Ув. Виктор Мараховский. Творческая элита обезвреживает восстание

На модерации Отложенный

Сегодня, ув. друзья, для нас нет ничего актуальней боевых бардов.

Если бы я был Тёмным Властелином и ко мне, мирно разбирающему бумаги на троне из вражеских часов и запонок, вбежали приспешники с криком «Ваше ув. величество, на площади собирается огромная толпа недовольных, это мрачные целеустремлённые мужчины, полные несбывшихся амбиций и ресентимента! Велите глушить интернет, блокировать учреждения культуры и заводить на всякий случай ваш вертолёт со стразами?» - я, пожалуй, ответил бы:

- Нет, ни в коем случае, ув. приспешники! Наоборот.

Для начала подкиньте в интернет больше скорости. Чем лучше он будет работать, тем больше народу вместо того, чтоб биться об стражу, будут стримить с телефонов, стоя в сторонке, или останутся дома и будут держать руку на пульсе, а также мониторить, ретвитить и делать революцию в сетях. Пусть они сокрушат меня в информационном пространстве - снова. Я не против, я привык, мне даже нравится.

А теперь главное. Даже не вздумайте блокировать учреждения культуры. Творческие личности - это наши верные союзники, хоть они об этом и не знают.

Разбудите же и вдохновите на протест всю филармонию - пусть они поют песни протеста. Раскочегарьте все театры, особенно независимые. С помощью нечестивых ритуалов поднимите из маразма неупокоенных бардов 1960-х, включая призёров Грушинского фестиваля 1967-1976 годов. Прочешите всю столицу и свезите к месту протеста всех андеграундных исполнителей, все тантрические балеты и авангардные студии политического декупажа. Выкурите из подземных переходов и притащите самых немытых игроков на тамтамах. Призовите из богемных подвалов самых роковых поэтесс в чёрных платьях и двадцати лишних килограммах. Добавьте писателей и рэперов по вкусу. Распахните увитые плющом ворота мрачной психиатрической клиники и выпустите на волю художников-акционистов, снабдив их колючей проволокой, гвоздями, молотками и всем необходимым для самоувечий. Не забыл ли я кого-нибудь? Ах, да, конечно же, всех творческих редакторок и стримерш - и обязательно бьюти-блогерок. Пусть протест станет культурным событием этого сезона!

- Но зачем? - спросили бы приспешники.

- Затем, - ответил бы я, - что там, за стенами дворца, живут миллионы обычных человеческих граждан, чья жизнь не сахар и которые сейчас могут начать идентифицировать себя с протестующими. Я же через несколько часов выпущу моих верных стражников в чёрном и начну всю эту победившую меня информационно революцию жестоко побивать.

Поэтому, во-первых, пусть лучше граждане увидят на экранах своих кредитных смартфонов не сцены, где стражник бьёт их соседа и коллегу Петра, а сцены, где на стражника налетает боевой акционист, одетый в один только жёлтый надувной круг-уточку. Ибо когда тот получит по уточке, зрителю захочется внутренне отмежеваться от такого фрика, а не сочувствовать ему. И пусть хейтеры бьюти-блогерок ликуют, когда блогерки, существа по жанру процветающие и олимпийские, будут хныча показывать в инсте след от жестокого ботинка на своих недоступных телах.

А во-вторых - амбиции, яркость и громкость творческих личностей в среднем всегда заведомо и на порядок выше, чем их организованность. У них есть великолепный дар геймифицировать всё на свете. А превращение мрачного героического восстания с его лобовым пафосом в разноцветный рейв и чад кутежа избранной публики - это лучшее, чего может желать любой Тёмный Властелин.

Против фронды нет средства эффективней, чем обогащение её максимальным количеством нестерпимо ярких лидеров и интересных арт-событий. Пусть со сцены блогер противным голосом исполняет а капелла «всё идёт по плану». Пусть с памятника Мицкевичу крупнейшая молодая поэтесса города декламирует свой верлибр. И пусть в это время театр независимой пластики исполняет на разложенных картонках пантомиму «смерть арктических тюленей от загрязнения среды». Пусть со сцены также несутся выкрики "Мы показали свою волю и свободу" и "Нас объединяет любовь и общий подвиг, мы лучшие люди страны".

