Кому выгодна кома или гибель Навального

На модерации Отложенный

С какой стороны ни посмотри, будущей «революции» в России Навальный только мешает. Мешает оппозиции консолидироваться вокруг какой-то компромиссной фигуры, мешает выбрать более агрессивный метод протеста. Но зато как он хорош в коме! О, всё сразу меняется! Мёртвый Навальный — это джекпот, это идеально! Никакие оправдания Кремлю не помогут, потому что «всё и так понятно».

«Европейский союз решительно осуждает то, что кажется покушением на жизнь господина Навального», — так высказался представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. И мы с ним абсолютно солидарны, согласны и единодушны! Мы тоже решительно осуждаем покушение на жизнь господина Навального!

«Ага! — залает либеральная свора. — Значит, вы сами признаётесь, кремлёвские отравители, что Навальный был отравлен!»

 Постойте, тут не в чем «признаваться» — тут можно только просто допустить в качестве предположения тот факт, что известный всем Алексей Анатольевич мог быть КЕМ-ТО отравлен. И теперь, соответственно, главный вопрос — кем?

 Кремлём — ну, в смысле, тем, что обобщают этим словом? Давайте РЕАЛЬНО посмотрим на вещи и выскажемся о них предельно цинично.

 Навальный — не «проект Кремля», конечно. Он, как таракан в средневековых представлениях, «самозародился» среди мусора и грязи. Но сама фигура его в роли «вождя оппозиции» — амбициозная, авторитарная, монологичная и вождистская — Кремль вполне устраивала. «Было бы так, не было бы хуже», как говорится.

Навальный был относительно безвредным «полезным идиотом», которого стоило беречь, чтобы его место не занял какой-нибудь существенно более опасный персонаж — а так он ревниво «стерёг поляну» и заодно её беспощадно вытаптывал копытами своего преданного стада. Вся его активность по «стрижке баранов» была для государства безвредной, равно как и имитация «антикоррупционной деятельности». Навальный был типичным «меньшим злом» — и в такой роли допускался, аналогично существованию «Эха Москвы» или «Дождя». 

  Поэтому филиппики типа «Путин испугался «майдана» в Белоруссии и решил заранее отравить ключевую фигуру подобных событий в России» выдают желаемое за действительное. Никаким «Лениным» Навальный никогда не являлся и не является. Это «хитрый жук», который великолепно устроился сосать бабло и из западных грантов, и из карманов своей паствы — и ни на какие резкие шаги ему идти нет ни смысла, ни желания.

 И именно поэтому его и отравили! Отравили те, кому нужен НАСТОЯЩИЙ ЛИДЕР внесистемной оппозиции в России или ХОТЯ БЫ отсутствие лидера номинального, который всех в корень задолбал своей маниакальной несговорчивостью и неспособностью к коллаборации с коллегами по лагерю, — чтобы не мешался под ногами.

  Давайте подробнее. Что показал «майдан» в Белоруссии, прежде всего? Он продемонстрировал, что массовый протест таки вполне способен действовать без явных лидеров — ему достаточно средств координации, а лидеры, скорее, мешают. «Нехту» «не задушишь, не убьёшь», пока есть интернет, а оппофюрера сунул за решётку на месяц — вот и хана протесту. Непрактично-с. С другой стороны, а ну как в решающий момент он начнёт сильно артачиться, включит самолюбие тогда, когда всем нужно быть строго вместе, — и начнёт выделываться: «Вы можете идти на одну площадь, а я и мои сторонники пойдём на другую, все под такими лозунгами — а я под эдакими»? Один геморрой!

Итак, «скрипач не нужен», как мы выяснили. Более того, он вреден!

  Что сумел показать Навальный последними годами своей деятельности? Да почти полное фиаско во всех областях, к которым прикасался!

 Сплотил ли он вокруг себя российскую оппозицию? Наоборот! Он зверски разругался со всеми вокруг! Чтобы оценить степень взаимной ненависти «соратников», просто прочтите материал «Медузы», в котором её корреспондент «расчленяет» Киру Ярмыш, навальновского пресс-секретаря.

