его переездом с Грединой в 2013 году на постоянное место жительства… в Люксембург, где Волков в январе того же года устроился в некий венчурный фонд Next Stop Ventures, зарегистрированный в офшоре на Каймановых островах.
«Мои обязанности — поиск компаний для инвестиций, проведение переговоров, — объяснял оппозиционер. — Фонд еще не столь публичен. Буду о нем рассказывать, когда будет чем похвастаться. Но это очень интересная работа».
Действительно, работа фонда представляла определенный интерес. По информации из регистрационных документов Next Stop Ventures, одним из совладельцев этого офшора стал некий господин Андрей Вакуленко, работавший с 1996 по 2000 год в московском офисе американского фонда «Евразия» (Eurasia Foundation), через который финансировались все цветные революции, произошедшие на территории СНГ. В 2006 году после очередного шпионского скандала в Москве стало известно, что «Фонд Евразия» сотрудничает и с британской разведкой.
Работа Волкова в Люксембурге приносила ему хороший доход, поток пожертвований на «Прекрасную Россию будущего» тоже становился все обильнее, и вскоре оппозиционер смог приобрести себе и Гридневой скромный особнячок в живописной долине.
Правда, тут же семейные отношения между супругами в очередной раз приняли форму треугольника: в 2014 году после очередного возвращения из Люксембурга в Россию Волков сошелся с Анной Бирюковой, руководителем социологической службы ФБК.
Мимолетный роман перерос в устойчивые отношения. В конце концов, вдобавок к сыну Борису, дочери Маргаритеи первой жене Наталье, которые остались в Люксембурге и которым сам Волков, по его словам, «помогает», у финансиста ФБК появилась и вторая, московская семья, в которой в 2017 году родился еще один сын, Марк.
Вообще, как заботливый семьянин, он не забывает ни одну из своих жен. Из поступивших на счета Волкова в «Альфа-банке» около 106 млн рублей пожертвований от сторонников ФБК минимум 41 млн «народных средств» ушли в неизвестном направлении. Попавшие в СМИ банковские выписки со счета оппозиционера помогли разгадать и эту загадку.
Оказалось, что получавший официальную зарплату в 15 тысяч рублей «заместитель главного борца с коррупцией» регулярно оплачивал Грединой коммунальные услуги в элитном ЖК «Орлов», а также спускает по несколько сотен тысяч рублей на ее домашние нужды. Своей второй жене — Анне Бирюковой — Волков с завидным постоянством переводил суммы в 12 тысяч, 100 тысяч и 200 тысяч рублей с циничными пометками «на добрые дела», «оплата туфелек на вторую пару лапок» и т. п.
От домика в Люксембурге Леня так и не отказался. Несмотря на нелепые оправдания, что он-де оставил после развода недвижимость жене и детям от первого брака, выписка из земельного реестра Люксембурга показала, что дом в равных долях до сих пор принадлежит Волкову и его первой супруге.
Времени года — нет, а деньги — есть!
В 2015 году для сбора пожертвований на «Фонд борьбы с коррупцией» Волков создает специальный фонд, названный им «Пятое время года». По итогам «предвыборной кампании» Навального Волков отчитался о израсходованных 467 миллионах рублей, которые были пожертвованы ФБК. При этом никаких реальных отчетов о тратах нет, не было и не будет — вместо этого Волков представил почитателям Навального инфографику, которая «объясняет» расходы.
Как оказалось, никаких «пожертвований» у Волкова не было и в помине. 94% переводов криптовалюты составляли крупные суммы, в то время как «народные», мелкие пожертвования, декларируемые в качестве основных источников поддержки Навального и Ко, были крайне немногочисленны и составляли около 6% полученных Волковым средств. Несмотря на слова Волкова о «тысячах мелких жертвователей», основными спонсорами кампании, кроме него самого, являются другие сотрудники Навального, которые отдали на «шатание режима» около 40 миллионов рублей, не имея при этом подтвержденного источника таких больших доходов.