Поверьте: многим из тех, кто на площади, просто нужен драйв - так пусть они его получат. Итак, ув. приспешники, приступайте.

...Разумеется, эта сцена несколько утрирована. В реальности роль креативных личностей в победах тёмных властелинов над протест-менеджментом не так велика (куда большее значение имеет консолидация власти и силовых структур).

Тем не менее, сбрасывать креативный класс со счетов отнюдь не следует. Дело в том, что он, вне зависимости от того, процветает он на казённых заказах или же бьёт в тамтам в переходе - позиционируется как элита и некаквсе. А значит, ополчившись коллективно против государства, он отлично помогает государству убедить граждан, что перед ними не восстание их авангарда, а вакхическое безумие сумрачной нечисти.

К тому же именно этот, самый громкий, яркий и истошный голос протеста обычно при первых раскатах реальности внезапно умолкает и делает вид, что для него это было просто смелым творческим экспериментом, и начинает бубнить о том, что он исследовал границы дискурса и что музам не место на бойне, и вообще вскакивает в свой голубой вертолёт и отбывает в собственное арт-пространство, оставляя обычных людей по эту сторону шершавой реальности. А поскольку наши современники в значительной своей части тоже не столько ждут перемен, сколько любят исполнять песню Цоя о том, как они ждут перемен - то перевод чреватых уличных противостояний в нестрашную воинственную виртуальность они и сами нередко встречают с тайным облегчением.

Я припоминаю один показательный случай. Несколько лет назад, когда я издавал небольшой самопальный ресурс публицистического сарказма, один из моих ув. коллег пригласил меня на встречу с видным политтехнологом лет 55. Тот, выпив водки, жёстко спросил меня, не побоюсь ли я опубликовать разгромное расследование о том, что вся аграрная наша революция и импортозамещение есть большое надувательство.

Не побоюсь, ответил я меланхолично, если расследование будет хорошо задокументировано и логично.

Тогда жди, царственно сказал политтехнолог, через неделю я тебе пришлю.

После этого в течение полугода я два или три раза встречал его в компании общего знакомого и ехидно интересовался, как там разгромное расследование. Политтехнолог краснел лысиной, выпивал ещё водки и снова спрашивал, не побоюсь ли я, точно? Я в ответ начинал обидно хихикать.

И вот он наконец прислал мне письмо, сопровождавшееся припиской: «При публикации используй подпись Федот Остромыслов, это мой давний псевдоним».

Я хмыкнул и прочёл расследование, начинающееся так: «Жил да был один дед. Засадил репкой цельный огород. Поливал ее, пропалывал, окучивал, ухаживал за корнеплодами, как за родными дитятками. и в ответ, на его любовь и старания, репка народилась на загляденье. Как узрел он это, так тут же к царю батюшке побежал. Бросился в ноги, да как запричитает: Не вели мол казнить, а вели слово молвить! И... давай царю про небывалый урожай кружева плести, да себя нахваливать...»

Я изумлённо дочитал этот фолк до конца («...Пошел дед с орденом на груди домой. Идет, перед ним мужики шапки ломают, а он и не замечает. Смотрят мужики ему во след, кулаки сжимают, желваками играют, а слова вымолвить не могут...») и позвонил общему знакомому с вопросом, что это было и почему я потратил несколько часов своей бесценной жизни на разговоры с дятлом.

- Ну это же Саша, - ответил коллега. - Он творческая личность, он же бард вообще-то.

...Я почти убеждён, что бард-политтехнолог остался крайне доволен собой и сегодня уже уверен, что написал разгромнейшее расследование - которое просто побоялись публиковать.

В ситуации, когда цель состоит именно в том, чтобы остаться довольными собой - креативный класс и приносимая им геймификация создают прекрасный пожарный выход из любых противостояний.

 

.