 С Ходорковским Лёша поссорился, со Световым тоже нет контакта, поссорился он и с великим Венедиктовым, с Собчак, и со многими другими, с кем надо было бы идти единым фронтом. Короче, вместо лидера оппозиции он превратился в ненавидимую и презираемую всеми токсичную фигуру.

Итак, союзников у него не осталось. Но, может быть, он и его команда лично представляют из себя такую весомую величину, что «перевешивают» всех остальных?

  Увы, нет. Взлетев на волне «расследований» (потому что так никто раньше не делал, удивила новизна), Навальный быстро сдулся. Шутка, повторенная дважды, и даже гораздо больше раз, уже никого не развлекает. Более того, расследование про «Конкорд» оказалось жутчайшим фиаско — «белый толчок смерти» нанёс по репутации Навального такой удар, что от реноме «инвестигейтора» мало что осталось.

 Но гораздо хуже было даже не это, а начавшиеся суды, которые привели к требованию ФБК выплатить компенсацию аж на 88 миллионов рублей. Навальный решил, что проще объявить себя банкротом! И ФБК — славный, орденоносный и титулованный ФБК — прекратил своё существование! Лёша остался без своего главного актива и бренда, с одними соболями и ярмышами.

 Окей, союзники — прочерк, главный бренд — прочерк. Что остаётся? Остаётся сам Навальный как личность. Годится он на роль «генерала революции»?

Мы все знаем ответ. Нет!

  Алексей — человек властолюбивый, тщеславный и жадный. Это всё неплохо, когда нужно быть «председателем компании», но не «Че Геварой». Там нужны другие качества — идейность и отмороженность. Можно ли Навального назвать идейным? Конечно, нет. Никакой идеи, в которую он свято верит, у него нет, а есть только риторика про «разом нас багато» и «прекрасная Россия будущего», что представляет собой самый дешёвый популизм, который всем надоел. Отмороженный ли он, готов ли лично метать булыжники? Снова — нет. Он слишком себя любит и ценит. Короче, личные качества Навального подходят только для работы в условиях мирного времени и небольших имитационных протестов.

  С какой стороны ни посмотри, будущей «революции» в России Навальный только мешает. Мешает оппозиции консолидироваться вокруг какой-то компромиссной фигуры, мешает выбрать более агрессивный метод протеста («Как это так, без меня выбрали? Никуда своих овечек не пущу!») вместо своих завиральных «умных голосований» и т. п, мешает собственной скомпрометированностью и «протухшестью».

Но зато как он хорош в коме! О, всё сразу меняется!

  Всем отлично знакомая «жертва режима», «личный враг Путина», «убитое будущее России», персона, которую хорошо знают на Западе. Насколько бесполезны были Немцов и Навальный живыми, настолько же выгодны они мёртвыми!

  Мёртвый Навальный — это джекпот, это идеально! Никакие оправдания Кремлю не помогут, потому что «всё и так понятно». Снова повод для санкций (ещё каких-нибудь), снова новый виток русофобской истерии, снова актуализации темы России как международного отморозка, киллера и изгоя — чтобы никто не забывал и не расслаблялся.

Да вот, собственно, зачем далеко ходить: «В Соединённых Штатах встревожены сообщениями о возможном отравлении российского оппозиционера Алексея Навального, если они подтвердятся, то это может повлиять на отношения между США и Россией, заявил советник американского президента по нацбезопасности Роберт О’Брайен»!

 И да, безусловно, отравление Навального связано с белорусским «майданом» — так же, как и успех последнего связан, в перспективе, только с невмешательством России. А чтобы иметь ещё один рычаг давления на РФ, чтобы она даже не смотрела в белорусскую сторону, как раз очень подойдёт мертвый «главный оппозиционер».

  Навальный стал разменной монетой в той игре, где считал себя за игрока. Бывает...

Григорий Игнатов