В том же году в Новосибирской области проходили выборы в законодательное собрание. Волков возглавил избирательный штаб партии ПАРНАС, но и эта избирательная кампания не обошлась без скандалов. В июле в Новосибирске прошла акция-выставка по противодействию нарушениям законодательства Демкоалицией. В частности, представители штаба коалиции и лично Волков, по мнению участников акции, расписывались вместо граждан в подписных бюллетенях. Кроме того, сторонники Навального, по утверждению местных активистов, не расплатились со сборщиками подписей.
В январе 2018 года НКО «Пятое время года» было ликвидировано по требованию Минюста РФ. Ключевым и грубейшим нарушением закона стало расходование фондом денег на неуставную деятельность, что прямо запрещено пунктом 1 статьи 24 ФЗ «О НКО».
Однако активная деятельность Волкова по сбору денег не прекратилась. В конце апреля 2018 года Волков вывешивает на своем сайте некий самодельный «отчет» с суммой трат на «избирательную кампанию Навального» в размере почти в 368 млн рублей. Суммарные траты на ту бесплодную деятельность и вовсе превысили 467 млн рублей. Если даже поверить красивым картинкам, дебет не сошелся с кредитом минимум на 100 млн рублей.
Через несколько дней после ликвидации «Пятого времени года» Волков стал главой нового НКО — «Фонд правового обеспечения граждан», — зарегистрированного по адресу жилого дома в маленьком городе Воткинске в Удмуртии, и продолжил принимать щедрые «пожертвования».
Революционные курсы Госдепа
Заработав денег, осенью 2018 года Волков решает съездить в США — лично отчитаться перед кураторами и спонсорами из Госдепа и «Национального фонда демократии» (NED), а заодно и пройти обучение «технологиям лидерства» в Йельском университете по программе Maurice R. Greenberg World Fellows Program по примеру Алексея Навального.
Вернувшись после «обучения» в Москву, свежеиспеченный «дипломированный лидер» приступил к осуществлению планов Госдепа США по дестабилизации российского общества. Поводом стали выборы в Московскую городскую думу. Кандидаты от оппозиции не смогли честно собрать подписи, на основании чего им было отказано в регистрации. Когда в штабе Навального узнали об этом решении, оппозиционеры начали организовывать в Москве несанкционированные митинги, активно призывая людей в нарушение закона участвовать в этих акциях.
В августе 2019 года Следственный комитет РФ провел обыски в штабах и офисе ФБК. Следственные действия прошли в рамках расследования дела об отмывании денег. Верный соратник и бывший глава предвыборного штаба Навального Леонид Волков также подозревается в преступной легализации денежных средств в особо крупном размере, то есть в нарушении ст. 174 УК РФ.
По версии следствия, с помощью полученных нелегальным способом средств сотрудники фонда могли финансировать региональные штабы ФБК через учрежденные Леонидом Волковым структуры, в частности через фонд «Пятое время года». Также МВД подозревает Волкова в уклонении от уплаты налогов за несколько лет, сумма задолженности составляет 4,6 млн рублей. Всем участвующим в совершении финансовых операций с денежными средствами, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, грозит тюремный срок до семи лет.
Испугавшись ответственности перед законом за организованные в крупнейших российских городах массовые беспорядки и финансовые махинации, в августе Волков сбегает за границу, очень удачно выбрав время для посещения «невероятно важного» мероприятия фонда Немцова в Праге.
Понятно, что возвращаться в Россию Леонид Волков в ближайшем будущем не планирует. Теперь ему остается только разъезжать по Европе, кочуя между Люксембургом, Берлином и Вильнюсом, откуда теперь он может безбоязненно выпрашивать пожертвования на свою «прекрасную Россию будущего». Роль банального попрошайки биткоинов — вот чем остается довольствоваться когда-то способному программисту, попавшему в цепкую трясину оппозиционного болота и самому ставшему неотъемлемой частью этой протухшей субстанции.
Комментарии