Германская академия наук

На модерации Отложенный

 В Германии существует национальная академия наук. Если честно, для невежд (вроде автора этих строк) стало новостью, что до 2008 года  подобной академии не существовало. Ведь Германия были и остается лидером во множестве областей современной науки, а традиция университетской учености уходит здесь в раннее средневековье. Но поскольку страна – в отличие от, например, Франции, - лишь сравнительно недавно стала одной страной, и до сих пор несет в себе глубокий след идей федерализма, единой академии до сих пор не было. В Германии существовало и существует множество научных сообществ и академий, практически при каждом крупном университете. На роль лидера не без веских на то причин в последнее время претендовала академия Берлина и Бранденбурга. На роль Национальной академии наук была избрана "Леопольдина" в городе Галле (он же Хале), что на реке Заале - до вчерашнего дня Леопольдина носила имя Академии естествоиспытателей.

По мнению министра образования Германии решение о поднятии статуса Леопольдины было очевидным и давно назревшим шагом:

Страна, у которой есть столь уважаемая академия, как Леопольдина, давно должна была передать в руки этой академии решение важных международных и национальных вопросов.

Таким образом, к числу главных задач Лепольдины в качестве национальной Академии будет относиться оказание консультационных услуг немецким политикам, а также представление Германии на международном уровне.

Собственно, принципиально новыми эти задачи для Академии в Галле не являются: она уже на протяжении веков играла ключевую роль в определении судеб национальной научной мысли. Среди академиков состояли 166 лауреатов Нобелевской премии – причем все они были выбраны в члены Леопольдины до того, как получили престижнейшую из наград.

Сегодня членами академия являются 1300 ученых, работающих прежде всего в области естественных наук и медицины, 32 из них - лауреаты Нобелевской премии (например, Герхард Эрльт, лауреат Нобелевской премии в области химии).

 

 - Таким образом, мы лишь официально подтвердили то, что уже имеет место: президент Леопольдины по сути уже является главным представителем Германии в международном академическом сообществе.

 

Движение научной мысли немыслимо без обмена информацией, без тесных контактов между исследователями. Именно для достижения этих целей в Европе еще в пятнадцатом веке начали возникать научные общества. Леопольдина была основана в порядке частной инициативы в 1652 году (то есть, 355 лет назад) четырьмя немецкими врачами и естествоиспытателями. Затем к их сообществу присоединились другие коллеги, другие последовали их примеру: так, восемь лет спустя, в 1660 году, было основано знаменитое лонодонское Роял сэсайти, в 1666 году – парижская Академи дю сайенс. В конце 17 века кайзер Леопольд Первый закрепил статус академии специальным указом, с тех пор она получила название «Леопольдина». На протяжении последующих трех веков Леопольдина была ведующим объединением немецких ученых-естествоиспытателей.

Потребность в существовании центрального (национального и международного) научного лобби очевидна: достаточно вспомнить о таких проблемах, как глобальные изменения климата, сложные демографические процессы или неизбежно грядущих энергетический кризис. В том, чтобы в момент принятия кардинальных решений рядом с политиком, зачастую руководствующимся интересами сиюминутными или партийными, стоял мудрый и влиятельный советник – заинтересована не только политика. Заинтересовано в первую очередь общество.